Спортивный отбор. отбор и ориентация в спорте что такое спортивная ориентация и отбор? — презентация

Введение

Спортивный отбор — это комплекс мер по выявлению спортсменов с высоким уровнем способностей, отвечающих конкретным требованиям данного вида спорта. Эффективный отбор может осуществляться на основе многолетнего комплексного исследования, которое предполагает анализ личности спортсмена в целом и его спортивных способностей на основе педагогических, биомедицинских, психологических и антропометрических критериев отбора. 

Спортивный отбор начинается в детстве на основе тестирования и экзаменов во время специально проводимых для этой цели тренировочных сборов, а также на основе изучения тренировочной и соревновательной деятельности в детских и юношеских спортивных командах.

Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка к тому или иному виду спортивной деятельности. На всех этапах многолетней подготовки спортсмена должна быть предусмотрена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования. 

Широкое разнообразие видов спорта расширяет индивидуальные возможности для достижения мастерства в одном из видов спорта. Слабое проявление личностных качеств и качественных способностей по отношению к одному из видов спорта нельзя рассматривать как недостаток спортивных способностей. Нежелательные качества при занятиях одним видом спорта могут быть благоприятными факторами и обеспечивать высокие результаты при занятиях другим видом спорта. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей может осуществляться только применительно к конкретному виду или группе видов, исходя из общих положений, характерных для системы отбора, опираясь на научные основы и методы отбора детей для набора в спорт. группы. В этом актуальность данной курсовой работы.    

Важная роль в подготовке спортивного резерва принадлежит эффективной системе отбора молодых перспективных спортсменов. Анализ выступлений спортсменов на Олимпийских играх показал, что больших успехов достигают те из них, которые наряду с ярко выраженной двигательной одаренностью обладают высоким уровнем развития морально-волевых качеств, значительной работоспособностью, свободно владеют спортом. техника и тактика, а также обладают высокой степенью устойчивости к мешающим факторам в соревновании. Все это требует особого отбора лиц с высоким уровнем развития перечисленных качеств и способностей для успешной специализации в том или ином виде спорта. Спортивные способности — это совокупность разнообразных (морфологических, функциональных, психологических и других) характеристик человека, которые связаны с возможностью достижения высоких, даже рекордных результатов в конкретных видах спорта.   

Актуальность отбора и спортивной направленности заключается в пристальном внимании к этой проблеме ученых, работников физической культуры, тренеров-педагогов по всем видам спорта, проблема которой до конца не решена.

Особенно актуален вопрос своевременного выявления способностей у детей и подростков, так как у них по мере формирования и развития организма дифференцируются двигательные и умственные способности, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными, и начинают проявляться склонности к определенным видам деятельности. находил все более и более заметно.

Список литературы

  1. Бальсевич В.К. Методологические основы исследования проблемы отбора и спортивной ориентации. Теория и практика физической культуры, 1981
  2. Бриль М.С. Подборка в спортивных играх. М. ФиС, 1981
  3. Контроль подготовленности хоккеистов разных возрастных групп (в том числе отбор), Федерация хоккея России, М., 1995
  4. Единая система отбора перспективных спортсменов. Государственный комитет СССР по физической культуре и спорту. М., 1985  
  5. Начальная подготовка юных хоккеистов (8-10 лет). Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры, М., 1985
  6. В.И. Шапошников. Индивидуализация и прогноз в спорте. М., ФиС, 1983  
  7. В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко. Спортивное прогнозирование. М., ФиС, 1984
  • Реферат на тему: Гуманитарная направленность в образовании студентов технических вузов
  • Реферат на тему: Формирование и эволюция отечественного спортивного менеджмента
  • Реферат на тему: Физиологическая классификация физических упражнений
  • Реферат на тему: Необходимая и достаточная физическая активность для молодой девушки при диабете
  • Реферат на тему: Дозирование физической нагрузки в оздоровительной тренировке
  • Реферат на тему: Содержание понятий «утомление» и «восстановление», способы оптимизации работоспособности при обучении новым движениям
  • Реферат на тему: Профессиональное физкультурное образование на довузовском этапе подготовки учителя физической культуры
  • Реферат на тему: Стресс. Причины. Роль физического воспитания выхода из стресса
  • Реферат на тему: Стресс-факторы в процессе обучения студентов и средства нейтрализации с помощью физических упражнений
  • Реферат на тему: Физиологическое действие массажа. Гигиеническое значение массажа и самомассажа
  • Реферат на тему: Особенности самовоспитания в спорте
  • Реферат на тему: Общественные физкультурно-спортивные организации

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Задачи спортивного отбора

Задачи отбора заключаются в своевременном и правильном определении задатков, способностей и возможностей новичков, соответствующих специфике того или иного вида спорта.

Спортивный талант — это сочетание врожденных и приобретенных физических и умственных качеств, благоприятных для данного вида спорта, а также способности спортсмена быстро и эффективно развивать эти качества в процессе спортивной тренировки. Понятие спортивной одаренности, конечно, также включает в себя отличное здоровье и определенные анатомические и физиологические характеристики тела. 

Перечисленные качества тесно связаны и могут частично компенсировать друг друга. Например, в боксе некоторая нехватка физической силы может компенсироваться скоростью, в фехтовании недостаток скорости сглаживается точностью и мягкостью движений и т. д. 

Система рационального отбора позволяет, с одной стороны, правильно укомплектовать спортивные секции наиболее способными, а значит и наиболее перспективными учениками, а с другой — помогает новичку найти тот вид спорта, к которому у него больше заданий., и тем самым наиболее полно раскрыть его потенциальные возможности.

Неудачный выбор спортивной специализации приводит к ненужной потере времени студента и тренера, вызывает непродуктивные затраты труда и средств, а в конечном итоге приводит к большой текучести состава задействованных.

Заключительный отбор

Заключительный отбор многолетнего процесса спортивной подготовки является чрезвычайно важной составной частью системы подготовки, так как его основной задачей является определение целесообразности дальнейшего продолжения занятий спортом для спортсмена высокого класса, добившегося серьезных результатов в современном спорте. От того насколько точным и объективным будет заключение, во многом зависит не только дальнейшая спортивная карьера известного спортсмена, его авторитет в спорте, но и вся последующая жизнь — образование, личная жизнь, профессиональная карьера и т

д.

На этом этапе отбора не стоят вопросы оценки перспективности спортсмена по морфологическим и функциональным задаткам, его способность к эффективному спортивному совершенствованию и т. п. На первый план выдвигается задача выявления резервных возможностей организма для поддержания, а возможно, и повышения ранее достигнутого уровня адаптации. Не менее важным является и всестороннее медицинское обследование, результаты которого должны показать, способен ли спортсмен к дальнейшей напряженной работе, не скажутся ли серьезно на последующей тренировочной и соревновательной деятельности предыдущие травмы и т. п.

Первостепенное значение приобретает всесторонний анализ социального положения спортсмена — его материальное состояние, уровень образования, перспективы для успешной деятельности после окончания спортивной карьеры, семейное благополучие и др. Если на предыдущих этапах отбора для юных и молодых спортсменов, обучающихся в средней школе или высших учебных заведениях, такие проблемы особо не стояли, то по отношению к спортсменам, возраст которых часто превышает 25—30 лет, они могут приобрести характер основных.

Рассматривая спортивно-педагогическую сторону отбора, в первую очередь внимание должно быть обращено на продолжительность спортивной карьеры, объем перенесенных за многие годы подготовки тренировочных и соревновательных нагрузок. Естественно, что чем короче была продолжительность занятий спортом, меньше тренировочные и соревновательные нагрузки, тем большие перспективы, при прочих равных условиях, имеет спортсмен для сохранения высших достижений

Важной является и оценка структуры функциональной подготовленности спортсмена, наличие резервов в совершенствовании важнейших компонентов. Например, спортсмены, отличающиеся большой мощностью важнейших функциональных систем, но имеющие резервы в повышении экономичности техники, подвижности и вариативности деятельности систем энергообеспечения, имеют достаточно хорошие резервы для сохранения высших достижений и даже для повышения спортивных результатов

На заключительном этапе отбора имеет свою специфику и оценка психических качеств спортсмена

Если на предыдущем этапе основное внимание обращалось на способность спортсмена максимально мобилизовать свои возможности в экстремальных условиях ответственных соревнований, умение показывать наивысшие результаты в главных соревнованиях, в определении сильных соперников и др., то здесь на первый план выступает наличие достаточной мотивации для активного продолжения занятий спортом, перенесения высоких тренировочных и соревновательных нагрузок

Рассматривая вопросы ориентации подготовки спортсмена на этапе сохранения высших достижений, на первый план необходимо выдвинуть качественные характеристики процесса подготовки. Опыт подготовки многих выдающихся спортсменов в различных странах мира убедительно свидетельствует о том, что длительное время сохранить высшие достижения удалось тем из них, которые сумели найти резервы поддержания спортивных результатов при значительном сокращении объема тренировочной и соревновательной деятельности.

Спортсмены, которые пытались сохранить высшие достижения за счет предельных величин тренировочных и соревновательных нагрузок, как правило, терпели неудачу и вынуждены были покинуть большой спорт в результате травм, физических и психических перегрузок.

Заключение

Анализ представленного исследования убеждает нас, что в его основе лежат наиболее устойчивые характеристики человека, то есть те, развитие которых во многом определяется законами генетики. Физическое развитие детей оценивается по ряду внешних признаков: рост, вес, пропорции тела, форма позвоночника и груди, строение таза и ног, размер стопы. 

После этого исследовались двигательные способности детей.

Это с достаточной точностью позволяет прогнозировать будущие спортивные результаты, а значит, правильно решать задачу выбора наиболее оптимального вида спорта для каждого практикующего.

Анализ теоретических и экспериментальных работ позволяет сформулировать следующие аспекты данной проблемы.

Педагогические методы позволили оценить двигательную функцию ребенка, уровень развития физических качеств, двигательных навыков и координационных способностей, степень спортивно-технического мастерства и др.

Психологические методы позволили установить характерологические особенности ребенка, структуру его психической деятельности.

С помощью медико-биологических методов определялось состояние ребенка, морфофункциональные особенности организма, влияние различных нарушений на функции его систем, адаптация к физическим нагрузкам и т. д.

Результаты, полученные с помощью этих методов, доказывают, что для целей спортивной направленности отбора в биомедицинском методе используются следующие критерии: морфологические — продольный, поперечный и, в меньшей степени, окружность тела, а также их соотношение, вес и активная (обезжиренная) масса тела; физиологические — показатели аэробного и анаэробного энергообеспечения мышечной деятельности; психологические — некоторые особенности личности и высшей нервной деятельности.  

Следует признать очень важную роль биологических ритмов в прогнозировании спортивных результатов. Своевременная диагностика аномалий полового развития имела большое значение для спортивной направленности отбора в исследование. 

Принципиальное значение для решения этой проблемы имели возрастные аспекты, особенно в связи с вопросами ускорения и правильного определения биологического возраста юных спортсменов. Для оценки относительно стабильных характеристик спортсменов в спортивном онтогенезе необходимо было понять возрастные периоды развития детей и подростков, их анатомо-физиологические особенности. 

Особую роль в определении перспектив спортсменов играют правильные представления о соотношении исходных уровней и темпов роста физических, морфологических и других параметров.

Таким образом, оценка индивидуальных способностей при выборе специализации на разных этапах спортивного совершенствования обязательно должна включать медико-биологические аспекты.

Проблема отбора юных спортсменов может быть успешно решена только на основе длительных и тщательно организованных комплексных обследований обучаемых.

На основе педагогических наблюдений определена способность юных спортсменов преодолевать значительные тренировочные нагрузки, способность организма юного спортсмена к эффективному восстановлению, выявлены темпы развития индивидуальных физических качеств.

При этом важную роль сыграли педагогические контрольные тесты (тестирование), по результатам которых мы судили об уровне развития физических качеств и возможных темпах их роста у обучаемых. Тесты соответствовали определенным требованиям. Важным качеством теста была валидность (надежность), то есть соответствие теста (контрольного упражнения) возможности выявления уровня развития заданного физического качества.  

Еще одним важным критерием тестирования была надежность, которая подразумевала высокую стабильность показателей, то есть их воспроизводимость при повторном тестировании. Важным качеством теста была его объективность. 

Тест должен беспристрастно, независимо от субъективных представлений экзаменатора, характеризовать уровень развития того или иного физического качества спортсмена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector