Перинатальное поражение центральной нервной системы
Содержание:
- Клетки головного и спинного мозга
- Головной мозг – «администратор» нервной системы и психики человека
- Функции нервной системы человека
- Рефлекс как основной принцип работы нервной системы
- Строение спинного мозга
- Диагностика перинатальных поражений центральной нервной системы
- Локализация опухоли в ЦНС
- Основные анатомические термины
- Паразиты, вирусы и центральная нервная система
- Этапы развития нервной системы
- Кора больших полушарий
- Питание и центральная нервная система
- Какие бывают разновидности синдромов ППЦНС?
Клетки головного и спинного мозга
Головной и спинной мозг состоят из клеток, чьи названия и характеристики определяются их функциями. Клетки, характерные только для нервной системы, – это нейроныи нейроглия.
Нейроны – это «рабочие лошадки» нервной системы. Они посылают и принимают сигналы от головного мозга и к нему через сеть взаимосвязей, столь многочисленных и сложных, что их совершенно невозможно подсчитать или составить их полную схему. В лучшем случае можно приблизительно сказать, что в мозгу находятся сотни миллиардов нейронов и во много раз больше связей между ними.
К опухолям головного мозга, возникающим из нейронов или их предшественников, относятся эмбриональные опухоли (ранее их называли примитивные нейроэктодермальные опухоли — ПНЭО), такие как медуллобластомы и пинеобластомы.
Мозговые клетки второго типа носят название нейроглии. В буквальном смысле это слово означает «клей, скрепляющий нервы» – таким образом, уже из самого названия видна вспомогательная роль этих клеток. Другая часть нейроглии содействует работе нейронов, окружая их, питая и удаляя продукты их распада. Нейроглиальных клеток в головном мозге гораздо больше, чем нейронов, и более половины опухолей головного мозга развивается именно из нейроглии.
Опухоли, возникающие из нейроглиальных (глиальных) клеток, в общем случае называют глиомами. Однако в зависимости от конкретного типа глиальных клеток, вовлеченных в опухоль, она может иметь то или иное специфическое название. Самые распространeнные глиальные опухоли у детей – мозжечковые и полушарные астроцитомы, глиомы ствола мозга, глиомы зрительныйх путей, эпендимомы и ганглиоглиомы. Виды опухолей подробнее описаны в этой статье.
Головной мозг – «администратор» нервной системы и психики человека
Ранее считалось, что «душа» человека заключена в его сердце. C развитием науки человечество постепенно начало изучать то, что сделало нас людьми, венцом животного мира – головной мозг.
Наша психическая система формируется благодаря взаимодействию коры головного мозга – и нижележащих отделов (промежуточного, среднего мозга, ствола). Каждая область отвечает за ту или иную функцию. Но наиболее интересно то, что при выходе из строя одного участка нейронов его работу может частично заменить другой, что называется нейропластичностью.
Лобная доля участвует в формировании эмоций, памяти, речи и поведения. Эволюционно эта часть у Homo sapiens наиболее развита, так как она начала развиваться с переходом приматов на прямохождение и активизацией тонкой моторики верхних конечностей. Поэтому лобная доля несет ответственность за множество функций. Чтобы понять, какое влияние на психическое состояние человека оказывает лобная доля, следует упомянуть так называемый лобный синдром, который наблюдается у людей с органическим поражением головного мозга вследствие внешнего воздействия, сосудистой, онкологической и другой патологии. У них появляется растормаживание в поведении, исчезает самоконтроль и появляется склонность к брутальным, асоциальным поступкам, а также вспышкам агрессивности. Кроме поведения и эмоций нарушается память, человек не может сконцентрироваться на каком-то деле, страдает функция познания внешнего мира. В тяжелых случаях теряется ядро личности – мы перестаем видеть человека таким, которым он был раньше.
Существует такой отдел головного мозга, как гипоталамус, который отвечает за регуляцию вегетативных функций. Он осуществляет связь с эндокринной системой организма и непосредственно связан с железой-регулятором гормонов – гипофизом.
Последний выделяет особые вещества, которые дают сигнал гипофизу для выделения гормонов: гонадотропного (влияющего на половые железы), тиреотропного (на щитовидную железу), адренокортикотропного (на надпочечники), соматотропного (на рост тканей) и пролактина (на молочные железы).
Биохимия нервной системы и психики человека
Для связи нейронов между собою существуют биологически активные вещества, отвечающие за связь между нейронами, – нейромедиаторы, каждый из которых имеет свою функцию.
Рассмотрим основные виды нейромедиаторов:
-
Дофамин
. Отвечает за чувство предвкушения, удовлетворения чем-либо сделанным. Мы получаем порцию дофамина, когда сделали какой-либо поступок, требующий волевых усилий. Это вещество играет роль в формировании мотивации, трудоспособности, скорости мышления. При шизофрении баланс дофамина нарушается, поэтому человек начинает видеть галлюцинации или создавать бредовые идеи. Недостаток дофамина приводит болезни Паркинсона. - Норадреналин. Это нейромедиатор, который отвечает за работу головного мозга в экстремальных ситуациях. Таким образом задействуются резервы организма для борьбы с опасностью. Его снижение приводит к возникновению депрессии.
- Серотонин. Все знают его, как «гормон счастья». Серотонин повышает настроение, а при его снижении наступает депрессивное состояние. Он принимает участие в терморегуляции, восприятии боли, контроле кровяного давления, сердечного ритма, частоты дыхания.
- Гамма-аминомасляная кислота. Медиатор торможения. Рецепторы к ГАМК при стимуляции уменьшают интенсивность нервного импульса, приводя к торможению и замедлению когнитивных (мнестических) процессов, а также устраняя тревогу.
Нейромедиаторы воздействуют путем прохождения через синапсы в нейронах – соединения клеток между собой. Вещества проходят через синаптическую щель – пространство между нейронами – возбуждая рецепторы и формируя электрический импульс, который является средством передачи сигнала в нервной системе.
Таким образом, нервная система отвечает не только за формирование психики, но и управляет соматической сферой организма человека. А головной мозг здесь является главным «администратором».
Человеческий мозг – одна из самых неразгаданных тайн. И нам предстоит еще много нового узнать о нас самих, изучая его.
Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/nervnaya-sistema-cheloveka-psixicheskaya-sistema/.
Функции нервной системы человека
Оба отдела действуют слаженно. Например, если мы касаемся шероховатой поверхности, рецепторы на коже передают сигнал через периферические нервы, которые формируют нервные пучки, и направляются к грудному отделу спинного мозга. Последний перенаправляет сигнал в головной мозг. Тот доходит до области коры, отвечающей за тактильную чувствительность. Благодаря этому мы оцениваем поверхность, которую пробуем наощупь.
Если же мы хотим сделать что-то своими руками, например, переложить ручку с одного места на другое, происходит следующее. Область коры головного мозга, отвечающая за сокращение мышц верхних конечностей, дает сигнал нижележащим структурам, который передается на спинной мозг. Последний посылает импульс грудному сплетению.
Далее сигнал идет на кисти рук по локтевому и лучевому нервам, двигая мышцы.
Следует сказать, что не все действия проходят с участием головного мозга
. Например, безусловные рефлексы замыкаются на уровне спинного мозга. Так, если мы касаемся горячей поверхности, импульс идет к чувствительным нейронам спинного мозга, которые связываются с двигательным клетками, а они посылают сигнал на мышцы рук, чтобы мы как можно быстрее отреагировали на опасность и не травмировались.
Также относительной автономности спинного мозга мы обязаны нашими умениями ездить на велосипеде, танцевать, выполнять тонкие физические движения и даже ходить. Когда человек впервые сталкивается с этими занятиями, в формировании рефлексов активно участвует головной мозг. Поэтому мы обдумываем каждое движение, каждую тонкость (нажим педали, место постановки ноги и т.д.). Затем рефлекс полноценно формируется, доходя до автоматизма, после чего его выполнение уже не требует нашего внимания. Ведь велосипедист не обдумывает, какой ногой крутить педаль, а взрослый человек (в отличие от малыша) не следит за каждым положением своей стопы при ходьбе.
Рефлекс как основной принцип работы нервной системы
И. М. Сеченов в 1863г. в работе «Рефлексы головного мозга» развил представление о том, что рефлекс является основным принципом работы не только спинного, но и головного мозга.
Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение при участии ЦНС.Рефлексы подразделяют на:1) безусловные рефлексы: врожденные (наследственные) реакции организма на раздражения, осуществляемые с участием спинного мозга или ствола головного мозга;2) условные рефлексы: приобретенные на основе безусловных рефлексов временные реакции организма, осуществляемые при обязательном участии коры полушарий большого мозга, составляющие основу высшей нервной деятельности.
Для каждого рефлекса имеется своя рефлекторная дуга — это путь, по которому возбуждение проходит от рецептора до эффектора (исполнительного органа).
Рефлекторная дуга представлена цепью нейронов, обеспечивающих восприятие раздражения, трансформацию энергии раздражения в нервный импульс, проведение нервного импульса до нервных центров, обработку поступившей информации и реализацию ответной реакции.
В состав любой рефлекторной дуги входят 5 составных частей
1. Рецептор — это специализированная клетка, предназначенная для восприятия раздражителя (звуковой, световой, химический и др.).2. Афферентный путь, который представлен афферентными нейронами.3. Участок ЦНС, представленный спинным или головным мозгом;4. Эфферентный путь состоит из аксонов эфферентных нейронов, выходящих за пределы ЦНС.5. Эффектор — это рабочий орган (мышца, железа и др.).
Простейшая рефлекторная дуга включает 2 нейрона и называется моносинаптической (по числу синапсов). Более сложная представлена 3 нейронами и называется трехнейронной или дисинаптической. Однако большинство рефлекторных дуг включает большое количество вставочных нейронов, и называется полисинаптическими.
Рефлекторные дуги могут проходить только через спинной мозг (например, отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету) или только головной мозг (например, закрывание век при струе воздуха, направленной в лицо), или как через спинной, так и через головной мозг.
Рефлекторные дуги замыкаются в рефлекторные кольца с помощью обратных связей. Понятие обратной связи и ее функциональная роль были указаны Беллом в 1826г. Он писал, что между мышцей и ЦНС устанавливаются двусторонние связи. С помощью обратной связи в ЦНС поступают сигналы о функциональном состоянии эффектора.
Морфологической основой обратной связи являются рецепторы, расположенные в эффекторе, и афферентные нейроны, связанные с ними. Благодаря обратным афферентным связям осуществляется тонкая регуляция работы эффектора и адекватная реакция организма на изменения окружающей среды.
Строение спинного мозга
Спинной мозг – это фактически продолжение головного мозга, окруженное теми же оболочками и спинномозговой жидкостью. Он составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов.
Спинной мозг составляет две трети ЦНС и является своего рода проводящей системой для нервных импульсов. Сенсорная информация (ощущения от прикосновения, температура, давление, боль) идет через него к головному мозгу, а двигательные команды (моторная функция) и рефлексы проходят от головного мозга через спинной ко всем частям тела. Гибкий, состоящий из костей позвоночный столбзащищает спинной мозг от внешних воздействий. Кости, составляющие позвоночник, называют позвонками;их выступающие части можно прощупать вдоль спины и задней части шеи. Различные части позвоночника называют отделами (уровнями), всего их пять: шейный (С), грудной (Th), поясничный (L), крестцовый (S) и копчиковый.
Отделы позвоночника обозначаются латинскими символами по начальным буквам соответствующих латинских названий.
Внутри каждого отдела позвонки пронумерованы.
Опухоль спинного мозга может образоваться в любом отделе –например, говорят, что опухоль обнаружена на уровне С1-С3 или на уровне L5. Вдоль всего позвоночного столба от спинного мозга отходят спинномозговые нервы в количестве 31 пары. Они связаны со спинным мозгом через нервные корешки и проходят через отверстия в позвонках к различным частям тела.
Опухоли могут развиваться внутри спинного мозга (интрамедуллярные опухоли) или с его внешней стороны (экстрамедуллярные опухоли). Так как внутри позвоночника для роста опухоли очень мало места, она начинает сдавливать спинной мозг, и именно с этим связаны наблюдаемые симптомы.
При опухолях спинного мозга возникают нарушения двух видов. Локальные (очаговые) симптомы – боль, слабость или расстройства чувствительности – связаны с ростом опухоли в конкретной области, когда этот рост затрагивает кость и/или корешки спинномозговых нервов. Более общие нарушения связаны с нарушением передачи нервных импульсов через затронутую опухолью часть спинного мозга. Может возникнуть слабость, потеря чувствительности или управления мышцами в той области тела, которая управляется спинным мозгом ниже уровня опухоли (паралич или парез). Возможны нарушения мочеиспускания и дефекации (опорожнения кишечника).
Во время операции по удалению опухоли хирургу иногда приходится удалять фрагмент внешней костной ткани (пластинку дуги позвонка, или дужку), чтобы добраться до опухоли.
Важно!
Это может впоследствии спровоцировать искривление позвоночника, поэтому такой ребенок должен наблюдаться у ортопеда.
Диагностика перинатальных поражений центральной нервной системы
Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен только на основании клинических данных, данные различных методов исследования носят лишь вспомогательный характер и бывают необходимы не для постановки самого диагноза, а для уточнения характера и локализации поражения, оценки динамики заболевания и эффективности лечения.
Зачастую у одного ребёнка встречаются сразу несколько видов перинатального поражения центральной нервной системы
В связи с этим важно провести комплексное обследование ребёнка
- Нейросонография( методэхографической визуализации головного мозга новорождённого и ребёнка до 1 года, пока открыт большой родничок)
- Электроэнцефалография (метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов головного мозга.)
- Ультразвуковое исследование сосудов головного мозга
- Эхоспондилография шейного отдела позвоночника
- Электронейромиография (исследование проводимости нервного сигнала и реакции мышц)
- Компьютерная томография ( КТ)
- Магнитно-резонансная томография (МРТ)
- Биохимические анализы крови
- Консультации специалистов (эндокринолог, ортопед, логопед, психолог и др.)
Следует отметить, что нет необходимости в применении сразу всех методов дополнительной диагностики. Конкретные методы исследований у Вашего ребёнка определит специалист нашего центра на основании данных неврологического статуса на момент осмотра.
Лечение последствий перинатального поражения центральной нервной системы
Поражения головного мозга в перинатальный период являются основной причиной инвалидизации и дезадаптации детей.
Лечение острого периода перинатальных поражений центральной нервной системы проводится в стационаре, под постоянным контролем врача.
Лечение последствий поражений центральной нервной системы перинатального периода, с которыми достаточно часто приходится сталкиваться неврологам и педиатрам , включает в себя медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры, мануальную терапию и элементы педагогической коррекции.
В большинстве случаев, у одного ребёнка с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы чаще всего отмечается сочетание нескольких синдромов заболевания, лечение должно быть комплексным под контролем врача-невролога, при участии психолога, остеопата, эндокринолога, мануального терапевта, логопеда, ортопеда, педагога-дефектолога.
Собрать воедино всех специалистов и диагностическо-лабораторные методы исследования непростая задача. А бегать с малышом по разным клиникам, неподъемная работа и для родителей и для ребёнка.
Поэтому в Отделении медицинской реабилитации для детей с нарушением функции центральной нервной системы медицинского центра «ЮгМедТранс» в городе Ростов-на-Дону имеются дневной стационар, где проводится диагностика и лечение детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы с задержкой речевого, психического, двигательного развития, синдромом дефицита внимания, гиперактивности и др.
Для каждого ребёнка составляется индивидуальная программа обследования, медикаментозного, физиотерапевтического лечения, массажа, лечебной физкультуры, проводится консультация медицинского психолога, логопеда.
После окончания курса лечения в стационаре ребёнок и его родители получают рекомендации для продолжения лечения амбулаторно до следующего курса стационарного лечения. Таким образом, под контролем врача-невролога, остеопата и психолога проводится лечение и наблюдение за течением заболевания в динамике.
Родители должны помнить, что чем раньше начинается лечение детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы, тем больше шансов у ребёнка жить полноценной жизнью.
Локализация опухоли в ЦНС
Первичная опухоль головного мозга (то есть та, которая изначально родилась в данном месте и не является метастазом опухоли, возникшей в другом месте тела человека) может быть либо доброкачественной, либо злокачественной. Доброкачественная опухоль не прорастает в соседние органы и ткани, а растет, как бы отодвигая, смещая их. Злокачественное новообразование быстро растет, прорастая в соседние ткани и органы, и часто дает метастазы, распространяясь по организму. Первичные опухоли головного мозга, диагностируемые у взрослых, как правило, не распространяются за пределы ЦНС.
Деление опухолей ЦНС на доброкачественные и злокачественные является условным, с точки зрения как пациента, так и врача.
Дело в том, что доброкачественная опухоль, развивающаяся в другой части тела, может расти годами, не вызывая нарушения функции и не представляя угрозы для жизни и здоровья пациента. Рост же доброкачественной опухоли в полости черепа или спинномозговом канале, где мало места, быстро вызывает смещение структур мозга и появление угрожающих жизни симптомов. Удаление доброкачественной опухоли ЦНС также сопряжено с большим риском и не всегда возможно в полном объеме, учитывая количество и характер структур мозга, прилежащих к ней.
Основные анатомические термины
На этих терминах строится описание многих лекций и статей. Их нужно хорошо знать, чтобы определять положение разных органов в теле и уметь объясняться по данной тематике. Знание терминологии необходимо не только студентам-медикам, но и студентам-психологам, ведь они будут встречаться вам в анатомии ЦНС, психофизиологии, нейропсихологии, психогенетике и др.
Примеры высказываний с анатомической терминологией:
- Дорсальная поверхность моста образует верхнюю часть ромбовидной ямки.
- Рострально спинной мозг переходит в продолговатый мозг, верхняя граница лежит на уровне верхнего края I шейного позвонка, каудально — на уровне II поясничного позвонка.
Термины, описывающие положение относительно центра масс и продольной оси тела.
Абаксиальный (антоним: адаксиальный) — располагающийся дальше от оси.
Апикальный (антоним: базальный) — располагающийся у вершины.
Базальный — располагающийся у основания.
Дистальный (антоним: проксимальный) — дальний.
Проксимальный — ближний.
Латеральный (антоним: медиальный) — боковой, в сторону.
Медиальный — серединный, ближе к центру.
Термины, описывающие положение относительно основных частей тела.
Аборальный (антоним: адоральный) — располагающийся на противоположном рту полюсе тела.
Ростральный (адоральный, оральный) – носовой, ближе к голове или переднему концу тела, располагающийся вблизи рта.
Вентральный (антоним: дорсальный) — брюшной, к животу.
Дорсальный — спинной, к спине.
Каудальный (антоним: краниальный) — хвостовой, располагающийся ближе к хвосту (у животных) или к заднему концу тела.
Краниальный — головной, располагающийся ближе к голове или к переднему концу тела.
Основные плоскости и разрезы:
Сагиттальный (вертикальный) — разрез, идущий в плоскости двусторонней симметрии тела. Разделяет тело на левую и правую части.
Парасагиттальный (горизонтальный) — разрез, идущий параллельно плоскости двусторонней симметрии тела. Разделяет тело на кранильную и каудальную части.
Фронтальный — разрез, идущий вдоль передне-задней оси тела перпендикулярно сагиттальному. Разделяет тело на дорсальную и вентральную части.
Аксиальный (трансверзальный) – разрез, идущий в поперечной плоскости тела
Гомолатеральный, реже ипсилатеральный т.е. расположенный на той же стороне.
Контрлатеральный — расположенный на противоположной стороне.
Билатерально — расположение по обе стороны.
Верхний – соответствует понятию краниальный.
Нижний — понятию каудальный.
Передний – соответствует понятию вентральный.
Задний – дорсальный.
Висцеральный (viscerus —внутренность) обозначают принадлежность и близкое расположение с каким-либо органом.
Париетальный (paries — стенка) значит имеющий отношение к какой-либо стенке.
Паразиты, вирусы и центральная нервная система
Большое количество «интервентов» живет в головном мозге. Различные вирусы: цитомегаловирус, вирус герпеса, папиломовирус. Токсоплазма попадает в организм человека, например, через кошачьи царапины, в результате этого образуются токсоплазмозные гуммы. Если у кого-то установлен диагноз эпилепсия, вы можете это как-то связать с тем, что у него глисты? Вряд ли. Если у ребенка эпилепсия, вы пойдете к гельминтологу? 100% не пойдете. И напрасно
Очень важно установить направление, в котором идти. Необходимо проводить какие-то определенные действия: противопаразитарные программы, или хотя бы обследоваться на наличие токсоплазмы, цитомегаловируса
Этапы развития нервной системы
Диффузная нервная система наиболее древняя, имеется у кишечнополостных (гидра) животных. Такая нервная система характеризуется множественностью связей соседних элементов, что позволяет возбуждению свободно распространяться по нервной сети во все стороны.
Этот тип нервной системы обеспечивает широкую взаимозаменяемость и тем самым большую надёжность функционирования, однако эти реакции имеют неточный, расплывчатый характер.
Узловой тип нервной системы типичен для червей, моллюсков, ракообразных.
Он характерен тем, что связи нервных клеток организованы определённым образом, возбуждение проходит по жёстко определённым путям. Такая организация нервной системы оказывается более ранимой. Повреждение одного узла вызывает нарушение функций всего организма в целом, но она по своим качествам быстрее и точнее.
Трубчатая нервная система характерна для хордовых, она включает в себя черты диффузного и узлового типов. Нервная система высших животных взяла всё лучшее: высокую надёжность диффузного типа, точность, локальность быстроту организации реакций узлового типа.
Кора больших полушарий
Поверхность коры больших полушарий у человека составляет около 1500 см2, что во много раз превышает внутреннюю поверхность черепа. Такая большая поверхность коры образовалась благодаря развитию большого количества борозд и извилин, в результате чего большая часть коры (около 70%) сосредоточена в бороздах. Самые большие борозды больших полушарий — центральная, которая проходит поперёк обоих полушарий, и височная, отделяющая височную долю от остальных. Кора больших полушарий, несмотря на малую толщину (1,5–3 мм) имеет очень сложное строение. В ней насчитывают шесть основных слоёв, которые отличаются строением, формой и размерами нейронов и связями. В коре находятся центры всех чувствительных (рецепторных) систем, представительства всех органов и частей тела. В связи с этим к коре подходят центростремительные нервные импульсы от всех внутренних органов или частей тела, и она может управлять их работой. Через кору больших полушарий происходит замыкание условных рефлексов, посредством которых организм постоянно, в течение всей жизни очень точно приспосабливается к изменчивым условиям существования, к окружающей среде.
Питание и центральная нервная система
Психические нарушения корректируются зачастую инквизиторскими методами. У человека нехватка незаменимых аминокислот, витаминов, минералов, а его уговаривают вспомнить, как он рождался, как проходил по родовым путям. Наверное, в этом есть рациональное зерно, но хочется вспомнить русскую сказку про Ивана Царевича. Прежде чем выполнить задание Бабы Яги, он ей сказал: «Бабка, ты сначала молодца накорми, напои, в баньке попарь, а потом и дело спрашивай». Это — 100% работающий алгоритм. Нельзя подавить деятельность маленьких одноклеточных живых существ-нейронов. Если они голодны и хотят есть, если они устали и хотят спать, если между ними грязная вода, и они вынуждены поглощать из этой воды какие-то токсические вещества, у них начинаются галлюцинации. Что такое белая горячка? Это отравление межклеточной воды суррогатами алкоголя. Клетки начинают брать из межклеточного пространства токсические вещества, и человек начинает видеть чудеса. Страшно то, что питание сейчас стало тоже токсическим. И вторая причина — это искусственная, маринованная, переслащенная, пересоленная, безферментная, уничтоженная химическими веществами пища. Когда мозг ничего не получает, он начинает нервничать. А вести себя он может как угодно: от страха до депрессии.
Какие бывают разновидности синдромов ППЦНС?
ППЦНС условно делится на несколько периодов, в зависимости от того, на какой стадии было выявлено нарушение и как оно проявилось.
– Острый период длится от 7 до 10 дней, крайне редко, но он может растянуться и до месяца.
– Период, в которым происходит восстановление (восстановительный период), может длиться до 6 мес. Если организм ребенка восстанавливается медленно, то данный период может занять до 2 лет.
Детские неврологи выделяют следующие разновидности перинатальных поражений ЦНС в зависимости от сопутствующих симптомов и синдромом:
– Нарушение мышечного тонуса. Этот синдром диагностируется согласно отклонениям от нормы в зависимости от возраста грудного ребенка. В начальный период времени жизни ребенка, достаточно сложно диагностировать данный синдром, так как помимо этого встречается физиологический гипертонус (физиологическая скованность мышц новорожденного).
– Синдром нервно-рефлекторной возбудимости — синдром, связанный с нарушением сна, дрожанием подбородка, вздрагиваниями ребенка на любой шорох или прикосновение. Данный синдром можно диагностировать только в том случае, когда будет исключены соматические заболевания новорожденного (например, кишечные колики). При осмотре такого ребенка невролог определяет повышение сухожильных рефлексов, а также усиление (оживление) автоматизмов новорожденного (рефлекс Моро).
– Синдром угнетения нервной системы. Такой синдром по своим характеристикам противоположен предыдущему. Его диагностируют у детей, которые в первые месяцы своей жизни не активны, они много спят, у них понижен тонус, они не могут удерживать голову, плохо цепляются своими ручками.
– Неблагоприятный прогноз для ребенка, если развился синдром внутричерепной гипертензии. Основными его признаками являются повышенная возбудимость и нервозность, при этом начинает набухать и уплотняться родничок. Появляются частые срыгивания. При осмотре невролог замечает избыточный рост окружности головы, возможно расхождение швов черепа, симптом Грефе (симптом «заходящего солнца»).
– Одним из наиболее опасных и тяжелых состояний при ППЦНС является судорожный синдром, именно он является одним из наиболее серьезных проявлений при перинатальном поражении ЦНС.
Кроме того, любая внимательная мама может заметить отклонения в состоянии здоровья у своего ребенка намного быстрее, чем врач невролог, хотя бы потому, что она наблюдает за ним круглосуточно и не один день.
В любом случае, малыш, живя первый год с любыми (даже минимальными, но не проходящими) отклонениями в состоянии здоровья требует неоднократных консультаций у специалистов медицинского центра, включение его в программу диспансеризации (т.е. пристального наблюдения неврологом и при необходимости — дополнительного обследования, такого как УЗИ головного мозга, электроэнцефалография, исследование крови для определения компенсаторного потенциала нервной системы и т.д.). На основании полученных заключений специалистами центра разрабатывается план развития такого ребенка, подбирается индивидуальная схема профилактических прививок, введения прикормов в рацион питания, а также проведения лечебных мероприятий при необходимости.
Какие симптомы и диагностические критерии у ППЦНС?
– Не каждая мама, которая не имеет медицинского образования, сможет на первый взгляд отличить и определить, что у ее ребенка перинатальное поражение ЦНС. Но, неврологи с точностью определяют заболевание по появлению симптомов, которые не свойственны другим нарушениям.
– при осмотре малыша может быть обнаружен гипертонус или гипотонус мышц;
– ребенок чрезмерно беспокоен, тревожен и возбужден;
– возникновение дрожания в области подбородка и конечностей (тремор);
– появление судорог;
– при осмотре с молоточком заметно нарушение рефлекторной сферы;
– появление неустойчивого стула;
– меняется частота сердечных сокращений; появление неровностей на коже ребенка.
Как правило, после года данные симптомы пропадают, но затем появляются с новой силой, поэтому запускать данную ситуацию просто нельзя. Одним из наиболее опасных проявлений и последствий ППЦНС при отсутствии реакции на симптоматику является приостановка развития психики ребенка. Не развивается речевой аппарат, наблюдается задержка развития моторики. Также одним из проявлений заболевания может стать церебрастенический синдром.