Старая «волга» и подмосковная массовка: как снимали сериал «старушки в бегах»
Содержание:
«Бег». Булгаков. Краткое содержание
Итак, октябрь 1920 года. Северная Таврия. Идет бой между красными и белыми. Молодой питерский интеллигент Голубков скрывается от шальных пуль и гранат в притворе монастыря с Серафимой Корзухиной, дамой из Петербурга. Вместе с ним она бежит в Крым, чтобы там встретиться со своим мужем. Голубков недоумевает, откуда красные в этой местности, ведь она вся была в руках белых.
Тут в монастырь заехал отряд кавалеристов Буденного, чтобы проверить у людей документы. Священники и монахи молились перед образами, в церкви находилось много и другого люду, среди них и беременная Баранбанчикова, у которой внезапно начались схватки. Когда обитель покинули красные, за ними следом появились солдаты во главе с белым командиром Де Бризаром и Люська, походная жена генерала Чарноты. Как оказалось потом, в образе беременной дамы скрывался сам генерал Чарнота, который, услышав голоса своих, не передать словами как обрадовался. Он обнял их всех и стал рассказывать, как вместо поддельных документов его друг Барабанчиков в спешке все перепутал и подсунул ему документы беременной жены.
Теперь все они начинают обсуждать план побега, предложенный Чарнотой. Но вскоре обнаруживается, что у Серафимы начинается тиф, и Голубков от нее не отходит. Все разъезжаются.
Краткое описание сюжета советского фильма «Экипаж»
Кинокартина состоит из 2 частей:
- В первой части фильма экипажу самолета необходимо эвакуировать пассажиров из африканского города Бидри, где происходят опасные землетрясения. Один из толчков разрушает взлетную полосу. Опытный и мужественный командир Тимченко поднимает самолет в воздух, но во время набора высоты тот задевает хвостом падающую осветительную вышку. Это приводит к разгерметизации салона и другим повреждениям, устранять которые экипажу нужно во время полета.
- Вторая часть киноленты хронологически идет раньше: она рассказывает о жизни героев до катастрофы. В отличие от динамичной первой части ее жанр можно определить скорее как драму или мелодраму.
На этот раз зрителю предлагается лучше узнать и понять героев, которые вскоре окажутся в экстремальных условиях.
Герои киноленты.
Направление и жанр
Пьеса «Бег» была создана в рамках реалистического направления в литературе. Писатель стремится к достоверному изображения действительности. Созданные им образы, персонажи, их слова и поступки весьма натуральны и естественны. Читатель может поверить в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле.
Жанр этого произведения можно определить, как драму. Это литературное произведение предназначено для показа на театральной сцене. Композиция и метод изложения (диалоги) лишний раз подтверждают, что перед нами именно пьеса. Сюжет носит повседневный, бытовой характер.
Проблемы
- Война – писатель показывает войну, как нечто страшное и бессмысленное, не несущее людям ничего, кроме страданий и смерти, оставляющее глубочайшие раны в душах выживших.
- Революция – никак не оценивая саму революцию, Булгаков показывает её печальные последствия для той части общества, которая оказалась не на той стороне и потеряла всё, что ценила.
- Эмиграция – Булгаков показывает трагедию русских эмигрантов, которые вынуждены были уехать из страны, и вести зачастую бедственное существование за рубежом, где многие из них так и не смогли вернуться к полноценной жизни.
- Анархия – последние дни существования Белого движения показывают нам анархию, царящую в стране, где каждый борется только за своё выживание и готов пойти на что угодно ради своих целей.
- Социальная несправедливость – на примере Корзухина Булгаков показывает, что негодяи и мерзавцы уехали из России богатыми и обеспеченными, а по-настоящему благородные люди, целиком отдавшие себя борьбе, остались ни с чем.
Действие четвертое
Сон седьмой
Происходит осенью 1921 года в Париже.
Голубков приезжает в Париж, находит мужа Корзухиной и просит у него тысячу долларов для Серафимы. Тот отказывает, мотивируя свой поступок тем, что на Серафиме он не был женат, а в скором времени собирается предложить руку и сердце своей русской секретарше. Голубков говорит Корзухину, что он бездушный человек. Сергей Павлович уже собирается уйти, но в этот момент заходит генерал Чарнота. Он сообщает Корзухину, что с радостью бы записался к большевикам, чтобы расстрелять его.
Чарнота видит карты и предлагает Корзухину сыграть. Он продает сопернику медальон Хлудова за десять долларов. После игры генерал становится обладателем 20 000 долларов. За 300 он выкупает медальон назад. Корзухин хочет вернуть все проигранные деньги. Он кричит от досады, и на его рев выбегает Люся. Генерал в шоке, но не выдает, что знаком с проституткой. Люся презирает мужа Серафимы. Она считает, что Корзухин сам виноват в проигрыше.
Все расходятся. Люся высовывается в окно и тихонько говорит Голубкову, чтобы он берег Корзухину, а генерал, наконец-то купил себе новые штаны. Темнота.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика героев в пьесе «Бег» умещаются в таблице. Если ее нужно дополнить, сообщите об этом Многомудрому Литрекону.
Серафима Владимировна Корзухина | Симпатичная молодая дама. Достаточно смелая, благородная и гордая женщина, на ее долю выпадает множество тяжёлых испытаний. В итоге она смогла сохранить своё человеческое достоинство даже в нищете и позоре. |
Сергей Павлович Голубков | интеллигентный молодой человек. Сын профессора. Трусоватый, но благородный мужчина, который сохраняет свои идеалы, несмотря на многочленные мытарства. Всей душой предан старым порядкам и скучает по царскому времени. |
Григорий Лукьянович Чарнота | Отважный белый генерал. Мужчина средних лет. Запорожец. Опытный военный и умелый боец, но в быту оказывается совершенно потерянным и никому не нужным. Склонен к азартным играм. Постоянно выигрывает в карты. |
Роман Валерьянович Хлудов | Белый офицер. Мужчина средних лет. На момент начала пьесы находится в упадочном состоянии духа, поняв бессмысленность своей борьбы, из-за это искренне ненавидит белых, которые, по его мнению, втянули его в эту войну. Жесток, способен без малейшего колебания отправить человека на смерть, но всё-таки сохранил в себе остатки благородства и милосердия. К концу повествования окончательно отчаивается и начинает искать смерти, в итоге заканчивая жизнь самоубийством. |
Парамон Ильич Корзухин | Муж Серафимы. Картёжник и аферист. Меркантильный и циничный негодяй, превыше всего ценящий собственный достаток. Дважды предаёт свою супругу, в первый раз, когда позволяет Хлудову арестовать её, во второй раз, когда женится на другой, оставляя Серафиму на произвол судьбы. |
История создания
Булгаков начал работу над пьесой в 1926 году. В основу сюжета легли воспоминания его второй жены – Любви Белозерской и генерала Якова Слащева, который в девятнадцатом и двадцатых годах руководил обороной Перекопа.
Булгаков переживал непростой период своей жизни. Его нигде не печатали, его пьесы не ставили, он испытывал серьёзные финансовые затруднения. В двадцать седьмом году он заключил договор с МХАТом. Тогда пьеса носила название «Рыцарь Серафимы». В двадцать восьмом году пьеса была закончена и получила своё окончательное название «Бег», но так и не была поставлена при жизни писателя. В ней он вновь «героизировал противников советской власти», как и в романе «Белая гвардия».
Отчасти пьеса «Бег» была воплощением замысла писателя о масштабной трилогии, посвященной событиям гражданской войны. Она должна была стать своеобразным реквиемом для интеллигенции. Но из-за болезней, проблем на службе и в семье автор не смог реализовать свой замысел в полной мере.
Арест
Голубков попадает на допрос в контрразведку начальника Тихого, который вынуждает подписать документ, уверяющий, что Серафима — коммунистка. Тихий с напарником хотят заработать на шантаже ее мужа Корзухина.
Серафима на допросе видит показания Голубкова, выбивает окно кабинета и зовет на помощь. Под окнами в это время шла конница Чарноты, который появился с револьвером и освободил Серафиму.
Между тем происходит разговор Хлудова с главкомом, которого он ненавидит за то, что тот вовлек его в бессмысленное дело. После всех выяснений они расстаются. У Хлудова наблюдается психическое расстройство, он постоянно видит призрак повешенного им бойца Крапилина. Но тут входит Голубков, который в панике из-за ареста Серафимы и хочет, чтобы генерал помог освободить ее. Хлудов приказывает своему адъютанту, есаулу Головану, доставить к нему Серафиму и тут же добавляет, что, возможно, ее уже расстреляли. Тот через некоторое время возвращается и докладывает, что она находится у Чарноты, который увез ее в Константинополь. Хлудова уже тоже ждут на корабле. К нему периодически приходит призрак вестового. Голубков умоляет его взять с собой, чтобы найти Серафиму.
Места съемок: локации и декорации
Особое внимание стоит уделить тому, где снимали фильм «Экипаж» (1979). Часть картины отснята в Москве
Договориться с авиакомпанией «Аэрофлот» было не слишком сложно, и съемки в московских аэропортах обошлись недорого
Часть картины отснята в Москве. Договориться с авиакомпанией «Аэрофлот» было не слишком сложно, и съемки в московских аэропортах обошлись недорого.
Однако трудность заключалась в поиске самих самолетов, ведь в 1979 г. еще не было списанных ТУ-154. Помогла случайность: в Новосибирском аэропорту Толмачева забыли выключить подогреватель, поэтому лайнер загорелся.
Верхняя часть самолета стала непригодной для полетов, и через 3 недели его передали в «Мосфильм» на съемки «Экипажа». На этом ТУ-154 и отсняты все «воздушные» эпизоды.
Съемки происходили в основном на макетах. Например, Нефтеперерабатывающий завод, где происходит пожар, является макетом омского здания.
Съемки должны были идти несколько часов, однако большое количество в воздухе паров горючего, привезенного пиротехниками, привело к самовозгоранию.
Кадры горения фюзеляжа попали в фильм: первый самолет взлетает и взрывается в Бидри, а уже через несколько секунд виден тот самый ТУ-114.
Помимо Москвы, в киноленте можно увидеть и другие города. Сцены семейной жизни Валентина Ненарокова запечатлены в Ярославле. Например, события счастливых воспоминаний героя о невесте, когда пара была на танцплощадке, происходят на стадионе «Спартаковец».
В другой сцене зритель может заметить троллейбусную остановку на площади Богоявления. После развода Ненароков идет по улице Депутатская. Еще одним узнаваемым местом является улица Подзеленье и находящаяся над ней Которосльная набережная — по этому мостику герой бежит со своим маленьким сыном.
Кадры на море отсняты в Ялте — в этот приморский город переезжает бывшая жена Ненарокова с ребенком.
Кадры возгорания самолета.
Корзухин
Осень 1921 г., Париж. Голубков появляется на пороге квартиры Корзухина и просит дать ему тысячу долларов в долг. Но тот уверяет, что у него нет никакой жены, и отказывается давать деньги. Вдобавок он заявляет, что хочет жениться на своей секретарше. Голубков обвиняет его в бездушии. Однако тут в дело встревает Чарнота и, увидев у Корзухина на столе карты, предлагает ему сыграть и ставит медальон Хлудова. В итоге он выигрывает у Корзухина 20 тысяч долларов и за 300 долларов выкупает у него обратно медальон.
Корзухин пьян и вне себя от ярости, он кричит и требует полицию. Наступает кульминационный момент. Из комнаты на крик выбегает секретарша (ею оказалась Люська). Она, сообразив в чем дело и увидев Чарноту, говорит Корзухину, что деньги им уже не вернуть, так как они проиграны. На прощанье она просит Голубкова беречь Серафиму.
Надо о (произведение Булгакова) с необычайной трогательностью и пониманием рассказывает о каждом герое.
Люся и Чарнота
Чарнота возвращается домой и ссорится с Люсей, потому что врет ей, что ящик с игрушками и газырями у него украли. Она понимает, что на бегах он проиграл последнее. С ними живет и Серафима. Люська признается ему, что вынуждена заниматься проституцией из-за того, что им уже нечего есть и нечем платить за комнату. Она упрекает его за то, что тот разгромил штаб контрразведки, потом сбежал из армии и теперь они живут в нищете далеко от России. Чарнота же постоянно возражал и оправдывался тем, что спасал Серафиму. И тут вдруг Люся заявляет, что уезжает с одним знакомым французом в Париж. Серафима же, услышав же весь этот разговор, решается больше не сидеть ни у кого на шее, а тоже идти зарабатывать на панель.
В этот же день Чарнота на улице встречает Голубкова, играющего на шарманке. Он ищет Серафиму, которая уже нашла себе клиента-грека и идет с ним в номер. За ними следом вбегают Чарнота и Голубков и прогоняют грека. Голубков признается в любви Серафиме, но она отказывает ему, так как не хочет портить ему жизнь.
Тут появляется Хлудов. Его разжаловали из армии, и теперь ему поручается смотреть за Серафимой. Он дает Голубкову медальон и две лиры, потому что тот отправляется в Париж, чтобы просить денег у Корзухина, у которого больная жена. Чарнота решает ехать с ним.
Судьба русской интеллигенции
На основе воспоминаний своей второй жены Л. Е. Белозерской об эмиграции и написал свой «Бег» Булгаков. Анализ биографии этой женщины показывает, что тогда она бежала со своим первым мужем в Константинополь, а потом жила в Париже, Марселе и Берлине. Писатель также использовал воспоминания белого генерала Я. А. Слащева.
Михаил Булгаков «Бег» посвятил судьбе русской интеллигенции, которую считал лучшим слоем России. Она была вынуждена покинуть страну и жить в эмиграции. Писатель пытался рассказать о том, что большинство эмигрантов желало жить в России, но им надо было найти консенсус с большевиками и даже отказаться от борьбы с ними, но не поступаясь нравственными принципами. Классик даже написал письмо по этому поводу самому Сталину. Он хотел показать, что он выше белых и красных, но в итоге его посчитали врагом-белогвардейцем. Поэтому публикации «Белой гвардии» не случилось при жизни писателя, как не увидел сцены и «Бег». Булгаков спектакль «Дни Турбиных» смог поставить только после двухлетнего запрета, когда получил личное распоряжение от Сталина.
Интересные факты
Изначально на главные роли были подобраны Николай Караченцов (бортинженер Игорь Скворцов), Алексей Петренко (командир экипажа Тимченко) и Елена Проклова (стюардесса Тамара). Петренко отказался сразу же, а Караченцов и Проклова оказались заняты другими проектами.
Караченцова заменили Олегом Далем, но и он ушел после двух недель съемок, сославшись на проблемы со здоровьем. Вместо Прокловой утвердили студентку Александру Иванес, которую на тот момент уже отчислили из театрального училища.
Роль Тимченко исполнил Георгий Жженов, роль Игоря Скворцова — Леонид Филатов, а стюардессы Тамары — Александра Яковлева.
«Экипаж» стал первым советским кино в жанре катастрофы.
Филатов и Яковлева в фильме.
Ирина Акулова, игравшая жену второго пилота Ненарокова, стала объектом ненависти многих советских женщин из-за своей роли. Многие мужчины узнавали в образе Акуловой своих жен.
Сначала фильм должен был заканчиваться другим эпизодом. Командир экипажа должен был умереть от пережитого стресса. Однако министры кино и авиации заставили Александра Митту переписать киноленту так, чтобы она имела счастливый конец.
Сцена из киноленты.