Таблица 1 сенситивные периоды развития физических качеств

Личный опыт

У меня был интересный опыт волонтерской работы в классе с детьми, у которых были такие диагнозы как аутизм, гиперактивность и синдром дефицита внимания. На стене — четкое расписание на день, от которого не отклонялись ни на минуту. Строгий режим, внимательное отношение учителей и помощников, занятия, соответствующие возрасту, интересам и возможностям детей. Я была поражена: все дети охотно и успешно выполняли задания, все было мирно, тихо и доброжелательно. На перемене я сказала учительнице, что не догадалась бы о проблемах деток, если бы мне не сказали

Она расцвела: да, режим и особая структура занятий, принимающая во внимание особенности детей, творят чудеса. «Дома они ведут себя по-другому, — поделилась учительница. — Ведь дома невозможно обеспечить идеальный порядок. А эти детки не выносят сюрпризов, расхлябанности и непредсказуемости

Им нужно четко знать, чего и когда ожидать, и что от них требуется, и тогда они счастливы»

А эти детки не выносят сюрпризов, расхлябанности и непредсказуемости. Им нужно четко знать, чего и когда ожидать, и что от них требуется, и тогда они счастливы».

Этот опыт пригодился мне со своим сыном. Один из старших сыновей напрягал, и порой нешуточно, своей тягой к предсказуемости и порядку. Мне, личности творческой, это было непонятно, неудобно и иногда возмутительно. Мне казалось, что меня покушаются переделать. Когда я поняла своего мальчика, я постаралась изменить свое поведение, больше внимания уделять планированию, заблаговременно предупреждала его о намечающихся событиях, заранее выдавала его школьную форму из стирки, и острых углов удавалось избегать. В то время я считала себя экспертом в области развития мелкой моторики, но как-то совершенно упустила из виду естественную детскую любовь к порядку. Сейчас он главный мой помощник, и достается же нам от него! Его тяга к порядку при оригинальном уме выражается в дисциплинированном подходе к учебе, большой ответственности и надежности. Он любит математику, которая требует дисциплины.

Для плодотворного воспитания необходимо учитывать особенности различных периодов развития ребенка, чтобы максимально использовать каждый период. Например, если у мамы на повестке дня обучение ребенка чтению, а ребенок объективно к этому не готов, то результата ждать не приходится. Сенситивный период для обучения чтению наступает в возрасте около 5 лет, и стоит ли приносить ребенка в жертву лозунгу «читать раньше, чем ходить»? Можно, конечно, перехитрить природу и силой добиться желаемого, но результат не будет полноценным, и могут пострадать отношения с ребенком. Помните, как в русской сказке о медведе, который захотел в подражание крестьянину сделать лук, но только ломал прутья. А крестьянин, видя бесплодные усилия могучего, но неуклюжего друга, сказал ему, что для изготовления лука надобна не только силушка богатырская, но и умение, и терпение. Так и с ребенком. Мамы-тигры и папы-орлы, безусловно, будут добиваться результатов и писать книги об успешных детях. Вероятно, позже мы услышим от их звездных детей совсем другие истории.

В детском развитии есть общие правила, но в каждом конкретном случае возраст наступления определенных сенситивных периодов и их протяженность будут индивидуальны. Единственно, что хотелось бы отметить: как бы ни было сдвинуто овладение умениями конкретного ребенка, нужно помнить, что их последовательность неизменна. Т.е. пока ребенок не научился ходить, он не сможет бегать. Сначала ребенок учится произносить гласные, потом — согласные. Сначала — сидеть, потом — стоять. При задержках развития умения будут приходить позже и медленней, но именно в такой последовательности.

Больше полезных и интересных материалов о развитии детей — в нашем канале на .

Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность представляет собой возникновение на определенных стадиях развития индивида восприимчивости к различным воздействиям. Исследованием данного явления занимаются психология развития и педагогика.

Знания о том, в каком возрасте человек становится максимально восприимчивым, помогает составлять программы развития определенных навыков и способностей. Например, в возрасте двух-трех лет дети восприимчивы к языкам, поэтому именно в этот момент целесообразно развивать речевые навыки.

Если проигнорировать сензитивный период, то вернуться к нему будет уже невозможно, поэтому в будущем с формированием важных способностей могут возникнуть серьезные проблемы.

Сензитивные периоды длятся в течение определенного времени и заканчиваются вне зависимости от того, успел ли человек получить новые знания и умения. При этом сознательно повлиять на наступление сензитивного периода невозможно.

Поэтому родители должны знать, в какой момент ребенок становится наиболее восприимчивым к освоению нового опыта: это позволит сделать обучение максимально успешным и продуктивным. Чтобы не пропустить наступление сензитивного периода, следует как можно внимательнее наблюдать за особенностями ребенка, замечая наступление любых изменений в его характере и поведении.

Это позволит не только сделать обучение эффективным, но и предсказать наступление следующего сензитивного периода, что даст возможность создать благоприятную развивающую среду.

Интересно, что сензитивные периоды универсальны: они не зависят от культурных особенностей, национальной принадлежности и других факторов. У всех детей мира эти периоды наступают и заканчиваются приблизительно в одно и то же время.

Конечно, наступление сензитивного периода индивидуально, поэтому идеи фронтального обучения показали свою нецелесообразность. Можно сказать, что по-настоящему эффективными являются только индивидуальные программы обучения и развития.

Немаловажное значение имеет динамика протекания сензитивного периода: у всех детей периоды наибольшей восприимчивости протекают по-разному, что важно учитывать при составлении программ обучения. Все возрастные сензитивные периоды имеют постепенное развитие и начало их не всегда легко заметить. Проще всего наблюдать этап максимальной интенсивности сензитивного периода: в это время восприимчивость ребенка достигает пика

После этого удачный период плавно сходит на нет

Проще всего наблюдать этап максимальной интенсивности сензитивного периода: в это время восприимчивость ребенка достигает пика. После этого удачный период плавно сходит на нет.

Понятие сензитивных периодов

О сензитивных периодах впервые заговорил советский психолог и дефектолог Выготский Л.С. Именно он ввел понятие «зона ближайшего развития» и разработал теорию, по которой для естественного и гармоничного воспитания ребенка необходимо учитывать его сензитивность.

Сензитивный период в психологии— это временной промежуток в развитии, когда психика наиболее восприимчива к приобретению конкретного навыка. Педагогическая работа, построенная с учетом сензитивности, позволит ребенку легче усваивать новые знания и полноценно развиваться. Особенность психики в том, что навык, не полученный в сензитивный период, в дальнейшем потребует гораздо больше времени и усилий для освоения. В некоторых случаях, овладение им в более зрелом возрасте в том же объеме уже невозможно. Недостаток в раннем детстве знаний, эмоций, умений влияет на воспитание личности в целом и сказывается на протяжении всей жизни человека.

Специфика этого этапа развития человека в том, что психика особенно чувствительна к определенным аспектам и видам деятельности. Это не происходит на уровне сознательного, а прежде всего, проявляется в настойчивом интересе ребенка к какой-либо деятельности. Обычно сензитивные периоды развития ребенка «наслаиваются» друг друга, спад одного служит зарождением следующего. Для сензитивных периодов детства характерны следующие проявления в поведении:

  • настойчивое желание ребенка заниматься каким-то определенным видом деятельности, интерес к определенным аспектам окружающей среды;
  • повтор действий;
  • продолжительная деятельность без утраты интереса и энтузиазма;
  • малыш сильно расстраивается, если его прерывают или ограничивают в любимом занятии;
  • радость при получении результата от действий;
  • быстрая потеря интереса при достижении результата (означает закрытие одного этапа и начало нового).

Необходимо внимательно следить за подобными проявлениями, чтобы не упустить начало нового этапа и создать максимально комфортную сензитивную среду для воспитания. Использование естественного фокуса внимания в целях обучения, обеспечения ребенка необходимыми сензитивными и методическими материалами позволит добиться поразительных результатов. Эти сензитивные ступени определены физиологией, поэтому с учетом небольших индивидуальных изменений, характерны для всех.

Из-за особенностей индивидуального развития, личностных качеств некоторые стадии могут начинаться чуть раньше общепризнанных сроков, другие чуть дольше затягиваться. Это естественное явление, которое нельзя считать признаком нарушений в развитии.

Теорию Выготского Л.С. доработала известный педагог Мария Монтессори. Она дополнила и уточнила теорию, сфокусировавшись на сензитивных периодах раннего детства.

Как учёные узнали о сензитивных периодах

В начале XX века голландский биолог Хьюго Де Фриз исследовал процесс превращения гусеницы в бабочку. Он обнаружил, что гусеница, рождённая у корней веток дерева, стремится к свету — на концах веток она находит наиболее тонкие и молодые листочки для еды. Когда эта потребность у гусеницы удовлетворена, чувствительность к свету падает, а потом постепенно исчезает. И гусеница превращается в бабочку.

Эта теория стала популярна в научном сообществе и проявилась в концепциях различных учёных. В том числе она повлияла на работы Марии Монтессори в Европе и Льва Семёновича Выготского в России. Они считали, что то же самое происходит и с детьми — они переживают аналогичные трансформации во время своего развития.

Идея существования периодов, благоприятных для определённых трансформаций и развития, укрепилась у Марии Монтессори, когда она стала изучать труды французского врача Жан Поля Гаспара Итара. Он известен как воспитатель так называемого аверонского дикаря — мальчика 12 лет, который до этого времени был полностью изолирован от людей. Мальчик жил и воспитывался в среде животных, поэтому передвигался и общался непривычными способами.

Гаспар Итар был уверен, что, если создать условия и заниматься, то ребёнок научится говорить. Мальчик действительно приобрёл какие-то навыки, но нормального для своего возраста уровня развития так и не достиг, не смог научиться говорить.

Монтессори предположила, что для развития речи существует оптимальный возраст, и если этот возраст упущен, то речь не развивается. Как это и произошло с мальчиком Гаспара Итара.

Во времена Марии Монтессори и Л. С. Выготского не было доказательств существования сензитивных периодов. Учёные сделали свои выводы на основе наблюдений за детьми и оказались правы. Недаром их считают гениями педагогической и психологической мысли.

В 1996 г. были получены первые научные доказательства существования сензитивных периодов развития. Нейробиологи обнаружили, что в определённое время у детей одни нейроны становятся более активными, нежели другие. В моменты активности эти нейроны объединяются в нейронные ансамбли, которые отвечают за интерес и стремление ребёнка к определённым видам деятельности.

Через какое-то время ансамбли перегруппировываются: некоторые нейроны выключаются, начинают образовываться другие нейронные связи и создаются новые. Мозг выбирает — вот эти связи я сейчас поддержу, а эти — нет. Во время перегруппировки нейронных ансамблей малыша резко перестаёт интересовать то, чем он ещё вчера был очень увлечён. Зато возникает интерес к другим вещам.

Учёные назвали такие промежутки времени «окнами возможностей», или сензитивными периодами развития.

Вот характерные особенности сензитивных периодов развития:

  • Универсальны. Проявляются у всех детей, независимо от культуры, эпохи и семьи, в которой воспитывается ребёнок. Дети примерно в одно и то же время начинают разговаривать и ползать, возмущаться нарушению привычного уклада жизни и собирать соринки с пола. Но точное время начала, пиков и окончания индивидуально. В одном и том же возрасте некоторые дети нацелены больше на общение, другие — на движение.
  • Временны. Сензитивные периоды начинаются и заканчиваются в течение определённого времени, не длятся всю жизнь. Как только окно возможностей закрывается, дети начинают проявлять полное равнодушие к тому, что ещё совсем недавно притягивало и интересовало их. Последующее освоение навыков и умений уже не будет таким эффективным, лёгким и радостным. Часто эти навыки вне чувствительного периода осваиваются с какими-то нарушениями. Например, для изучения нового языка в старшем возрасте приходится прилагать больше усилий, чем в сензитивный период развития языка.
  • Бессознательны. Дети абсолютно не осознают, что с ними происходит. У них внутри как будто некий двигатель, который влечёт к тем или иным предметам или явлениям в окружающей среде. Малыши не могут сказать: «Мама, у меня начался сензитивный период развития речи, поэтому мне необходимо тесное общение и книги». Так что нам нужно самим наблюдать и определять пики.

150 игрушек и занятий для дома

Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет

Сензитивность как свойство темперамента

Под темпераментом понимается комплекс устойчивых индивидуальных качеств личности, которые определены особенностями высшей нервной деятельности и накладывают отпечаток на все поведение человека. К этим особенностям в первую очередь относится сила и скорость нервных процессов, а также соотношение возбуждения и торможения. Сензитивность – одно из проявлений темперамента, связанное, с одной стороны, с чувствительностью нервной системы, а с другой – с неустойчивостью и слабостью нервных процессов. Поэтому достаточно незначительного раздражения, чтобы возникла реакция.

Четыре основных типа темперамента общеизвестны, хоть и редко встречаются в чистом виде. Так вот сензитивность, особенно высокого уровня, присуща в большей степени меланхоликам. Это самый чувствительный и одновременно самый ранимый тип.

Есть и противоположное сензитивности качество темперамента, которое называется резистентностью – это сопротивляемость, повышенная устойчивость к воздействиям, в том числе и эмоциональным. Резистентные люди встречаются чаще всего среди флегматиков и сангвиников, они не только спокойны и уравновешены, но и отличаются пробивными способностями, упрямым характером, и готовностью идти к своей цели даже по головам своих друзей. Их переживаний они просто не замечают.

Поэтому те и другие находятся слегка за пределами нормы, те и другие нуждаются в коррекции, но тяжелее жить, несомненно, сензитивам.

Сенситивные периоды

Уровень чувствительности, или сенситивности, меняется с возрастом, а какие факторы на это влияют, читателю уже ясно. Что можно сказать о самих периодах?

Сенситивный период – это определенный этап в жизни, на котором есть все условия для формирования каких-либо качеств и способностей, а также видов деятельности. Например, развитие речевых навыков у ребенка происходит в промежутке между 1,5 и 3 годами. Для формирования той или иной функции необходимо, чтобы были созданы определенные условия, к ним можно отнести:

  • организацию окружающей среды;
  • педагогическое и тренерское влияние.

В определенные сенситивные периоды отмечается иной уровень восприятия организмом внешних раздражителей. Они меньше всего контролируются генетически, а человек становится очень восприимчивым к педагогическому, тренерскому влиянию. Однако есть и критические периоды. Что это такое, рассмотрим далее.

Деятельностный подход

Культурно-исторический
подход Когнитивистский подход

(теория Л.С.Выготского)
(теория Ж. Пиаже)

Л.С. Выготский
выдвинул и обосновал принцип
социально-исторической обусловленности
психики человека.
Принцип специфики развития психики
человека в онтогенезе

заключается в том, что на протяжении
жизни у человека формируется высшие
психические функции (ВПФ), культурные
и социальные по природе. Их появление
обусловлено характером жизнедеятельности
человека и его трудовой деятельностью.

Выготский говорил,
что существует две линии развития
человека: натуральная,
которая является результатом биологической
эволюции животного мира, и характеризуется
физическим, естественным развитием
ребенка с момента рождения, и вторая
линия – культурная,
которая является результатом исторического
развития общества. Она возникает при
появлении общения ребенка с окружающим
миром, т.е., условиями формирования «план
культурного повеления» является общение
ребенка с взрослыми, подражание им, что
способствует развитию высших психических
функций.

ВПФ
– сложные, прижизненно формирующиеся
психические процессы, социальные по
своему происхождению. Их отличительная
особенность заключается в том, что они
носят опосредованный характер, и в
произвольности. Их формированию
способствуют психологические орудия,
или знаки, имеющие определенные социальные
значения.

Выготский
сформулировал законы ВПФ:

— каждая ВПФ
появляется на сцене дважды: сначала,
как деятельность коллективная, социальная,
т.е., как функция интерпсихическая, и
второй раз, как действие индивидуальное,
как внутренний способ мышления ребенка,
или как функция, интрапсихическая.

В основе
формирования ВПФ лежит

сотрудничество ребенка с взрослым,
общение, в широком смысле слова. Их
формирование подчиняется закону
интериоризации. В понимании Выготского
интериоризация – это процесс перехода
знака из внешнего плана во внутренний
план.

Взрослый знаком
воздействует на ребенка, побуждая его
что-либо сделать. На второй стадии
ребенок перенимает способ обращения,
и начинает словом или знаком воздействовать
на взрослого. И на третьей стадии ребенок
начинает воздействовать словом, или
знаком на самого себя, т.е., ВПФ становитсярегулятором
поведения.

Экстериоризация
– процесс, противоположный интериоризации,
и является не только механизмом развития,
но и началом мышления.

В ходе развития
ребенка совершенствуются оба эти
процесса.

Закон развития
ВПФ определяет новое понимание роли
среды в развитии. Согласно
Выготскому, социальная среда

– источник развития, т.к. ВПФ формируются
у ребенка в сотрудничестве с взрослым,
то их формирование тесно связано с
обучением, и обучение – высшая сила
развития. Проблема соотношения обучения
и развития – это особая проблема, и
Выготский говорил о том, что обучение
хорошо только тогда, когда оно забегает
вперед развития, подтягивая его за
собой.

Так же Выготский
говорил, что развитием можно управлять,
и здесь он выходит на уровни развития:

— Актуальный
уровень развития;

— Зона ближайшего
развития.

Уровень актуального
развития

характеризует успехи ребенка. Это то,
что ребенок может выполнять самостоятельно,
без помощи ребенка.

Зона ближайшего
развития

это расстояние между уровнем настоящего
развития и возможного. Это то, что ребенок
сегодня делает с помощью взрослого, а
завтра – самостоятельно.

Используя в своих
исследованиях экспериментально-генетический
метод, Л.С.Выготский показал, что
психическое развитие – это процесс
взаимодействия реальных и идеальных
форм. Под идеальными формами он понимал
культурные и духовные богатства общества.
С точки зрения ученого, в каждом возрасте
существуют доминирующие функции: в
раннем возрасте – восприятие. В дошкольном
возрасте – память, в младшешкольном –
мышление. Условия развития психики –
морфологические особенности мозга и
общения. Процесс развития психики
происходит в форме усвоения,
или присвоения социокультурного опыта.

Чувствительный период восприятия заказа

Этот период длится от 0 до 3 лет, при этом фаза наибольшей
интенсивности происходит в среднем в возрасте от 2 до 2,5 лет.

Сразу же следует отметить, что порядок означает нечто
отличное от порядка для ребенка, нежели для взрослого. Монтессори говорит:
«Для ребенка порядок — это то же самое, что и для нас земля, по которой мы
ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает». В раннем детстве
человеческий разум извлекает из окружающего его мира ориентирующие элементы,
необходимые для его последующего овладения окружающим миром».

Мы можем только начать представлять себе, что происходит с
ребенком в отсутствие порядка, когда вспоминаем, как трудно было изменить
привычный образ жизни и привычные ориентиры «в связи с переходом к
рыночной экономике». Но у нас была семья, и это помогло нам удержаться на
плаву, к лучшему или худшему. Ребенок, с другой стороны, с самого начала не
имеет ничего стабильного.

Прежде всего, внешний порядок может помочь ребенку понять
хаос этого мира. Она не только устанавливает власть человека над вещами, но и
способствует тому, что ребенок в этом возрасте выстраивает внутренний порядок
внутри себя, основанный на нем. Можно сказать, что в его будущей жизни
внутренний порядок в мыслях, поступках, законопослушании и уровень
саморегуляции его поведения в целом развивается до такой степени, что окружение
ребенка от 0 до 3 лет является упорядоченным. Ребенок питает настоящую страсть
к поддержанию обычного порядка и громко выражает негодование, когда его
нарушают взрослые. И поскольку это происходит почти постоянно, у нас есть образ
2,5-летнего ребенка как капризного и непонятного.

И ему отчаянно нужен порядок, особенно в трех областях: в
его окружении (в комнатах), во времени и в поведении взрослых по отношению к
нему.

Сенситивные периоды физического развития

Формирование движений у детей происходит в установленной последовательности. Для того, чтобы выполнить любое движение нужно проявить определенные физические качества, иметь быстроту и ловкость, затратить некоторую силу. Поэтому наряду с развитием главных движений идет и формирование физических качеств. Степень развитости физических качеств обуславливает качество и количество движений, которыми обладает малыш.

Физические качества характеризуются неравномерностью развития в разные периоды жизни детей. В одно время определенные качества формируются одинаково быстро и синхронно, в другое время – качества нарастают с различной силой. Этапы, в которые то или иное качество формируется наиболее сильно, называются сенситивными.

Сенситивные периоды способностей и сенситивный этап формирования физического развития длятся приблизительно от одного года и до четырех лет. Благодаря движениям, которые сопровождаются интенсивной вентиляцией легких детей, происходит насыщение кислородом крови в достаточном количестве для питания им клеток головного мозга, участвующих в формировании функций психики.

Течение данного периода не всегда однородно и характеризуется моментами, когда малыш сосредоточивает внимание на конкретных действиях или движениях. В начале этого сенситивного периода детей интересует только движения, а впоследствии их интересуют более трудные действия, для того, чтобы их выполнить, малышам нужно обладать определенной степенью координации, выразительности и свободы движения

Ловкость, быстрота, динамическая и статическая сила – физические качества и функционально-двигательные навыки, такие как координационные и ориентационные склонности, дифференциация пространственных характеристик и силовых напряжений, умеренно формируются в возрасте пяти лет. Также в этот период получают развитие и два главных движения – прыжок и равновесие.

В возрасте шести лет наблюдается умеренный рост в формировании трех качеств, таких как гибкость, выносливость и скоростная сила, двух склонностей, таких как дифференциация пространственных характеристик и ориентационные способности. Более ускоренно происходит развитие следующих немаловажных движений: метание, ходьба, движения ногами и руками.

Сенситивные периоды способностей и рост двух способностей – дифференциации силовых напряжений и координационных способностей обуславливают седьмой год жизни. Также данный этап характеризуется умеренным, ускоренным развитием гибкости и ловкости, умеренным развитием таких основных движений, как бег, ходьба, метание, прыжки, движения ногами и руками.

Сенситивный период дошкольного возраста также характеризуется развитием невербальной памяти, а именно – двигательной, которая играет важную роль в управлении движениями.

Период раннего детства – это возраст, когда происходит формирование потребностей в энергичной двигательной деятельности и запуск механизмов формирования всех способностей детей. Если пропустить данный период, то потом его будет или невозможно или достаточно трудно наверстать. Именно поэтому настолько важна оздоровительная и коррекционная работа по физиологическому воспитанию.

Двигательная детская деятельность в раннем возрасте требует разнообразного подхода, который, прежде всего, заключается в обучении локальным движениям (движениям частей тела), соединениям движений тела, цельным движениям — перемещениям тела. Локальным движениям и сочетаниям движений можно обучить с помощью развивающих упражнений. Целостные движения – это прыжки, ходьбы, метание бег.

В процессах научения детей основным движениям следует целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость и др. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена от степени развитости физических качеств.

Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств

Именно поэтому настолько важно физическое воспитание малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом

Возраст детей от семи и до десяти лет, вне зависимости от своего морфофункционального вида, характеризуется довольно высоким уровнем сенситивности в влиянию физических нагрузок и самым большим количеством этапов с высочайшим естественным ростом двигательных качеств. А период с десяти лет и до тринадцати характеризуется наименьшим количеством таких этапов.

Сензитивные периоды развития личности

В сензитивный период человек наиболее предрасположен к воздействию педагогической среды. Любое обучение играет важную роль в формировании личности ребенка.

Справка! Для развития определенных черт характера малышу требуются наличие благоприятных условий в социальной среде и качество предоставляемых знаний и умений.

Среди основных сенситивных периодов развития личности можно выделить следующие этапы:

  1. С рождения до 1,5 лет. Активное формирование двигательных способностей.
  2. От 1 года до 4-х лет. Появляется интерес к небольшим деталям.
  3. От 1,5 до 4-х лет. Координационный период.
  4. От 2-х до 4-х лет. Формируется понимание порядка.
  5. От 2-х до 6 лет. Развивается восприятие музыкальных композиций и звуков.
  6. От 2-х до 6 лет. Ребенок хорошо обучается этикету и вежливому общению с окружающими.
  7. От 2-х до 6 лет. К этому возрасту относится благоприятный период для развития дифференциального восприятия.
  8. От 3-х до 5-6 лет. Хороший возраст для освоения чтения.
  9. От 3,5 до 4,5 лет. Благоприятный период для освоения письма.
  10. От 3,5 до 4,5 лет. Психологи советуют развивать пространственное восприятие.
  11. От 4-х до 6 лет. Возраст подходит для освоения элементарной математики.

Физические способности ребенка необходимо развивать в любой период, вне зависимости от того, сколько ему лет.

На картинке можно ознакомиться с основными этапами формирования выносливости, силы, быстроты, ловкости и гибкости.

Этапы сензитивного развития

Сензитивные периоды психического развития

Психическое развитие индивида представляет собой последовательный переход от одной фазы к другой. При этом на каждом этапе формируются разные направления психики.

Справка! Мария Монтессори – знаменитый итальянский педагог, считала, что быстрое, радостное и полноценное обучение у ребенка может протекать только в том случае, если учитывать соответствующий сензитивный этап.

Среди основных сензитивных периодов развития можно выделить:

Этап развития речи, на котором ребенок учится понимать, осознавать и воспроизводить слова. Длится с рождения до 6 лет.
Этап восприятия порядка. Длится с рождения до 3-х лет. В этот период у ребенка формируется внутренний порядок во времени, окружающей среде и обществе взрослых.
Этап сенсорного развития. Длится с рождения до 5-6 лет. Для этого этапа характерно улучшение развития органов чувств.
Период восприятия небольших предметов. Длится от 1,5 лет до 2,5. На этом этапе малыша интересует формирование целого и его частей. Именно поэтому дети в этом возрасте любят разглядывать маленькие предметы, бить и ломать вещи. Благодаря этому, они начинают понимать, что мир состоит из небольших частей.
Этап развития действий и движений. Длится с 1 года до 4-х лет. При малоактивном образе жизни последующее учебное развитие малыша замедляется.
Этап формирования социальных навыков. Длится с 2-х до 6 лет

В этот период малыш начинает понимать важность вежливого поведения.

Сензитивный период развития речи

Длится сензитивный период развития речи от 0 до 6 лет. Начало он берет еще в фазу пребывания малыша в утробе матери.

Развитие речи

В данном периоде можно выделить 5 этапов развития речи:

От рождения до 4,5 месяцев. Ребенок воспринимает речь как что-то особенное, пытается подражать звукам. Пытаясь надуть пузыри или выплюнуть что-то, малыш тренирует мышцы речевого аппарата.
От полугода до 1,5 лет. В этот период ребенок старается сознательно выражать мысли при помощи речи. На этом этапе малыш выговаривает первое слово. К полутора годам ребенок пытается выразить свои желания и чувства на своем «детском» языке

Для эффективного развития речи важно много общаться с малышом, рассказывать и читать сказки.
От 2-х до 3-х лет. Словарный запас ребенка растет лавинообразными темпами

В этом возрасте малыши могут говорить сами с собой. Наблюдая за этим процессом, можно узнать мысли ребенка, а также оценить построение логических цепочек.
От 3-х до 4-х лет. В этот период малыш при помощи речи начинает решать свои проблемы. Например, просит открыть окно, дать игрушку или карандаши. Малыш говорит осознанно и целенаправленно, понимая силу собственных мыслей, которые грамотно выражаются при помощи речи.
От 4-х до 6 лет. Дошкольный возраст малыша сензитивен для развития чтения и письма. Речь ребенка становится понятна всем окружающим. У малыша не возникает проблем с выражением своих мыслей в словесной форме.

При развитии детей важно учитывать сензитивный период развития речи. Ведь если ребенок будет что-то делать под принуждением (писать, читать), то положительных результатов придется ждать долго

В особых случаях их вовсе не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector