Правила игры в баскетбол

Метание мяча. Техника метания мяча. Метание мяча на дальность

Посмотрите на скульптуры древних греков, на фрески времен Римской империи и даже на наскальные рисунки первобытных племен. Есть сходство? Все древние изображали воинов или охотников, бегущих с поднятым для броска копьем.

В былые времена умение метать копье приравнивалось к умению выживать почти у всех населявших планету племен. Сейчас оно потеряло свою актуальность, но метание мяча – обязательный навык для любого человека. Ведь именно метание позволяет нам развить координацию движений, почувствовать все группы мышц и научиться правильно распределять усилия.

В древности жители разных государств (скорее даже территорий) постоянно воевали друг с другом. Одни оборонялись, другие, наоборот, завоевывали новые территории. До появления пороха все оружие представляло собой мечи, пики, копья и стрелы. Побеждал сильнейший и проворнейший. Тот, кто точнее попадал в цель, тот, кто мог правильно оценить свои силы и вовремя уйти от рукопашной схватки, метнув копье или пику. Этот навык был прямой дорогой к выживанию и победе.

Именно поэтому в мирное время воины не переставали тренироваться. Для того чтобы оценить свои умения и сравнить их с мастерством других воинов, устраивались соревнования по метанию копья и пики. Чаще всего это были состязания на дальность броска и точность попадания в цель. В современных условиях спортсмены осваивают метание мяча в цель, а не оружия.

Победитель определялся судьями. А дальность броска измерялась «ступней», ведь метрической системы еще не было. Судья отсчитывал расстояние, на которое спортсмен метнул копье, своими ступнями. Это была самая точная мера.

И по сей день легкоатлеты соревнуются в метании копья, диска, ядра. Все эти виды спорта относятся к легкой атлетике, даже несмотря на значительные габариты толкателей ядра. На Олимпиадах разыгрывается не один комплект наград в этом виде спорта. Но для того чтобы научиться метко и далеко метать, необходимо много тренироваться. Первые навыки мы получаем еще в школе, когда на уроках физкультуры осваиваем метание мяча.

Нормативы на дальность

Поскольку малые мячи весом до 150 г используются преимущественно детьми подросткового возраста и младше, а старшие школьники и взрослые пользуются более тяжелыми снарядами весом в полкилограмма-килограмм, нормативы на дальность базируются на школьных оценках. Успешно используются также нормы ГТО.

Ознакомьтесь с техникой: толкания ядра, бега через барьеры, бега на лыжах.

Например, эти нормы для детей по броскам малого мяча весом 150 г в цель и на дальность, чтобы получить золотой, серебряный или бронзовый значок, выглядят так:

ВОЗРАСТ

метателя

Название дисциплины МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
9-10 лет Метание на дальность (м) 24 27 32 13 15 17
11-12 лет Метание на дальность (м) 25 28 34 14 18 22
13-15 лет Метание на дальность (м) 30 35 40 18 21 26

Как проходит испытание

Испытание можно проводить на любой ровной площадке, ширина которой 15 м. Длина площадки зависит от того, насколько участники соревнований подготовлены.

Метать можно с места или с разбега способом «через плечо из-за спины», все другие способы запрещены. При выполнении норматива участнику дается 3 попытки, в зачет идет самая удачная из них. Расстояние измеряют от линии метания до того места, где он приземлился. Для того чтобы выполнить норматив, нужно много тренироваться.

Для метания используется специальный спортивный снаряд, имеющий не только нужный вес, но и оптимальную форму. Благодаря этим характеристикам обеспечивается максимальная дальность его полета.

Метание – легкая атлетика

Как вид спорта метание входило в олимпийские игры Древней Греции, в дисциплинах метания диска и копья. Первые диски для метания изготавливались из разного материала: камня, дерева, железа, свинца. Все это было обнаружено при раскопках. И только в 8 веке до нашей эры появились спортивные диски линзообразной формы. Форма копья меняется и в современном спорте, а на древних играх это было заостренное древко, которое сначала метали на точность,  затем на дальность. В состав современных Олимпийских игр метание копья включили в 1908 году.

Метали исключительно мужчины. И только с 1932 года метание копья разрешили и женщинам. Что дала женщинам легкая атлетика, метание копья подарило миру первую женщину чемпионку в этой дисциплине – американка М. Дидриксон метнула с результатом 43 м 68 см

В общеобразовательных школах России используется уроки, которая предлагает легкая атлетика, метание мяча. Это конечно упрощенная форма метания, но и здесь надо учиться. На тренировках по метанию мяч используется регулярно.

Можно использовать настоящие подготовительные тренировки для метания:

  • Поставьте ноги на ширину плеч, мяч занесите над головой. Выполняйте броски вверх и вниз, выполняя пружинистую работу ногами, разгибая спину и с захлестом предплечья и кистей.
  • Сделайте выпад вперед и опираясь на одну ногу выполните такие же броски.
  • В положение выпада сделайте броски из-за головы
  • Стойте прямо, ноги на ширине шага, в руки возьмите блин от штанги. Сделайте замах –вправо, затем вниз, затем назад. Окончательная стойка как натянутый лук, спина прогнута.
  • Выполните метание с трех шагов, но не выпускайте блин после имитации метания.
  • Возьмите в метательную руку гантель или предмет весом 1–2 кг. Сделайте замах вперед-вниз-назад, одновременно выполняя поворотное движение толчковой ноги влево.
  • Стойте прямо, ноги на ширине шага, в метательную руку возьмите ядро 1-2 кг. Сделайте замах и метните его в цель.
  • Выполнить метательные движения с трех шагов и с разбега ядра.
  • Отложите метательные упражнения и сделайте упражнение на дыхание, задействовав диафрагму.

Чтобы добиться максимального полета снаряда надо понимать следующее, что нужно придать высокую начальную скорость снаряду, задать нужную траекторию. Скорость и путь прохождения создают формулу наилучшего результата.

Чем сильнее будет выпущен снаряд спортсменом и тем меньше понадобится времени на преодоление максимального расстояния.

Очень важно учитывать нужный пусть снаряда. Так по кинограммам высчитали, что оптимальный угол для метания копья 40 градусов

Правильно поставить бросок, рассчитывая нужный угол, тем лучшего результата можно добиться.

Важно учитывать особенности метательного снаряда и сопротивление воздуха на снаряд. Добиться планирование – это важный фактор успеха

Например, если задрать копье, то полет может получиться только на 30 метров, ведь угол вы задали на 90 метров метания, а усилие которое преодолеет сопротивление воздуха просто не сможете придать снаряду. Так что рассчитывая свои усилия надо полагаться на объективные данные.

Все ядра, копья, молоты и диски, которыми пользуются спортсмены на соревнованиях соответствуют требованиям ИААФ и имеют соответствующий сертификат.

требованиям ИААФ по весу

При метании в легкой атлетике никакие специальные приспособления использовать нельзя.

Считается, что бинтование пальцев или кисти может помочь спортсмену во время толкания. Если у спортсмена открытый порез пальца или ладони, то бинтование возможно, но необходимо поставить в известность старшего судью соревнования.

Разрешается бинтование двух пальцев и использование перчаток при метании молота. Перчатки определенного типа, гладкие с тыльной стороны и на ладони, кончики пальцев, должны быть открыты, большой палец не обязательно открывать.

Кроме того, можно использовать присыпку при метании молота и толкании ядра.

В метании копья допускается использование корректора локтя или бинтование.

Порядок проведения испытания

Участники II-IV ступеней комплекса выполняют метание мяча весом 150 г. на стадионе или любой ровной площадке в сектор для метания копья или коридор шириной 10 м. Длина сектора (коридора) устанавливается в зависимости от подготовленности участников.

Метание выполняется с места или прямого разбега способом «из-за спины через плечо». На подготовку и выполнение попытки дается 1 минута.

После выполнения попытки судья, при отсутствии нарушения, подает команду – сигнал «Есть!» и поднимает белый флаг или, при нарушении правил, – сигнал «Нет!» и поднимает красный флаг.

Участник выполняет три попытки. Результаты всех удачных попыток измеряются и записываются в протокол тестирования установленной формы. Неудачные попытки измерению не подлежат. В зачет идет лучший результат. Измерение производится от линии метания до места приземления мяча.

Ошибки, в результате которых испытание не засчитывается:

— касание любой частью тела линий разметки (линия метания, боковые линии дорожки, ограничивающих зону разбега) или земли за зоной разбега;

— мяч не попал в сектор;

— попытка выполнена без команды судьи;

— просрочено время, выделенное на попытку.

Упражнения для улучшения техники броска в баскетболе

Чтобы выполнить наибольшее количество удачных элементов необходимо постоянно их совершенствовать.

Каждый баскетболист обязан не только хорошо вести мяч, но и делать передачи, а также точно попадать в кольцо соперника.

Умение метко отправлять мяч в корзину зависит от многих факторов, в том числе и от времени, которое было выделено на тренировки, в ходе которых отрабатывались необходимые навыки.

Рекомендуется придавать вращение мячу вокруг горизонтальной оси, противоположной от стороны полёта, то есть задавать обратное вращение. Снаряд, который брошен с обратным вращением, двигается более устойчиво по траектории, заданной игроком.

Как правило, выделяют три стадии отправления мяча в корзину: подготовительная, основная и завершающая. Вариации возможны только в первой стадии, а остальные должны быть чётко доведены до совершенства.

Как правильно кидать баскетбольный мяч в кольцо с близкого расстояния

Игрок должен обозначить себе ориентир, которым послужит квадрат, находящийся над кольцом — именно туда нужно прицелиться, чтобы отправить снаряд. В этом квадрате выбирается точка, которая станет ориентиром.

И при чётком, плавном попадании в эту точку, игрок сможет без труда забросить мяч в корзину. Свою роль играет и сторона, с которой спортсмен ведёт атаку.

Как тренировать чистые броски

Бросок называют чистым, если при попадании в корзину, мяч не соприкасается с её краями, что является большим мастерством у спортсменов. Во время исполнения игрок должен быть предельно сосредоточен, полностью контролируя траекторию полёта. Бросание выполняется плавно с помощью обратного вращения. Обратное вращение достигается благодаря движениям кисти.

В отработке чистых попаданий засчитываются отскоки от щита, но не засчитываются любые касания кольца. На тренировках результата можно достигнуть при трёх удачных попытках из пяти. Но если говорить об усложнении процесса, то рекомендуется выполнять не меньше десяти бросков, и стремиться к стопроцентному успеху.

Как бросать на дальних и средних дистанциях

Чтобы оттачивать попадания на средних и дальних дистанциях, необходимо сосредоточиться на том, чтобы отработать чистые и стабильные броски.

Спортсмен должен задавать стабильную траекторию, а также обращать внимание на мышечное напряжение и точность прилагаемых усилий. Усложнять тренировки следует вместе с увеличением расстояния

Игрок после каждого удара должен подбирать мяч, чтобы вернуться в исходную точку. Рывки за снарядом также помогут сделать тренировку более результативной.

Внимание! Даже после выполнения метания, важно сохранять руки в положении, из которого выпускался мяч. Этот приём, существенно влияющий на конечный результат, называется визуализация

Чтобы развивать навыки и расти, рекомендуется за пять дней увеличить выполнение бросков до двухсот, при этом из них двадцать пять подряд должны быть удачными.

Важные нюансы в игре

Стоит учитывать, что для успешного ведения нужны сильные и мощные руки. Баскетболисты много тренируются и вне площадки. Желательно, посещать спортивный зал, где можно увеличить силу хвата и мощность ног. Высокие прыжки и крепкие руки — отличительные черты любого профессионального баскетболиста. Также стоит развивать выносливость, ведь ведение — это тот же самый бег, но с повышенной концентрацией.

Сильный корпус поможет в столкновениях даже с самыми большими противниками. Конечно, сейчас больше ценятся игроки с хорошей выносливостью и быстрым бегом, но это не значит, что противники всегда будут медленнее или слабее команды.

Методы обучения технике бросания маленького мяча

Особое место при обучении
технике метания должно быть отведено специальным упражнениям со
вспомогательными патронами, мячами и гранатами.

Использовать специальные упражнения, развивающие правильную технику обращения с мячом.

Знакомство с техникой метания мяча.

При решении данной задачи
учитель показывает технику броска мяча с полного забега, объясняет особенности
каждого этапа броска, знакомит с правилами соревнований.

Тренировка по удержанию и извлечению снаряда.

Для правильного и точного
броска пуля должна удерживаться правильно. Граната удерживается так, чтобы ее
основание опиралось на мизинец, сгибается и прижимается к ладони, в то время
как другие пальцы крепко держат рукоятку гранаты. Мяч удерживается фалангами
бросающей руки. Три пальца располагаются на задней части мяча, как рычаг, а
мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку. (Рис.1) При обучении
правильному захвату следует следить за тем, чтобы обучаемый не держал мяч
слишком крепко. Шар удерживается перед собой или в верхней части черепа, это
положение позволяет более рационально выполнить последующее извлечение пули в
стволе.

Упражнения, развивающие правильную технику обращения с мячом.

Используются следующие упражнения:

  • Ноги шириной с плечо, вес тела в основном спереди ног, рука с маленьким шариком спереди над плечом, согнута в локтевом суставе, свободно опущена вниз. Моделируемый бросок с непрерывным и непрерывным выпрямлением руки вперед и вверх (без перерыва 8-10 раз). Затем рука движется дальше вниз, в сторону, назад и назад в исходное положение;
  • чтобы бросить маленький мячик на землю с той же начальной позиции;
  • то же самое, но бросить небольшой мяч о стену и ударить по цели с расстояния 3-5 метров;
  • лицом вперёд, а затем бросить в сторону, левой ногой впереди. Бросая мяч движением руки, похожим на кнут.

Цель этих упражнений —
освоить движение рогатки для рук, научиться расслаблять мышцы рук, направлять
руку точно через плечо и последовательно выпрямлять ее в направлении броска.

Бросок мяча с одного места следует начинать после того, как отработаны мышечные движения грудной клетки вперёд и хлыстовидные движения бросающей руки с хорошей опорой на ноги.

Эти ощущения создаются следующими упражнениями:

  • Имитация последнего усилия при метании снаряда, стоя с левой стороны в направлении броска, левая нога находится впереди, держа правую руку на резиновой шнуровке, прикрепленной к гимнастической стенке на высоте плеч;
  • Бросок маленького мяча (фаршированного мяча) из первоначального положения в стену, сидя на гимнастической скамейке: двумя руками; одной рукой поворот с временным туловищем вправо;
  • стоя на правой стороне гимнастической стены, хватаясь правой рукой снизу за плечо. Поверните и вытяните правую ногу, таз вперед и вверх, поверните налево;
  • бросать пулю вверх и вниз. Встаньте на левой стороне броска снаряда, согните правую ногу, поверните верхнюю часть тела вправо и поверните плечевую ось.

Имитация взятия мяча на себя:

  • Движение начинается с того, что правая нога вытягивается вперед — вверх, пятка выворачивается наружу, а бедро одновременно поворачивается влево.
  • Стоя в стороне, держите и направляйте бросающую руку ученика, когда он поворачивается, чтобы бросить.

Техника метания малого мяча на дальность

Данный снаряд можно бросить, не сходя с места, а можно сделать это после сильного разбега. С этой целью применяются разные метательные техники.

Знаете ли вы? Кроме легкоатлетических метаний копья, молота, диска, гранаты, мяча, а также толкания ядра, существует ещё и спортивное метание ножа. Оказывается, это самостоятельная дисциплина спортивного вида «Универсальный бой».

С места

Этот способ метания характерен таким перемещением руки со спортивным предметом, которое осуществляется поверх плеча из-за головы с вовлечением в процесс (последовательно) мускулатуры ног, а также бросающей спортивный предмет руки и остальных частей туловища. Чтобы правильно выполнить это скоростно-силовое упражнение, необходимо:

  1. Расположиться на исходной позиции, направив взгляд в сторону полёта снаряда.
  2. Вынести вперёд левую ногу, полностью уперев стопу в землю.
  3. Оставить правую позади, упираясь её передней частью.
  4. Переместить основной вес тела на левую ногу.
  5. Руку со спортивным предметом согнуть в локтевом суставе и расположить её при направленном вниз локте вровень с головой.
  6. Левую руку расположить вдоль туловища.
  7. Передислоцировать массу тела с левой нижней конечности на согнутую правую.
  8. Развернуть тело направо и расположить кисть со спортивным предметом сзади.
  9. Тело, повёрнутое теперь левой своей частью в направление метания, немного отклонить вправо.
  10. Руку со снарядом расположить ладонью кверху.
  11. Поднять левую руку на уровень плеча и направить её вперёд и чуть в сторону.
  12. Взгляд устремить в направлении броска.
  13. Резко разогнуть правую ногу и перебросить основной вес тела с неё на левую конечность.
  14. Принять позу «натянутого лука» с помощью полностью выпрямленной левой ноги и правой, несколько согнутой в колене и упирающейся на носок.
  15. Локоть руки со спортивным предметом расположить вровень с головой и устремить в направление броска.
  16. Резким движением этой руки осуществить бросок вперёд по углом, максимально приближающемся к 45°.
  17. Одновременно с вылетом спортивного снаряда из руки распрямить ноги.
  18. Чтобы предотвратить заступ, расположенную впереди левую ногу согнуть в колене, туловище развернуть влево, а левую руку расположить сзади, перескочив с левой стопы на правую.

Техника метания малого мяча с места: видео

С разбега

Обычно для разбега выделяется дорожка длиной до 20 м. Однако в реальности это расстояние варьируется в зависимости от индивидуальных качеств метателя. Оптимальным же считается разбег, состоящий из 13 шагов, 8 из которых приходятся на предварительную часть, а остальные 5 — на заключительную. Чтобы суметь с разбега метнуть снаряд как можно дальше, необходимо:

  1. Захватить мяч пальцами рук, держа его во время разбега перед грудью выше плеча или внизу (на выбор).
  2. Начать движение с правой ноги.
  3. Бег ведётся с ускорением, при котором ширина шага на 30 см короче, чем во время бега на спринтерские дистанции.
  4. При выходе на финишный этап разбега развернуть плечи вправо.
  5. В зависимости от первоначального расположения руки с мячом опустить её или поднять на уровень плеч и завести слегка назад.
  6. Осуществить скрестный шаг, во время которого за счёт сохранения положения развёрнутого вправо тела туловище напрягается.
  7. Затем упереться левой ногою по линии перемещения, разогнуть правую.
  8. Расположить ось таза под прямым углом к вектору движения.
  9. С помощью созданной таким образом позы, которая называется «натянутым луком», резким посылом руки отправить мяч вперёд, стараясь приблизиться при этом к траектории в 45°.
  10. Перескакивая с левой нижней конечности на правую, погасить инерцию разбега.

Знаете ли вы? Лёгкая атлетика зародилась в Древней Греции 2794 года назад, когда в рамках Олимпийских игр там были проведены первые состязания по бегу.

Тезника метания малого мяча: видео

Финальное усилие

Определенной границы между разбегом, подготовкой к финальному усилию и самим финальным усилием не существует. Ошибкой является наличие паузы или сохранение определенного положения вместо стремительного перехода к броску.

Переход к развитию мощного финального усилия начинается с момента постановки левой ноги на грунт. Большое значение во всех видах метаний имеет активное быстрое и мощное разгибание правой ноги, которое воздействует на тело метателя с ускорением вперед-вверх и ускоренно перемещает правую сторону таза вперед. Одновременно левая нога создает тормозящее влияние на перемещение тела вперед и способствует движению системы метатель-снаряд вверх. Поэтому левая нога при постановке на землю обычно, слегка амортизируя, несколько сгибается и быстро выпрямляется.

Во всех метаниях в начале финального усилия таз выводится вперед, его движения опережают движения плеч.

Правильное выполнение финального усилия предполагает начало движения с наиболее крупных и сильных мышечных групп с переходом к усилиям более мелких, но способных в этих условиях к быстрому сокращению групп мышц. Поэтому финальное усилие начинается с быстрого разгибания ног и туловища, убыстряясь по мере включения более удаленных звеньев тела (плечо, рука, кисть).

От начала броска до момента вылета снаряда быстро и напряженно работают все мышечные группы спортсмена — от пальцев ног до пальцев метающей руки, что требует высокой согласованности и координации движений. В начале финального усилия метатель затрачивает значительную силу на разгон всей системы метатель-снаряд, а накопленную при этом энергию он должен максимально использовать для передачи ее на снаряд, причем наибольшее усилие метатель может проявить при двухопорном положении, чем и вызвана необходимость быстрой постановки ног.

В процессе финального усилия перед метателем стоит задача не только увеличить путь приложения силы к снаряду, но и реализовать свои силовые и скоростные возможности для непрерывного воздействия на снаряд по всему пути с силой, обеспечивающей наибольшее увеличение его скорости при выпуске. У спортсменов высокой квалификации начальная скорость вылета снаряда достигает: в метании копья — 35 м/с, в метании диска — 28 м/с, в толкании ядра — 13-15 м/с.

Более рациональному применению силы метателя в финальном усилии способствует умелое использование эластических свойств мышц. Известно, что чем большая сила будет затрачена на растягивание мышц (до определенных пределов), тем большую работу они могут произвести при сокращении.

Определенную роль при метаниях играет работа свободной (левой) руки. В финальном усилии отведение ее в сторону (с опережением вращения туловища) способствует не только увеличению жесткости оси вращения, но и более быстрому сокращению предварительно растянутых мышц.

Типичные ошибки

При кажущейся простоте метательных движений они чреваты ошибками, которые сказываются на результатах попыток.

Обратите внимание на комплекс упражнений на развитие координации движений. К наиболее типичным относятся:

К наиболее типичным относятся:

  • низкий темп при разгоне на предварительном этапе разбега;
  • чрезмерно резвый старт при беге на полусогнутых ногах;
  • рваный ритм бега на предварительном отрезке разбега;
  • излишняя ширина бросковых шагов;
  • чрезмерное отклонение тела назад во время двух первых шагов при броске;
  • некоторое торможение во время скрестного шага;
  • вместе с изгибом в левом тазобедренном суставе тело уходит влево;
  • бросок согнутой рукой;
  • боковое метание;
  • сгибание левой нижней конечности в коленном суставе непосредственно перед выпусканием предмета из руки.

Некоторые упражнения

Уже с двухлетнего возраста дети уверенно манипулируют мячом. На уроках физкультуры для этого используют разные темы, которые позволяют эффективно подготовиться к выполнению броска. Учитель обязан соблюдать правила метания и контролировать размещение учеников на площадке.

Важно помнить, что дети быстро утомляются от однообразных занятий. Поэтому упражнения лучше делать кратко по 8−10 подходов, многие из них допускается выполнять в парах

Для начального обучения лучше использовать большие утяжеленные мячи.

Примерный перечень упражнений:

  1. Дети сидят напротив друг друга, ноги врозь. Выполняют перекатывание мяча за счет толчка кистями.
  2. То же делается в парах. Исходное положение: широкая стойка в наклоне. Дети находятся лицом друг к другу. Мяч нужно перекатывать двумя руками.
  3. Одиночное упражнение. Ноги врозь, мяч ударяется об пол, при правильном выполнении снаряд получится поймать не сходя с места.
  4. Метание мяча в цель, которая обозначена буквой.

С каждым классом задачи все усложняются. Метание лучше сочетать с эстафетами и подвижными играми. Такая деятельность увлекает учащихся младших классов, и они получают возможность отрабатывать навык в интересных условиях. Например, игра «Охотники зайцы». Для нее выбирают двух ведущих, которые получают по резиновому мячику. Остальные участники находятся за очерченной областью. По команде они начинают прыгать посередине площадки и задача охотников кидать мяч. Кого он коснется, тот становится охотником.

Есть еще и варианты простых соревнований. Например, кто дальше бросит. Задача каждого участника кинуть мяч как можно дальше. Выигрывает тот, кто показал максимальный результат. Можно усложнить задачу и сделать несколько уровней упражнения «Метко в цель». Ученики должны бросить снаряд во флажок или сбить другой предмет, попасть в обруч или другую очерченную область. При желании можно провести внутришкольные соревнования. Все это позволит стимулировать интерес к освоению навыка метания.

Участник второй команды ловит снаряд, бросает двумя руками и тоже встает в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием или совершила меньше всего ошибок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector