Участие тренера в психологической подготовке спортсмена к соревнованиям

Тактическая подготовка

Тактическая подготовка – это разучивание и совершенствование способов и приемов ведения стрельбы, развитие способности выбирать и применять их во время соревнований при изменившихся обстоятельствах. Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психологической подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют качество тактического мышления и тактические знания, умения, навыки.

Под тактическими знаниями подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном упражнении. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков, которые спортсмен использует при изменившихся обстоятельствах. Тактическое мышление развивается в единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков.

Тактическое мышление проявляется в способности спортсмена, восприняв возникшие изменения, быстро оценить новую ситуацию и переработать эту информацию, существенную для решения тактической задачи, и главное, – кратчайшим путем найти среди нескольких вариантов решений то, которое ведет к успеху с наибольшей вероятностью.

Не менее значимыми являются проявления тактического мышления в способности спортсмена организовать подготовку к выступлению, а во время соревнований свои поведение и действия при изменении условий внешней среды и психического состояния. Эта организация необходима для сохранения эффективности выполнения каждого выстрела и всего упражнения в целом. Варианты возникающих изменений во внешней среде и в состоянии психики соревнующихся хорошо известны, в целом предсказуемы. Спортсмен должен хорошо знать не только возможные изменения, но и содержание вариантов тактических решений, направленных на преодоление негативных последствий неожиданно возникших изменений.

Готовясь к выступлению, стендовик во время учебно-тренировочных занятий по заданию тренера или самостоятельно должен, представив разные варианты изменений внешней среды или своего психофизического состояния, вносить коррективы в организацию выполнения выстрела, применять иные технические приемы ведения стрельбы. Должны быть продуманы общий план выполнение отдельных действий и упражнения в целом, экипировка с учетом погоды и возможного ее изменения

Не менее важно предусмотреть вероятность контактов перед стартом, так как результатом их могут быть переключение мыслей на сообщаемую новость, определенный эмоциональный «всплеск». Такие отвлечения нарушают общий настрой, сосредоточенность – психологическую готовность спортсмена к выступлению

Объективные факторы изменений обстоятельств и внешней среды при выполнении упражнений на соревнованиях, проводимых на стендах:

изменение освещенности при переменной облачности;
сильный порывистый ветер, изменяющийся по направлению и силе;
сбои, задержки подачи мишеней из-за технических неполадок;
незначительные неисправности оружии, не дающие права на дополнительное время;
шум от стрельбы, неожиданно возникающих разговоров;
повышенное, эмоционально выражаемое внимание зрителей к ходу выполнения упражнения;
вмешательство судьи.

Субъективные факторы, отрицательно влияющие на четкость выполнения всех элементов выстрела в целом:

  • высокая ответственность;
  • сомнения, неуверенность в оценке своих действий;
  • посторонние мысли, не связанные с выполнением предстоящего выстрела;
  • боязнь плохого выстрела;
  • неготовность к неожиданно высокому результату нескольких выстрелов, серии;
  • утомление, развивающееся в процессе выполнения упражнения;
  • нарушение согласованности действий по выполнению выстрела.

Успешность преодоления сложностей, вызванных объективными факторами, определяется техническим мастерством спортсмена. Со сложностями субъективного характера легче справляются волевые спортсмены, овладевшие приемами саморегуляции.

Знания по тактике, только накопленные, но не подкрепленные личным двигательным опытом спортсмена, не могут значительно положительно повлиять на спортивный результат. Высшей практической формой спортивно-тактической подготовки являются состязания

Наибольшие внимание и время отдаются тактической подготовке на этапах, непосредственно предшествующих основным состязаниям, и между основными соревнованиями

Главный путь приобретения соревновательного опыта, на котором строится спортивно-тактическое мастерство, – это систематическое участие в соревнованиях различного ранга.

МОРАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКИ

Начинающий спортсмен уже воспитан примерами родителей в семье, близких, старших товарищей, вызывающих уважение, героев книг, кино- и телефильмов, которым хочется подражать. Тренер должен продолжать воспитание, используя и развивая то положительное, что стало частью юной натуры, и, решая свои задачи, прививать качества, необходимые для успешных занятий стендовой стрельбой.

В своей работе ему следует руководствоваться следующими педагогическими принципами:

  • сознательности – спортсмен осознано, с доверием принимает советы-указания;
  • систематичности – планируемое тренером постоянное, последовательное, целенаправленное применение средств воздействия;
  • всесторонности – воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности, психомоторику, интеллект;
  • согласованности – мероприятия психического воздействия должны увязываться с другими, логически составляющими систему спортивной тренировки.

Морально-волевая и психологическая подготовки будут успешны, если в планах органично объединить задачи, отражающие специфику стендовой стрельбы и наиболее типичные для большинства видов спорта:

  • создание коллектива и оптимального психологического климата в нем;
  • формирование мотивации достижений;
  • применение воспитывающих воздействий для формирования личности спортсмена;
  • формирование уверенности в реализации его возможностей;
  • освоение приемов самоконтроля и саморегуляции;
  • овладение спортсменами умением управлять психическим состоянием в тренировке и на соревнованиях с помощью психорегулирующих внешних и внутренних воздействий;
  • определение наиболее вероятных источников напряжения при подготовке к главному старту сезона;
  • освоение средств и методов психического восстановления.

Воспитательная работа

Одним из главных качеств спортсменов является дисциплинированность. Ее воспитание следует начинать с первых занятий, строго требуя четкое исполнение указаний тренера, соблюдения правил поведения на тренировках и соревнованиях, в школе и дома. Все эти качества воспитываются в повседневных заботах и непосредственно в спортивной деятельности.

Успешность воспитания юных спортсменов определяется способностью тренера-педагога сочетать в учебно-тренировочном процессе задачи спортивной подготовки и общего воспитании. В целях эффективности воспитания необходимо, организовывая тренировочный процесс, постоянно ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого совершенствования, спортивного и интеллектуального. Отрицательно влияют на эффективность воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обучения.

Необходимо, дав знания о нормах морали и этики, прививать обучаемым привычку постоянно следовать им; со временем эта привычка должна стать потребностью подрастающего спортсмена, чертой характера.

В педагогике широко используются многообразные воспитательные средства:

  • методически правильная организация учебно-тренировочногопроцесса;
  • личный пример и педагогическое мастерство тренера;
  • дружный коллектив, сплоченный единством цели;
  • атмосфера трудолюбия, творчества, взаимопомощи;
  • бережное, вдумчивое отношение к традициям;
  • система морального стимулирования;
  • наставничество старших опытных спортсменов.

Часто применяются следующие формы воспитательной работы:

  • активное привлечение учащихся к общественной работе;
  • трудовые сборы и субботники;
  • систематическое освещение событий в стране и мире;
  • информации о выдающихся достижениях российских спортсменов разных видов спорта, о соревнованиях и победах стендовиков;
  • беседы на общественно-политические, нравственные темы;
  • встречи с ветеранами стендового спорта, интересными людьми;
  • регулярное подведение итогов учебной и спортивной деятельности занимающихся;
  • торжественное чествование победителей соревнований и отличников учебы;
  • просмотр соревнований;
  • посещение исторических мест (экскурсии в городе и на выезде);
  • регулярное посещение театров и кино, музеев и выставок;
  • проведение тематических бесед и диспутов, праздников, вечеров отдыха;
  • оформление стендов, стенгазет, молний с поздравлениями победителей соревнований, с днями рождения занимающихся;
  • введение ритуала торжественного приема вновь поступающих, проводы выпускников;
  • взаимосвязи с общеобразовательной школой и школьными организациями.

В формировании нравственного облика юных спортсменов велика роль убеждения. Доводы, яркие примеры, сравнения должны быть доказательными

Не менее важно поощрение, отражающее положительную оценку действия юного спортсмена. Одобрение, похвала, благодарность должны соответствовать значимости поступка и высказаны в присутствии всего коллектива

Нельзя без оценки оставлять проступки юных спортсменов: нарушения дисциплины, уклонение от выполнения поручений, леность, проявление слабоволия. За проступок спортсмена следует наказать. Но наказание должно соответствовать проступку. Провинившийся должен осознать свою неправоту, оценив справедливость наказания. Виды наказания разнообразны. Это – осуждение, отрицательная оценка содеянного, замечание, устный выговор, разбор и оценка проступка в коллективе, отстранение от занятия.Если нарушение является случайным и юный спортсмен глубоко переживает происшедшее, то к нему должно быть проявлено дружеское участие.

Воспитанию чувства коллективизма, сплоченности способствуют выполнение общих заданий по наведению порядка на территории спортивной школы, участие в организации соревнований и участие в них, проведение вечеров отдыха, посещение театров всей группой, участие в загородных походах.

Важным условием успешной воспитательной работы является единство воспитательных воздействий семьи, педагогов общеобразовательных и спортивных школ.

Лист 1
| Лист 2
| Лист 3
| Лист 4
| Лист 5
| Лист 6
| Лист 7
| Лист 8
| Лист 9
| Лист 10
| Лист 11
| Лист 12
| Лист 13
| Лист 14 | Лист 15
| Лист 16
| Лист 17

Литература

  1. Актуальные проблемы спортивной науки в подготовке спортсменов к олимпийским играм: материалы Междунар. конф., Минск, 24–25 июня 2004 г. / под.ред. В.Г. Сивицкого. – Минск: ЗАО «Веды», 2004. – 118 с.
  2. Визе В. Психология футбола .
  3. Гибадиева В. Статьи на сайте «Р-Спорт» .
  4. Горская Г.Б., Ахметов С.М., Чернышенко Ю.К. Ранняя профессионализация одаренных детей: ресурс развития или источник дисгармонии // Вестник Адыгейского университета. – 2013. – № 3(123). – С. 110–118.
  5. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: ИЦ «Академия», 1996. – 224 с.
  6. Ловягина А.Е., Ильина Н.Л., Волков Д.Н. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 531 с.
  7. Малкин В.Р. Почему тренер и спортивный психолог не могут найти друг друга (из практики работы психолога) // Спортивный психолог. – 2005. – № 2(5). – С. 4–9.
  8. Подготовка педагога дополнительного образования в области физической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском спорте: учебник для среднего профессионального образования / Под общ. ред. А.В. Родионова. – М.: Юрайт, 2020. – 251 с.
  9. Психология детско-юношеского спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.В. Родионова. – М.: Физическая культура и спорт, 2013. – 277 с.
  10. Хвацкая Е.Е., Латышева Н.Е. Психодиагностические методики в работе с родителями юных спортсменов // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2015. – Вып. 1. – С. 209–216.

Актуальность исследования

В учебно-тренировочном и соревновательном процессах в любом виде спорта большое значение придается психологическому фактору, находящему отражение в физической, технической, тактической и, конечно же, в психологической подготовке (А.В. Алексеев, 2003; Г.Д. Бабушкин, 2006; Л.Д. Гиссен, 1990; Г.Д. Горбунов, 2006; Г.Б. Горская, 1995; Ю.Я. Киселев, 2002; В.Н. Платонов, 1997; А.Ц. Пуни, 1984; А.В. Родионов, 2004; Г.И. Савенков, 2006; Н.Б. Стамбулова, 1999; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2003 и др.). Психологическая подготовка рассматривается как совокупность мероприятий для повышения эффективности всех видов подготовки спортсмена и, прежде всего, обеспечения психической готовности к соревновательной деятельности.

В современной психологии существует множество направлений, разработки в которых могут успешно использоваться для подготовки спортсменов. Однако этот материал требует предварительной обработки для его применения в конкретном виде спорта, что предполагает его структуризацию по целевому предназначению, условиям использования и прогностическим возможностям с учетом возраста и квалификации спортсменов.

Имеется достаточно большое количество учебной и научно-методической литературы по спортивной психологии как отечественных, так и зарубежных авторов. Регулярно появляются новые работы. Именно разнообразие форм, средств и методов работы, предложенных специалистами, и делает актуальным разработку инновационных материалов для совершенствования деятельности спортивного психолога .

Цель исследования: изучение актуальных проблем психологической подготовки спортсменов и оценка эффективности работы специалиста-психолога.

Организация исследования. Исследование выполнено в рамках гранта Белорусского государственного университета физической культуры по теме «Разработка инновационных материалов для научно-методического сопровождения научно-организационных мероприятий по актуальным проблемам психологической подготовки спортсменов», утвержденного к разработке на основании положения о конкурсе грантов для проведения научных исследований в УО «БГУФК» от 18.11.2015 №23-16-25 и приказа ректора от 11.02.2016 №94.

Испытуемые. Мониторинг проводился с использованием анкет, в нем приняли участие 100 тренеров различного возраста (от 20 до 68 лет), стажа (от 0 до 45 лет), представляющие 31 вид спорта. Также респондентами выступили родители спортсменов-футболистов (n=20), их средний возраст составил 35–40 лет. Мониторинг родителей проводился на организационном собрании в начале сезона на базе футбольной школы г. Минска.

Методы исследования: теоретико-библиографический анализ, анкетирование, методы математической статистики. Для тренеров и родителей была разработана анкета «Спортивный психолог как тренер по психологической подготовке» и проведен мониторинг. Большинство вопросов анкеты были согласованы по содержанию. При проведении анкетирования тренеры и родители отвечали на вопросы, основными из которых были: есть ли психолог в спортивной школе (клубе); обращались ли ваши спортсмены к психологу и с каким вопросом (или хотели бы обратиться); кто был инициатором работы с психологом; чем могут быть полезны занятия с психологом; считаете ли целесообразным проведение родительских собраний по проблемам психологической подготовки спортсменов; какие функции может выполнять психолог; какие качества личности должны быть присущи психологу и др.

Морально-волевая подготовка

Морально-волевая подготовка воспитание моральных сторон личности

Все эти качества более ярко выражены и проявляются у тех подростков, которые любят свою страну, гордятся ее историей, великими доблестями соотечественников, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, спорте.В беседах, конкретных ситуациях тренер должен дать юным спортсменам знания о личностных качествах, приводя примеры их проявлений в жизненных обстоятельствах.

Все виды деятельности, включая спорт, связаны с преодолением трудностей и требуют от человека физических, умственных, интеллектуальных и волевых усилий. Очень часто показывают высокие результаты и одерживают победы на соревнованиях не самые талантливые, а самые трудолюбивые, волевые.

Волевая подготовка – необходимая составляющая физической, технической, тактической и теоретической подготовок спортсмена, без которой немыслимы успехи в спорте. Тренер должен строить весь многолетний учебно-тренировочный процесс так, чтобы ученики, зная, что такое воля, во имя чего и как проявляются волевые качества, имели практику направленных волевых решений и действий. Необходимо многократное повторение волевых действий, чтобы правильное поведение превратилось в привычку, а проявления отдельных волевых качеств – в черты характера. Волевая подготовка должна быть частью содержания всех остальных сторон подготовки спортсмена. Тренер обязан постоянно заниматься совершенствованием волевых качеств своих воспитанников и стимулировать их проявления в напряженной и упорной борьбе с достойными соперниками.

Ученики тренеров, сознательно сочетающих средства технической подготовки и приемы волевого воспитания, стабильно показывают высокие спортивные результаты на соревнованиях разного ранга. Задача состоит в том, чтобы техническая и волевая подготовки стали составляющими цельного тренировочного процесса. Воспитание волевых качеств должно быть постоянным слагаемым содержания тренировочного процесса, объектом внимания и сознательных усилий тренера.

Для успешного совершенствования волевых качеств необходимо следующее:

  • осознание цели, во имя которой необходимо преодолеть трудности;
  • постановка реально достижимых новых и более высоких целей: перспективных, промежуточных и конкретных (близких);
  • использование объяснений и убеждения при воспитании волевых качеств в обязательном сочетании с упражнениями (поступками);
  • понимание и осмысление задач и действий на предстоящих учебно-тренировочном занятии или соревновании;
  • создание четких представлений движений и действий, которые нужно выполнить;
  • использование в каждом тренировочном занятии приемов и методов, направленных на воспитание волевых качеств;
  • строгое соблюдение распорядка дня, рационального режима учебы, труда, тренировочных занятий, участие в культурно-образовательных мероприятиях;
  • выполнение самостоятельных волевых решений;
  • воспитание способности противостоять эмоциональным реакциям на возникающие ситуации, которые могут помешать достижению высокого спортивного результата;
  • умение контролировать свои действия, поведение, вести учет проделанной работы;
  • обязательное выполнение задуманного, намеченного, необходимого.

Теоретическая подготовка и моральное воспитание должны быть тесно взаимосвязаны с волевой подготовкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector