Архив рубрики: тренажеры для равновесия и координации

Содержание:

Упражнения на развитие координации

Комплекс упражнений на равновесие и координацию позволит организму работать слаженно при выполнении любых движений. Несложные упражнения научат тело совершать движения независимо от реакции мозга и зрительных ощущений. При этом они принесут пользу всему организму: нормализуют обмен веществ, улучшат кровообращение, состояние суставов и позвоночника, активизируют мозговую деятельность, увеличат работоспособность и положительно повлияют на качество и продолжительность сна, особенно это актуально для пожилых людей.

Разминка

  • Ноги вместе. Стопы соединены. Глаза закрыты, руки в стороны. Сохранить такое положение полминуты. Потом поднять руки вверх и постоять тоже 30 секунд.
  • Приподняться и запрокинуть голову. Постоять полминуты. Закрыть глаза и повторить.
  • На приподнятых носках наклонить корпус тела влево. Сделать 8-10 резких движений. Потом проделать упражнение в другую сторону.
  • Руки в сторону, поднять одну ногу. Так простоять 60 секунд. Изредка поворачивать голову то вправо, то влево попеременно. Если смотреть в одну точку, то легче выполнить упражнение. Поменять ногу и все повторить. После того, как это упражнение будет получаться легко, можно его усложнить произвольными движения рук и закрытыми глазами.

Ласточка

Руки держим в стороны, одну ногу назад. Простоять на каждой по 1 минуте. При этом корпус должен быть параллелен полу. Закрыв глаза, упражнение можно усложнить.

Поймать мяч на одной ноге

Стать напротив стены, поднять одну ногу. Бросать мяч в стену, а затем ловить его либо двумя руками, либо одной. Во время бросков смотреть только на мяч.

Кошачья походка

Идти по узкой линии, сохраняя равновесие. Можно помогать себе движением рук для восстановления равновесия. Чтобы усложнить ходьбу можно идти быстрее.

Столб с веревками

Ноги на ширине плеч. Руки расслаблены. Поворачивать тело вокруг оси, полностью перенося вес тела. Постепенно наращивать интенсивность.

Это упражнение расслабляет весь организм и благотворно на него действует. Прекрасно снимает зажимы шеи и плечевого пояса.

Цапля

Упражнение выполняется на одной ноге. Другую необходимо поднять, чтобы бедро было расположено горизонтально. Если получается, то ногу можно и выше. Носок тянется на себя. Одноименную поднятой ноге руку вытянуть вперед, но до конца не разгибать. Ладонь округлить.

Вторую руку с округленной ладонью, смотрящей в землю, опустить вниз. Получится фигура, которая опирается на два шарика. Потом закрыть глаза и попытаться сохранить или восстановить равновесие. Затем 3-5 раз подняться на носок.

Упражнение положительно влияет на иммунитет, препятствует развитию варикоза.

Ролик

Упражнение выполняется на твердой поверхности. Сесть на пол. Подтянуть ноги к себе, обхватить их руками. Округлить спину. Резко откатиться назад и прокатиться по спине.

Это упражнение помогает укрепить позвоночник и улучшить кровообращение. Снимает усталость и напряжение.

Молоток

Прилечь на спину. Обхватить себя за плечи крест накрест. Округлить спину. Верхнюю часть туловища приподнять, слегка постукивать об пол спиной.

Это упражнение полезно для верхнего отдела позвоночника.

Сфинкс и кобра

Лечь на живот. Поднять верхнюю часть туловища и опереться на предплечья. Плечи опустить, смотреть вперед, носки вытянуть. Получилась фигура сфинкса.

Потом нужно встать на руках, выгнуть позвоночник. Смотреть можно вверх или вперед. Это кобра. Потом снова возвращаемся в фигуру сфинкса.

Благотворно влияет на весь организм, укрепляет спину и позвоночник.

Зародыш

Присесть, соединив колени вместе. С круглой спиной наклониться, обхватив колени. Руки можно вытянуть вперед.

Регулярные тренировки улучшают работу пищеварительной системы и защищают суставы от солевых отложений.

Скручивания

Лечь на спину. Руки по отношению к корпусу располагаются под углом 90 градусов. Колени согнуть. Выдох – скручивать тело влево и вправо. Плечи остаются на полу.

Это упражнение помогает предотвратить ревматические боли, укрепляет спину и область позвоночника, а также нервную систему.

Наклоны

Ноги расставить широко в стороны, руки вытянуть. Наклониться влево. В таком состоянии сделать 3 вдоха-выдоха. Возвратиться в исходное положение. Выполнить те же манипуляции, наклоняясь вправо.

Далее наклоны вниз. Дотронуться руками до щиколоток противоположной ноги. Другая рука вытянута вверх, взгляд на нее.

Повторить 3 цикла и перейти к другой ноге. В конце упражнения советуется прогнуться назад.

Эффективные упражнения для координации движений

Развивать баланс и координацию можно с помощью простых упражнений. Начать можно с позы дерева – классической асаны из йоги. Для выполнения поставьте стопу одной ноги на голень или бедро другой и стойте максимально долго. Для большей результативности можно закрыть глаза.

Вращения головой по часовой стрелке улучшают проприоцепцию – способность хорошо ориентироваться в пространстве, даже с закрытыми глазами или в полной темноте.

Из популярных упражнений:

  • классическая «ласточка»;
  • стойка на одной ноге;
  • ходьба по прямой линии;
  • вращение вокруг своей оси по кругу;
  • бег по лестнице вверх;
  • ходьба на месте.

Выполняйте упражнения несколько раз в неделю, чтобы улучшить осанку, развить красоту движений, научиться чувствовать и контролировать свое тело.

Для любого человека развитие координации движений – возможность надолго оставаться молодым и здоровым. Приходите на занятия в фитнес-клуб «Мультиспорт», где вас обучат комплексу эффективных упражнений и составят индивидуальную программу с учетом особенностей вашего организма, противопоказаний и пожеланий. Если остались вопросы по занятиям, то звоните или пишите, здесь вам обязательно ответят!

Развитие координации у детей

Координация движений ребенка начинается задолго до рождения – в утробе матери и продолжается до тех пор, пока он растет. Поэтому делать гимнастику и начинать развивать координацию нужно с раннего возраста. В процессе развития принимают участие многие органы.

Особую роль играет мозжечок. Он начинает развиваться в 6 месяцев до 4-5 лет. От него зависят способности ребенка, который начинает сидеть уже с полугода, с 8-9 месяцев ползать, 9-10 месяцев вставать на ноги, а к году пытается ходить.

Когда ребенку исполняется 1,5 года, он начинает уверенно ходить. В 3-4 года совершенствуется его моторика, способен обучаться и выполнять более сложные задания.

Вестибулярный аппарат начинает развиваться еще внутри матери. Формирование завершается к 12-15 годам. Именно он помогает малышу сделать свои первые шаги.

Примеры упражнений и игр для детей

Для маленьких детей проводят занятия в игровой форме. Используют скакалки, обручи, мячи, шары. Этот инвентарь изготавливают из дерева, пластика и другого материала. Упражнения длятся не более 5-7 минут.

Дети младшего возраста проводят занятия несколько раз вместе с родителями, которые подбирают игры или упражнения с учетом интересов и предпочтением ребенка.

В 2-3 года у ребенка еще не очень развиты двигательные функции, поэтому не может управлять мышцами своего тела. Развитие начинается с простых движений. Можно учить ребенка ходить по бордюрам, скамейкам, бревнам, самому подниматься по лестнице детской горки.

Ребенок в 4-5- лет уже более вынослив и ловок, с радостью бегает, прыгает. Умеет стоять на одной ноге, катается на трехколесном велосипеде, самостоятельно спускается и поднимается по лестнице. Можно добавить игры с ползанием через обруч, помогать осваивать шведскую лестницу, учить игре мячом: в футбол, волейбол.

К 6-7 годам жизни ребенок уже хорошо умеет владеть своим телом. Можно записать его в спортивную секцию, разучивать с ним танцевальные движения, играть в подвижные игры. Лучше всего подбирать движения одновременные и одного направления.

Дети в 8-10 лет могут выполнять упражнения, чтобы улучшить свою координацию: вращение согнутыми в локтях руками, рисование различных воображаемых фигур, прыжки по классикам. Можно делать хорошо знакомые упражнения на скамье или бревне, кольцах или шведской стенке.

Очень важно, чтобы во время игр или физических занятий детям было интересно и весело. Нужно подбирать то, что нравится ребенку. 

Тесты на координацию

Многие люди страдают расстройством координации. Чтобы понять, нарушены ли координационные способности, можно проверить себя с помощью простого тестирования.

Тест Инструкция
1 Упражнение выполняется стоя. Закрыть глаза, потом сдвинуть носки и пятки вместе.
2 Сидя на стуле поднять правую ногу вверх, вращать ее по часовой стрелке. Одновременно правой рукой рисовать в воздухе букву «б». Начинать нужно с «хвостика» буквы. Здесь важна точность.
3 Одновременно гладить свой живот и постукивать себя по голове.
4 Стоя приподнять согнутую в колене первую ногу. Затем необходимо ее поменять. Проще сохранить равновесие на одной ноге. Потом прикрыть глаза и сделать это упражнение еще. Если на одной ноге можно простоять 30 секунд, то это хороший результат.

Все задания теста пройдены с первого раза – это прекрасный результат. Значит, координация на высоком уровне.

Упражнения для тренировки баланса

1. Перекаты

Встаньте ровно и начинайте равномерно перекатываться с мысочков на пятку и обратно. Сделайте перекаты 8 раз и задержитесь на 10 секунд сначала на мысочках, потом на пятках.

Когда стоите на мысочках, вытягивайте себя вверх, представляйте, что вы привязаны за макушку к небу.

Когда стоите на пятках, немного отведите таз назад, сами наклонитесь вперед.


Развить баланс 7

Развить баланс 3

2. Цапля

Встаньте ровно, руки на пояс. Медленно согните одну ногу в колене и оторвите ее в колене. Сохраняйте равновесие 10 секунд. Затем смените ногу. Когда появится уверенность, выполняйте упражнение с закрытыми глазами.


Развить баланс

Развить баланс тренируем баланс

3. Друг за другом

Поставьте стопы одну перед другой на одну линию так, чтобы носок одной ноги касался пятки другой. Выпрямите спину, поставьте руки на пояс. Сохраняйте положение 10 секунд, затем поменяйте ноги местами.

В более сложном варианте упражнение выполняют с закрытыми глазами.


Развить баланс тренировка

Развить баланс упражнения

4. Нога-рука

Встаньте на четвереньки. Спина прямая, не прогибается, ноги и руки образуют со спиной угол в 90 градусов. Вытяните вперед правую руку и одновременно назад левую ногу. Досчитайте до 5 и поменяйте руки и ноги: вытяните левую руку и правую ногу.
Повторите упражнение 8 раз.


Развить баланс пример упражнения

Развить баланс тренируем равновесие

5. Вокруг своей оси

Встаньте ровно, ноги расставьте чуть шире плеч, руки расставьте в стороны (следите, чтобы они располагались не выше и не ниже линии плеча). Начинайте вращать верх корпуса вокруг своей оси. Сделайте 3 раза в одну, затем 3 раза в другую сторону.
Со временем увеличьте число вращений до 10 раз.


Развить баланс 4

Развить баланс 6

Развить баланс 5

Лучшие упражнения для развития баланса и координации

Если у вас есть проблемы со здоровьем, обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем выполнять следующие упражнения.

• Балансировка на одной ноге

Начните с этого упражнения для новичков, держа стул или стену в пределах досягаемости руки. Сложив ноги, поднимите одну ногу коленом вперед или в сторону. Поменяйте ногу и повторите по четыре повторения для каждой ноги.

Если какое-либо движение кажется вам неправильным или небезопасным, остановитесь и проконсультируйтесь с тренером. В зависимости от вашего здоровья и физического состояния, некоторые упражнения могут быть не рекомендованы.

• «Качели»

Встаньте на правую ногу и поднимите левую на несколько сантиметров от пола. Держа руки по бокам, поверните левую ногу вперед и назад, касаясь пола для равновесия, сохраняя при этом туловище выпрямленным. И, наконец, поверните левую ногу в левую сторону, вытянув правую руку. Поменяйте ноги и повторите.

• «Часы»

Станьте ровно, выпрямите спину, поставьте руки на бедра и поднимите одну ногу. Визуализируйте часы и направьте руку прямо на 12, затем в сторону на 3, после на 6 и на 9, не теряя равновесия. Увеличьте сложность, попросив партнера называть разное время. Переключитесь на противоположную руку и ногу и повторите.

• «Часы» на неустойчивой поверхности

Как только вы освоите движения баланса на твердой поверхности, попробуйте их на неустойчивой. В целях безопасности стойте возле стены или другой опоры. Начните с середины доски на двух ногах. Когда вы почувствуете себя комфортно, то переключитесь на одну ногу.

• Приседания на одной ноге

Встаньте ровно, поставив ноги на ширине бедер. Направьте левую ногу вперед, едва касаясь пола для равновесия, и толкните бедра назад и вниз для выполнения приседа. Правое колено должно быть согнуто, грудь выпрямлена, а руки направлены вперед.

• Тяга на одной ноге

Балансируйте на левой ноге, задействуя пресс и наклонитесь вперед, одновременно достигая земли правой рукой. Возьмите небольшие веса и поднимите правую ногу позади себя для противовеса. Держите колено расслабленным, а спину — ровной на протяжении всего упражнения. Поменяйте ноги.

• Инструменты для баланса

Тренировка баланса и координации может быть достаточно простой: вам достаточно закрыть глаза или стоять на одной ноге. Но для дополнительной сложности используйте балансные доски, балансировочные подушки или прочные ролики из пены. Всегда помните о безопасности: убирайте предметы вокруг себя и стойте возле стены или устойчивой поверхности на случай, если вы потеряете равновесие.

Фитнес для координации

Чтобы улучшить свою координацию или поддерживать ее в форме как привычку, вам придется работать поэтапно.

Идея заключается в том, что вы можете увеличивать стимул по мере того, как у вас будут получаться определенные движения на автопилоте.

Если вы хотите добавить сложности, идем следующим путем:

  1. Простые движения верхней или нижней частью тела
  2. Координация с внешними объектами
  3. Добавляем баланс к координации
  4. Баланс и работа с внешними объектами
  5. Добавьте больше возможностей для отвлечения внимания. Произносить сложение и вычитание во время выполнения упражнения — это феноменально.

Межмышечная координация

Насколько гармоничны ваши движения? Ответ часто кроется в межмышечной координации.

Вы можете думать, что только танцоры и гимнасты должны работать над тем, чтобы все выглядело аккуратно и слаженно, но это большая ошибка.

Все спортсмены применяют жесты на практике, и вы не исключение. Это связано с техникой вашего вида спорта, и этот тип координации явно усложняется, когда вы увеличиваете последовательность одновременных действий.

Во внедорожных видах спорта, таких как эндуро, мотокросс, триал, MTB и т.д., мы часто управляем пятью органами управления с помощью четырех конечностей (рук и ног), и это очень много.

Если вы собираетесь тренировать этот тип мышечной координации, делайте это со свободными весами (да, забудьте о тренажерах).

Виды координации

Существуют такие виды координации, как:

  1. Межмышечная координация – взаимодействие всех мышц, задействованных в движение, сюда входит: координационная согласованность мышц-синергистов и антагонистов, сокращение соответствующих мышц в определенном порядке с достаточной интенсивностью.
  2. Внутримышечная координация – это восприимчивость мышц к нервным импульсам, то есть отклик мышц на иннервацию.

Координационные способности:

Способность к быстрому реагированию. Ловкость – это умение перестраивать двигательную активность под сложившуюся ситуацию и потребность. Например, расчет силы при ударе ракеткой или броске мяча.

Равновесие и ритмическая способность. Удержание баланса.

Пространственное ориентирование — этот вид подразумевает навык ориентирования во времени и пространстве. Например, при ловле теннисного мяча человек обязательно должен зрительно фиксировать предмет (мяч), приближающийся к нему для того, чтобы его поймать

При развитии «чувства времени» и «чувства пространства» он может поймать мяч «не глядя», то есть не фиксировать зрительное внимание на мяче. В очередной раз отличным примером будут элементы ловли или передачи мяча игроками в американском футболе, когда мяч передается посредством броска игроку, который не фокусирует взгляд на мяче, а концентрирует внимание и зрительный контакт, например, на защитнике противоборствующей команды. В американском футболе, хоккее, баскетболе и соккере такой вид координации – частое явление

Еще хорошим примером следует назвать настольный и большой теннис

В американском футболе, хоккее, баскетболе и соккере такой вид координации – частое явление. Еще хорошим примером следует назвать настольный и большой теннис.

Виды координационных навыков, средства и методы их развития

Начиная с 1930-х годов, эксперты в разных странах смогли доказать, что ловкость рук можно свести к нескольким навыкам. В результате на сегодняшний день существует от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным, до 11-20 и более) специальных и специфических КС, таких как координация деятельности крупных мышечных групп всего тела:

  • Общий баланс;
  • Баланс с визуальным контролем и без него;
  • Балансировать на объекте;
  • Балансировка объектов;
  • Скорость перенастройки двигательных навыков.

Навыки координации также включают:

  • Навыки пространственной ориентации;
  • Мелкая моторика;
  • Способность к дифференциации;
  • Способность к размножению;
  • Способность измерять и оценивать пространственные, силовые и временные параметры движения;
  • Такто-ритмическая способность;
  • Вестибулярной устойчивости;
  • Способность расслаблять мышцы.

Эта ситуация привела к тому, что вместо термина «ловкость» в науку и практику был введен термин КС, и мы стали говорить о системе (наборе) таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их оценке и развитию. Однако термин KС не является общепризнанным термином, объединяющим вышеперечисленные навыки в систему связанных понятий. В публикациях отечественных и зарубежных ученых можно встретить множество общих понятий: «умение управлять движениями», «общее равновесие» и т.д., и в более узком смысле: «координация движений верхних конечностей», «мелкая моторика», «динамическое равновесие», «координация движений», «изменение ритма», «умение точно воспроизводить движения», «прыгучесть».

КС — это способности человека, определяющие его готовность к оптимальному контролю и регуляции двигательного действия.

Специальные КС — это группы двигательных действий, однородных по своему психофизиологическому механизму и систематизированных по возрастающей сложности.

Соответственно, различают специальные КС:

  • Во всех возможных циклических (ходьба, ползание, лазание, преодоление, плавание);
  • Локомоциях на оборудовании (катание на коньках, езда на велосипеде, гребля и т.д.); и
  • Ациклических двигательных действиях (ходьба, ползание, лазание и т.д.). ) и ациклические двигательные действия (прыжки);
  • Нелокомоторные движения тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);
  • Движения манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указывания, касания, тычка, следования контуру и др.);
  • Движения перемещения предметов в пространстве (перестановка предметов, наматывание веревки на палку, поднятие тяжестей);
  • Баллистические (метательные) двигательные движения с использованием силы броска и расстояния (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);
  • Метательные движения на точность (метание или бросание различных предметов в цель);
  • Метание или бросание различных предметов;
  • Теннис, ракетный спорт, жонглирование);
  • Прицельные движения;
  • Копирующие движения;
  • Наступательные и защитные двигательные действия единоборств (борьба, бокс, фехтование, боевые виды спорта);
  • Наступательные и защитные технические и технико-тактические действия спортивных и игровых видов спорта.

Приведенная выше систематизация не включает ряд других групп ГО, которые связаны с трудовой деятельностью и бытовой деятельностью. Это так называемая вертикальная классификация КС.

К наиболее важным из специфических КС (горизонтальная классификация КС) относятся: способность к пространственной ориентации, равновесие, ритм, способность воспроизводить, оценивать и измерять пространственные, временные и силовые параметры движений, способность к реакции, быстрая перестройка двигательной активности, способность к координации движений, волевое напряжение мышц и статокинетическая устойчивость. Дадим краткое определение этих способностей.

Способность к ориентации — это способность человека точно определять и своевременно изменять положение тела и выполнять движения в нужном направлении.

Упражнения на развитие координации

К упражнениям на координацию можно отнести в первую очередь, все те тесты, которые мы привели выше. Еще добавим такие элементы, которые помогут улучшить ваши координационные навыки:

  1. Чтобы развивалась наша зрительно моторная координация, возьмите теннисный мячик, встаньте на одну ногу и подкидывайте его, ловя по очереди то правой, то левой рукой. Затем подкидывайте правой, ловите левой. И наоборот. Когда вам станет это легко, возьмите второй мячик (вот он и пригодился!).
  2. Чтобы координация движений стала более четкой, начните играть в настольный теннис. Это просто и увлекательно. Вы концентрируете взгляд на мячике и отбиваете его ракеткой. Высокая скорость и концентрация отлично развивают реакцию и моторику движений.
  3. Для развития равновесия удобно стоять на одной ноге, занимаясь параллельно разными делами – читайте книгу, кидайте мячик, вращайте головой.
  4. Каждую неделю проводите тесты на ловкость. Каждое упражнение на координацию помогает развить ее. К тому же, каждый тест – это и есть упражнение на координацию.
  5. Усложните упражнения на координацию, добавив новые элементы. Например, попробуйте жонглировать двумя мячиками, стоя на одной ноге. А еще лучше – прыгайте через невысокое препятствие боковым ходом, или прыгайте по очереди на правой и левой ноге.
  6. Еще один вид упражнения на координацию – бой с теннисным мячиком. Он очень понравится боксерам и просто тем, кто хочет научиться быстро и точно бить. Давайте подробно поговорим об этом упражнении.

Бой с мячиком (Fight Ball)

Потребуется бейсболка с регулятором размера на затылочной стороне, прочная и эластичная резинка, теннисный мячик и пластырь. Нужно прикрепить пластырем резинку к мячику, а второй конец резинки закрепить на кепке в районе регулятора. Длина резинки должна быть чуть короче длины вашей вытянутой руки.

Надеваем кепку козырьком назад, встаем в ударную стойку, руки держим у лица, бьем мячик кулаком (ударными костяшками). Мяч улетает от вас, натягивая резинку, затем с ускорением возвращается обратно. Вы можете уйти от летящего мяча, наклонившись чуть вбок, а можете отбить его другой рукой. Таким образом, вы будете боксировать мячик столько, сколько хотите.

В качестве соревновательной цели можно использовать количество ударов или время, за которое мяч ни разу не остался без удара. Будьте готовы к тому, что иногда он будет прилетать вам в лицо. И помните, чем сильнее вы ударите, тем сильнее вам может прилететь. Теннисный мяч – очень коварный противник.

Как оценить развитие координации

Нередко люди замечают за собой неуклюжую ходьбу, частые падения, неловкость. Обычно они списывают разбитые чашки и содранные коленки на невнимательность и не пытаются как-то исправить ситуацию. Однако зачастую проблема заключается в расстройстве моторной (двигательной) координации, которую можно и нужно развивать.

Как правило, такая необходимость возникает в детском возрасте, когда нервная система и опорно-двигательный аппарат еще не сформировались до конца, и у пожилых людей, страдающих сосудистыми заболеваниями головного мозга. Тем не менее молодые люди тоже не застрахованы от координационных нарушений.

Оценить собственную координацию движений помогут несложные тесты:

  1. Встаньте в позу Ромберга. Для этого поставьте ноги на одну линию – одна ступня упирается пальцами в пятку другой. Руки разведите в стороны и зажмурьтесь. Теперь коснитесь кончика носа подушечкой указательного пальца сначала правой, а потом левой руки.
  2. Расставьте ступни параллельно друг другу на расстоянии 10-15 см. С закрытыми глазами сначала сдвиньте вместе пальцы, а потом и пяточные области.
  3. Сядьте и протяните вперед левую ногу. Постарайтесь синхронно описывать круги в воздухе ногой по часовой стрелке, а правым указательным пальцем руки рисовать воображаемую букву «Б».
  4. Одну кисть поместите на переднюю брюшную стенку, медленно поглаживайте ей живот по часовой стрелке с закрытыми глазами. Параллельно другой рукой похлопывайте себя по затылку.
  5. Раскиньте руки в стороны и вытяните одну ногу вперед. Закройте глаза. Постарайтесь выстоять на одной ноге не менее 30 секунд.

Не всегда координаторные расстройства возникают на фоне болезни. К ним также приводят гиподинамия, сидячая работа, постоянное передвижение на личном автомобиле. А вот поездки в общественном транспорте и ходьба пешком наоборот способствуют тренировке навыков удержания равновесия.

Для чего нужно ее развивать

Координация движений обеспечивается сложной реципрокной иннервацией скелетной мускулатуры. При сокращении определенной мышечной группы мышцы с противоположно направленным действием автоматически расслабляются. Именно поэтому невозможно одновременно вращать кисть по, а предплечья против хода часовой стрелки.

Такое сложное взаимодействие связано с работой мозжечка, вестибулярного аппарата во внутреннем ухе и коры головного мозга, которая контролирует и согласует их деятельность. При выполнении упражнений на развитие координации не только улучшается работа перечисленных структур. Такие тренировки оказывают и другие положительные эффекты:

Укрепляют мышечный каркас;

Активируют работу мозга, внимание, мышление, память;
Ускоряют физическое и умственное развитие детей;
Нормализуют обменные процессы и кровообращение в организме;
Снижают риск падений и травм;
Улучшают бытовую адаптацию;
Развивают чувство собственного тела – проприоцепцию;
Борются с укачиванием в транспорте, морской болезнью;
Повышают жизненный тонус;
Замедляют процессы старения.

Такое комплексное влияние связано с вовлечением в тренировку разных мышечных групп и участков головного мозга, контролирующих их работу.

Причины нарушения координации

Некоординированное
движение или нарушение координации в медицине известно как атаксия. Существует
некое число известных случаев атаксии. Они ранжируются от хронических состояний
до внезапного проявления. Однако, большинство состояний связаны с повреждением
или дегенерацией мозжечка.

Для координированного
движения требуется, чтобы функционировали мозжечок, спинной мозг и
периферическая нервная система. Болезни и повреждения, причиняющие вред или
разрушающие любую из этих структур, могут привести к атаксии.

Среди них выделяют:

  • Травматическое повреждение головного мозга.
  • Алкоголизм.
  • Инфекционный процесс.
  • Невропатии.
  • Повреждения спинного мозга.
  • Рассеянный склероз
  • Болезнь Паркинсона.
  • Инсульт/транзиторная ишемическая атака.  
  • Генетические атаксии (например, атаксия Фридриха и болезнь Уилсон).
  • Церебральный паралич.
  • Опухоли мозга.
  • Токсины также могут быть причиной атаксии. Среди них:

Как устроен головной мозг

Головной мозг, это орган, который изучен достаточно слабо за счет сложности конструкции. Его строение до сих пор является предметом споров в ученых кругах. Тем не менее наличествуют такие основные факты:

  1. Мозг взрослого человека состоит из двадцати пяти миллиардов нейронов (приблизительно). Эта масса составляет серое вещество.
  2. Присутствуют три оболочки:
  3. Мягкая;
  4. Паутинная (каналы циркуляции ликвора);

Они выполняют защитные функции, отвечая за безопасность во время ударов, и любых других повреждений.

Далее, начинаются спорные моменты в выборе позиции рассмотрения.

В наиболее распространенном аспекте мозг подразделяют на три таких отдела, как:

  • Два больших полушария;
  • Мозжечок;
  • Ствол;

Нельзя не осветить и другой распространенный взгляд на этот орган:

  • Конечный (полушария);
  • Промежуточный;
  • Задний (мозжечок);
  • Средний;
  • Продолговатый;

Кроме того, надо упомянуть и строение конечного мозга, объединенных полушарий:

  • Лобная доля;
  • Затылочная;
  • Теменная;
  • Височная;

Упражнения на развитие координации

В общем случае все упражнения на развитие координационных способностей делятся на статические и динамические. Приведём некоторые из них с учётом возраста.

Для детей 2-3 лет

Для таких маленьких деток все занятия лучше всего совмещать с прогулкой на детской площадке, ему будет так намного интереснее:

  • обычная ходьба (пусть ходит самостоятельно, согласовывая движения рук и ног);
  • ходьба с препятствием (перешагивайте бордюры, песочницы и т. п.)
  • наклоны и приседания (например, за игрушками);
  • повышайте сложность выполнения, выполняя ходьбу по брёвнам, скамейкам, бордюрам и т. п.;
  • покорение вертикальной лестницы.

Важно! Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы в любой момент его можно было подхватить и, таким образом, уберечь от ненужных травм

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети контролируют своё тело намного лучше, поэтому можно повышать уровень сложности:

  • научите малыша спрыгивать с бревна (скамьи), а затем сходить сначала одной ногой, затем другой;
  • ходьба по ровной линии с поднятыми руками (спина ровная, руки подняты в сторону и удерживаются в таком положении, делается несколько шагов, затем руки поднимаются вверх, ходьба продолжается и т. д.);
  • удерживание груза на голове, например, книги, в положении стоя, когда будет хорошо получаться, можно добавить ходьбу по прямой.

Для детей 6-7 лет

В таком возрасте рекомендуются более сложные занятия, в том числе с различными предметами:

  • упражнения с мячом (ребёнок берёт в руки мяч, держит правильную осанку, подбрасывает мяч вверх, затем ловит);
  • ходьба по бревну (скамье) с поворотами, руки при этом постоянно меняют положение: в стороны, вверх, за спиной, на талию;
  • бег вперёд, назад, с поворотами;
  • прыжки со скамьи и на скамью.

Важно!Дети не любят однообразия, поэтому меняйте разные виды занятий почаще, чтобы они не заскучали. Очень хорошим примером будет, если вы будете заниматься вместе!

Для детей 8-10 лет

В таком возрасте можно приступать к выполнению комплекса для улучшения координации, который рекомендуют не только детям, но и взрослым:

  • вращение руками, согнутыми в локтях (положение стоя, руки согнуты в локтевых суставах, а пальцы дотрагиваются плеча, вращайте руками в разных направлениях);
  • рисование воображаемых фигур (руки вытянуты вперёд и одновременно описывают разные фигуры, например, левая – круг, а правая – квадрат);
  • прыжки по классикам (делаем прыжок одной ногой, затем двумя и так чередуем дальше);
  • стойка на одной ноге (положение стоя, одна нога согнута, руки в сторону и удерживаем равновесие секунд 10-15, меняем ноги);
  • стойка на одной ноге с поднятием на носок (положения стоя, руки на талии, одна нога сгибается в колене и отводится в сторону, теперь поднимитесь на носок и удерживайте равновесие, повторите в другую сторону).

Также можно делать уже знакомые упражнения на бревне, скамье, шведской стенке, кольцах, постепенно их усложняя.Знаете ли вы?В далёкой Бразилии самым страшным наказанием для детей является запрет на игру в футбол.

Программа упражнений на координацию

Приседания на массажном валике

Упражнение прорабатывает: Торс и Ноги

  • Встаньте на массажный валик, ноги на ширине бёдер, свод стопы должен находиться прямо по центру валика. Вытяните руки перед собой на уровне плеч.
  • Опуститесь в присед, сгибая ноги в коленях под углом 90°. В нижней точке этого движения напрягите мышцы задней поверхности бедра, ягодицы и торс
  • Вернитесь в положение стоя, не напрягая колени; удерживайте баланс.

Выполните 2 подхода по 15 медленных повторений.

Тяга блока к поясу «ФЛАМИНГО»

Упражнение прорабатывает: Спину, Торс и Ноги

  • Встаньте на левую ногу, держа правой рукой рукоятку блочного тренажёра на высоте талии.
  • Наклонитесь в сторону тренажёра, не напрягая колено левой ноги, пока ваш торс, правая рука и правая нога не станут параллельны полу. Держите ладонь левой руки на бедре и смотрите вперёд.
  • Вернитесь в положение стоя, отводя правый локоть вправо и одновременно сгибайте левое колено вперёд перед собой, поднимая его на высоту таза.
  • Вытяните правую руку и ногу, возвращаясь в исходное положение, и повторите упражнение.

Выполните 2 подхода по 15 повторов на каждую ногу.

L-подъемы гантелей в стойке на коленях на босу

Упражнение прорабатывает: Плечи, Торс

  • Возьмите одну гантель левой рукой и зафиксируйте ее перед левым бедром, другую — правой рукой у правого бока. Встаньте на колени на сферическую часть босу, туловище держите вертикально, плечи — в одной плоскости с бёдрами и тазом (А).
  • Поднимите левую руку с гантелью перед собой на уровень плеч и одновременно поднимите правую руку вбок до уровня плеча; держите руки прямыми во время всего упражнения (Б).
  • Опустите гантели в исходное положение, затем поднимите правую руку перед собой и левую — в сторону.

Выполните 2 подхода по 16 повторений.

Выброс мяча вверх, стоя на босу

Упражнение прорабатывает: Плечи, Торс и Ноги

  • Встаньте, балансируя на плоской стороне босу, ноги на ширине бёдер, держите медбол перед собой на высоте бёдер.
  • Присядьте, опуская мяч немного в сторону за левую ногу (а).
  • Держа руки вытянутыми, встаньте из приседа, скрутите туловище, пока медбол не окажется под углом 45° над вашим плечом. Взгляд направлен на мяч (б).
  • Опуститесь назад в присед и снова заведите мяч за левую стопу, держа руки прямыми.

Выполните два подхода по 20 повторений в каждую сторону.

Планка на фитболе

Упражнение прорабатывает: Торс и Ягодичные мышцы

  • Лягте на фитбол лицом вниз, талия должна находиться точно по центру мяча. Положите руки на пол,запястья под плечи.
  • Вытяните обе ноги, пока они не будут параллельны полу. Держа стопы на ширине бёдер, напрягите ягодицы (А).
  • Поднимите и вытяните правую руку вперёд, пока она не станет параллельной полу. Удерживайте эту позицию в течение 15 секунд (Б).
  • Верните правую руку на пол и повторите движение левой рукой, удерживая позу в течение 15 секунд.

Выполните 2 подхода по 6 повторений для каждой руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector