Реферат на тему: спортивная тренировка — как многолетний процесс

Введение

Моделирования процесса многолетней тренировки отражается в требованиях к эффективности контроля над подготовкой спортсменов, что требует пошаговых инструкций. Анализ показывает, что использование принципов программно-целевого управления успешно осуществляется на уровне системы долгосрочной подготовки — этап спортивного совершенствования и достижения высшего спортивного мастерства в условиях подготовки команд.   

Проблема моделирования находится в стадии разработки, и неудивительно, что на практике мы встречаемся с разными ее интерпретациями, разными подходами. В современной литературе до сих пор нет полного единообразия в применении самих понятий модель и характеристики модели. Можно встретить много других терминов, похожих на них по смыслу: стандарты контроля, контрольные показатели качеств и способностей, контрольные стандарты соревновательной деятельности, стандартные показатели, модели, показатели готовности. Но в литературе чаще всего встречается термин характеристики модели.    

Моделирование, разработка модельных характеристик в последние годы получают все большее распространение при обосновании программно-целевого управления многолетней подготовкой спортсменов. М.Я. Набатникова (1982) отмечает, что в таких случаях используется приблизительное моделирование, хотя как качественные, так и количественные показатели в каждом конкретном случае получаются путем изучения, тестирования, различных экспериментов, экспертных оценок специалистов, то есть с использованием практически всего арсенала параметров..   

Чтобы отразить в моделях необходимый уровень технической подготовленности спортсменов, необходимо учитывать неравномерность и специфику технического мастерства спортсменов в различных видах спорта. Образцы сильнейших спортсменов в боевых искусствах должны отражать объем, эффективность и универсальность спортивного инвентаря, необходимого для достижения высоких спортивных результатов. 

Под длительной спортивной подготовкой понимается единый процесс восхождения по ступеням спортивного мастерства — единственно верный способ достижения максимальных результатов в спорте материал исследования, позволяющий конкретизировать основные положения такой системы многолетней подготовки спортсменов.

Управление такой системой, по мнению авторов, приводит к ее упорядочению и позволяет создавать необходимые тренировочные и соревновательные эффекты. Одним из наиболее известных является целевое программное управление (Железняк, 1981; Набатникова, 1982; Фарфель, 1972), для которого главное — это, прежде всего, построение пошаговых характеристик модели. В моделях построения долгосрочного обучения, согласно литературным данным, можно выделить следующие компоненты: этапы долгосрочного обучения; примерный возраст спортсменов на каждом этапе; преимущественная направленность обучения; основные задачи обучения; основные средства и методы подготовки; допустимые тренировочные нагрузки; примерные стандарты контроля на каждом этапе подготовки.             

Введение

Системно упорядоченный процесс подготовки спортсмена с общепедагогической точки зрения предстает как длительный процесс прикладно-профильной подготовки и воспитания. Это означает, что при этом, если этот процесс разворачивается в условиях педагогической регламентации со стороны специалиста (наставника, тренера), наставник систематически передает и усваивает определенные спортивные знания, необходимые спортсмену, обеспечивает формирование и совершенствование навыки и умения, необходимые в области спорта. наряду с воспитанием физических, волевых, моральных и других качеств личности, необходимых для прогресса в спорте.  В связи с этим подготовку спортсмена целесообразно охарактеризовать как педагогически направленный процесс, подчиненный общедидактическим и образовательным законам. В то же время это процесс самоподготовки и самообразования спортсмена, и тем более, чем богаче и совершеннее его собственный спортивно-подготовительный и соревновательный опыт, его знания, умения и способности, позволяющие ему самостоятельно реализовывать цели спортивной деятельности. 

Сложная система подготовки спортсмена имеет своеобразные подсистемы, которые соотносятся с различными сферами использования разнородных (не только педагогических, но и других) средств, методов и условий достижения спортивных результатов. В этом аспекте различают систему тренировок, систему подготовительных соревнований и системное использование комплекса различных дополнительных факторов спортивной подготовки. Последние дополняют тренировки и соревнования за счет сопутствующих влияний и помогают оптимизировать динамику состояний спортсмена в целом (что достигается путем оптимизации общего режима его жизни с учетом требований спортивной деятельности, специализированного питания и многих других средств. не ограничиваясь тренировками и соревнованиями). Первостепенная роль в тренировке спортсмена принадлежит, конечно же, спортивной тренировке как основной части и основной форме его тренировки. Формирование, развитие и сохранение спортивной формы, важнейшей составляющей спортивной подготовки, в решающей степени зависит от тренировок.    

Структура самого выступления

После подготовительного этапа начинается отработка основных моментов, которые могут возникнуть в период рассказа. Сюда относится:

  • волнение;
  • ошибки;
  • неудобные вопросы;
  • агрессия со стороны слушателя.

Каждый из этих моментов может нарушить процесс подачи информации и структуру. Ошибки исправляются сразу, после того, как были замечены. Это лучше, чем если их заметят потом. Волнение устранить очень просто. Достаточно сделать паузу и спокойно глубоко три раза вдохнуть. Такой процесс займет всего несколько секунд и уберет ненужный мандраж. Любой вопрос будет неудобным, если не знать на него ответ. По этой причине тема должна быть полноценно изучена.

В случае с агрессией или ненужным юмором стоит просто продолжить выступление, не замечая оппонента из зала. Никогда нельзя терять нить повествования, а обратная реакция покажет отсутствие спокойствия, что приведет к еще большему волнению.

Структура всего процесса состоит из нескольких этапов:

  1. подготовка темы по актуальности для целевой аудитории;
  2. отработка выступления;
  3. предварительная репетиция в пустом зале, который будет использоваться;
  4. вход в помещение и приветствие аудитории;
  5. постановка проблемы и ее решение;
  6. прощание со зрителями и уход.

При правильном подходе к подготовке выполнить все это очень легко. Главным будет не отступление от сути темы, то есть рассказчик должен донести до аудитории именно ту информацию, которую он хотел.

2.3 Этап углубленной тренировки

Этап углубленной тренировки в
избранном виде легкой атлетики направлен на создание всех необходимых
предпосылок для исключительно напряженной подготовки с целью максимальной
реализации индивидуальных возможностей. Это требует прежде всего
целенаправленной работы по формированию прочного фундамента специальной
подготовленности и устойчивой мотивации достижения высоких результатов. Этот
этап приходится, в большинстве видов легкой атлетики, на период окончания
обучения в школе и соответствует возрасту 16 — 20 лет.

В начале этапа применяется в
основном еще общая подготовка, где широко используются элементы различных видов
спорта, а к концу этапа она становится более специализированная. Здесь обычно
определяется предмет будущей узкой специализации, при этом спортсмены приходят
к ней через тренировку в смежных дисциплинах. Например, будущие марафонцы
вначале часто специализируются в беге на средние дистанции, прыгуны тройным
прыжком — в спринтерском беге или прыжках в длину и т.д.

На этом этапе важно выбрать
такую меру тренировочных и соревновательных нагрузок, чтобы, с одной стороны,
создать предпосылки для начальной реализации индивидуальных возможностей, а с
другой — оставить значительные резервы для усложнения тренировочного процесса и
соревновательной практики. Тренировочные занятия в неделю
могут доходить в этот период до 6 — 10 раз по 1,5 — 3 ч в день, составляя
годовой объем до 550 — 800 ч

Количество соревнований достигает 13 — 18. Минимальные
величины относятся к специалистам бега на короткие дистанции и в прыжках, а
максимальные — к бегунам на средние и длинные дистанции

Тренировочные занятия в неделю
могут доходить в этот период до 6 — 10 раз по 1,5 — 3 ч в день, составляя
годовой объем до 550 — 800 ч. Количество соревнований достигает 13 — 18. Минимальные
величины относятся к специалистам бега на короткие дистанции и в прыжках, а
максимальные — к бегунам на средние и длинные дистанции.

Таким образом, все специфические
закономерности спортивной тренировки на этапе спортивного совершенствования
проявляются весьма заметно. Тренировочный процесс приобретает выраженные черты
углубленной спортивной специализации.

Спортивная подготовка или тренировка

Достаточно часто понятия «спортивная тренировка» и «спортивная подготовка» совмещают, делая их синонимами. Но на самом деле, все обстоит несколько иначе. То есть, первое понятие есть неотъемлемой частью второго.

Рассмотрим на примере: если спортсмен выполняет определенные физические упражнения, значит это тренировка как центр спортивной подготовки. А если спортсмен оттачивает свои технические навыки, используя при этом видеоматериал, тогда тренировка как таковая осуществляться не будет. Но подготовка спортсмена все равно будет продолжаться.

Таким образом, стоит отметить, что тренировка есть частью подготовки спортсменов, но не является ее основным методом.

Задачи спортивной подготовки

Для достижения главной цели спортивной подготовки спортсмена обязателен к выполнению ряд задач:

  • высокий уровень теоретических и практических компетентностей в рамках определенного вида спорта;
  • высокий уровень физиологической подготовки и устойчивости основных систем организма, которые переносят основную нагрузку в данном виде спорта;
  • достижение высокого уровня тактико-технической компетенции в выбранном виде спорта;
  • развитие психологической подготовленности, на необходимом для осуществления спортивной деятельности уровне, в выбранном виде спорта;
  • осуществление интегральной подготовки, которая включает комплексное взаимодействие основных видов подготовленности спортсмена в соревновательной деятельности.

Стандарты подготовки спортсменов

Все вышеуказанные части, компоненты и термины, связанные со спецификой отдельных видов спорта, регулируется на государственном уровне. А точнее, это федеральные стандарты спортивной подготовки, которые являются совокупностью минимальных требований к уровню спортивной подготовленности как в олимпийских, так и в неолимпийских видах спорта. Эти требования должны быть соблюдены всеми организациями, которые осуществляют спортивную подготовку спортсменов согласно соответствующим законам РФ.

Спортивная деятельность — это воспитание духа и характера, которое должно быть правильно организованным и проконтролированным.

2.4 Этап спортивного совершенствования

Этап спортивного
совершенствования
предполагает достижение максимальных результатов в
номерах программы, изображенных для углубленной специализации. Он начинается с
18 — 20 лет и длится 8 — 10 лет. Основная задача этапа — максимальное
использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание
адаптационных процессов. В связи с этим увеличивается доля специальных
упражнений в общем объеме тренировочной нагрузки, а также соревновательная
практика. Максимума достигают суммарные величины объема и интенсивности
тренировочной работы, резко возрастает объем специальной психологической,
тактической и интегральной подготовки.

Число занятий в неделю может
достигать 15 — 20 и более. Затраты времени на тренировочную деятельность в год
доходят до 1000 — 1500 ч в зависимости от специализации. Количество
соревнований в годичном цикле у легкоатлетов различной квалификации колеблется
от 10 — 15 в многоборье до 25 — 30 в прыжках и метаниях; от 5 — 10 у марафонцев
и ходоков до 30 — 40 у бегунов на средние дистанции.

На этом этапе очень важным
моментом является обеспечение условий, при которых период максимальной
предрасположенности спортсмена к достижению наивысших результатов совпадает с
периодом самых интенсивных и сложных в координационном отношении тренировочных
нагрузок. При таком совпадении спортсмену удается добиться максимально
возможных результатов в оптимальное время; в противном случае они оказываются
значительно ниже.

Продолжительность и особенности
подготовки к внешним достижениям во многом зависят от специфики формирования
спортивного мастерства в том или ином виде легкой атлетики у мужчин и женщин. Так,
мужчинам, специализирующимся в беге на короткие дистанции, потребуется не менее
3 — 4 лет напряженной тренировки, чтобы пройти путь от мастера спорта до первых
побед на международной арене, а женщинам — 2 — 3 года. Специалисты в прыжках
добиваются успехов на мировой арене в возрасте 22 — 24 лет, а скороходы и
метатели молота — в возрасте 27 — 30 лет. Особенно долог путь к высшему
спортивному мастерству у многоборцев и марафонцев, хотя бывают и исключения.

Как правильно готовиться к публичному выступлению

Подготовка устного публичного выступления или форменного доклада имеет свою специфику. Это регламентирует подготовку. В таких случаях стоит учитывать такие нюансы:

  • тема и направление доклада;
  • целевая аудитория;
  • место проведения;
  • как будет проходить доклад, в том числе знакомство с местной сценой;
  • основные этапы подготовки к публичному выступлению.

По этапам стоит учесть, что для некоторых категорий лиц подготовка может носить сокращенный характер, в зависимости от индивидуальных особенностей и опыта.

Для большинства начинающих ораторов будет полезно узнать методы отработки голоса. Сам голос не должен быть монотонным. В речи должны быть нотки эмоциональности. Кроме этого, в самом начале требуется отделить для себя целевую аудиторию от остальных слушателей. Это позволит сосредоточиться на тех, кто будет слушать внимательно.

Вместе с голосовым фактором работает вербальный контакт. Стоит учесть, что жестикуляция руками не должна быть чрезмерной, так как это, наоборот, отпугнет, но и держать руки за спиной или скрещенными тоже нельзя.

При расстановке рук стоит учесть, что если выступление будет происходить на трибуне, то можно по обе стороны их положить на края, но не слишком далеко от тела, так как это агрессивный жест. В мягком проявлении он заставит слушать рассказчика большую часть аудитории. При рассказе, если позволяет тема, можно не стоять на месте, а спокойно прогуливаться вдоль трибуны

Это также сфокусирует все внимание на докладчике

Правила подготовки публичного выступления должны предусмотреть все особенности любого рассказа или доклада. Устный рассказ должен быть заучен и, при этом, легко восприниматься слушателями. Именно поэтому требуется знать тему доклада досконально

Также это важно при ответах на вопросы, которые могут возникнуть у зрителей при открытом докладе

Если у рассказчика голос не отработан, то стоит пройти специальную подготовку в домашних условиях. Она включает в себя поэтапные действия:

  1. включение телевизора, магнитофона и радио;
  2. установка большой громкости;
  3. встать в центр комнаты;
  4. начать рассказывать, добиваясь того, что голос слышен;
  5. голос отрабатывается таким способом до тех пор, пока он не станет четким и перекрывающим шум.

Манера отработки голоса должна привести к тому, что не обязательно будет повышать голос, так как твердость станет достаточной для привлечения внимания. Большой ошибкой является ставка при публичном выступлении на тему и качество доклада. Самым главным будет заставить себя слушать, так как в противоположном случае доклад любого качества является бессмысленным, это ораторское искусство. Монотонный рассказ – главный враг рассказчика.

Стоит учесть, что первые этапы подготовки любого типа должны быть разработаны и первоначально пройдены еще за пару недель до момента выступления. Даже экспромт должен быть заранее подготовлен. Только люди с огромным опытом могут избежать недочетов даже без подготовки.

2.5 Этап спортивного долголетия

Этап спортивного долголетия направлен
на сохранение достижений и характеризуется сугубо индивидуальным подходом к
легкоатлетам. Большой тренировочный опыт спортсмена помогает на этом этапе
всесторонне изучить присущие ему особенности, сильные и слабые стороны
подготовленности, выявлять наиболее эффективные средства и методы подготовки,
варианты планирования тренировочных нагрузок. Все это дает возможность повысить
эффективность и качество тренировочного процесса и благодаря этому поддержать
уровень спортивных достижений.

С другой стороны, жизненное
уменьшение функционального потенциала организма и его адаптационных
возможностей, обусловленное как естественными возрастными изменениями систем и
органов, так и исключительно высоким уровнем нагрузок на предыдущем этапе
многолетней подготовки, часто не позволяет не только увеличить нагрузки, но и
удержать их на ранее доступном уровне. Это требует изыскания индивидуальных
резервов роста спортивного мастерства, способных нейтрализовать указанные
отрицательные факторы.

Для этапа спортивного долголетия
характерно стремление поддержать ранее достигнутый уровень функциональных
возможностей основных систем организма при прежнем или даже меньшем объеме
тренировочной работы; дальнейшее совершенствование технического мастерства; повышение
психологической готовности к соревнованиям. Одним из важнейших факторов
сохранения спортивных достижений выступает тактическая зрелость, зависящая от
соревновательного опыта спортсмена.

На этапе сохранения достижений,
как никогда ранее, следует изменять средства и методы тренировки; применять
комплекс упражнений, не использовавшийся ранее; новые тренажерные устройства; неспецифические
средства, стимулирующие работоспособность и эффективность выполнения двигательных
действий. Решению этой задачи могут способствовать существенные колебания
тренировочных нагрузок. Например, на фоне общего уменьшения объема работы в
годичном цикле эффективным может оказаться планирование «ударных» малых
и средних тренировочных циклов с исключительно высокой нагрузкой.

Продолжительность этапа
спортивного долголетия, а некоторые выдающиеся легкоатлеты добиваются успехов в
возрасте далеко за 30 лет, находятся в зависимости от интереса, мотивации и
здоровья спортсмена. В современном спорте есть возможность каждому участвовать
в соревнованиях до глубокой старости. Организаторами таких соревнований
выступают национальные и международные федерации ветеранов легкой атлетики. Под
эгидой этих организаций проходят чемпионаты страны, Европы и мира для
ветеранов-легкоатлетов в возрасте от 30 лет и старше, регистрируются рекорды во
всех видах легкой атлетики по возрастным группам: 30 — 34 года, 35 — 39 лет, 40-44
года и т.д.

Основы поэтапной подготовки

Достижение высоких спортивных
результатов возможно лишь при настойчивых и рационально организованных тренировках
спортсмена в течение ряда лет. Структура многолетних тренировок обуславливается
многими факторами. В их числе: среднее количество лет регулярных тренировок,
необходимое для достижения наивысших результатов; оптимальные возрастные
границы, в которых обычно наиболее полно раскрываются способности спортсмена и
достигаются наивысшие результаты; индивидуальные особенности спортсмена и темпы
роста его спортивного мастерства; возраст начала спортивных занятий, а также
возраст, когда он приступил к специальным тренировкам.

Для рационального планирования
многолетней подготовки важным является точное установление оптимальных
возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивысшие спортивные
достижения.

Обычно выделяют три возрастные
зоны спортивных успехов в процессе многолетней подготовки:

1) зона первых больших успехов;

2) зона оптимальных возможностей;

3) зона высоких результатов. В
таблице 1 представлены возрастные границы зон спортивных достижений в различных
видах легкой атлетики.

Таблица 1.

Типы подготовки к продаже

Как писалось выше, подготовку необходимо разделять на: ежемесячную, ежедневную и непосредственно перед контактом с клиентом. Каждый тип подготовки решает свои задачи.

Ежемесячная подготовка

  • Определение мотивации сотрудника и сопоставление мотивации и цели;
  • Постановка цели по продажам на месяц, определение точек контроля и среднедневных результатов;
  • Обсуждение командного плана и роль сотрудника в достижении общего плана;
  • Обсуждение необходимых ресурсов для достижения цели. Это могут быть знания, умения и навыки. А может дополнительная база клиентов, территория, помощь мерчандайзеров и т.п.

Ежемесячная подготовка проводится индивидуально с непосредственным руководителем и носит мотивационный уклон. Желательно все договоренности фиксировать и обсуждать результаты в конце следующего месяца.

Ежедневная подготовка

  • Определение плана на день, в зависимости от текущих результатов сотрудника и всей команды;
  • Подготовка необходимых для сегодняшней работы ресурсов и сбор сведений;
  • Мотивация на выполнение сегодняшнего плана;
  • Эмоциональный настрой на работу, возможно командообразующая игра;

Как правило ежедневная подготовка проводится на планерках и оперативках. Рекомендовано её проведение включить в регламенты и бизнес процессы компании. Подготовка ресурсов и сбор сведений делается продавцом самостоятельно. Возможно в некоторых продажах, данный этап будет заменен на наведение порядка в отделе или смену ценников.

Подготовка перед контактом с клиентом

  • Эмоциональный настрой на клиента, если перед данным клиентом были неудачные переговоры с другими клиентами нужно про них забыть и настроиться на новое общение. Натяните улыбку по шире;
  • Сбор сведений, которые доступны визуально. Возможно вы сможете оценить офис клиента, возможно поймете каким конкурентом он пользуется. Такая оценка очень индивидуальна и для каждых продаж есть свои фишки, которые вам виднее.

Подготовка перед общением с клиентом очень важна. Часто вы можете получить неоценимую информацию о клиенте только перед контактом. К примеру, подружится с секретарём, подслушать разговоры служащих в курилке и даже расспросить у них о шефе. Часто удаётся найти неоценимые сведения, которые позволяют продать еще до контакта с ЛПР. Так же очень важен правильный эмоциональный фон.

Заключение

Спорт — это исторически сложившаяся человеческая деятельность, основанная на соревновании и достижении победителя, спортивных достижений. Сама суть спорта — человеческое стремление к высшим спортивным результатам. Этот принцип стимулирует поиск наиболее эффективных средств и методов, углубленную специализацию, круглогодичную и многолетнюю работу и т. д.  

Определяется преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетних тренировок с учетом этих чувствительных периодов развития физических качеств. При этом желательно обратить внимание на воспитание тех физических качеств, которые активно не развиваются в этом возрасте. Особенно важно соблюдать пропорциональность в развитии общей выносливости и скоростных способностей, в развитии общей выносливости и силы, то есть тех качеств, в основе которых лежат разные физиологические механизмы.   

У девочек чувствительные периоды формирования физических качеств наступают на год раньше.

Чтобы рационально выстроить длительный тренировочный процесс, следует учитывать время, необходимое для достижения наивысших спортивных результатов в том или ином виде спорта. Как правило, первые большие успехи талантливые спортсмены достигают через 4-6 лет, а высшие достижения — через 7-9 лет профильных тренировок.  

Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа: предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная специализация в избранном виде спорта, спортивное совершенствование. Продолжительность этапов многолетних тренировок определяется особенностями вида спорта, уровнем спортивной подготовленности занимающихся им. Нет четкой границы между этапами. Принимая решение о переходе на следующий этап тренировок, следует учитывать паспортный и биологический возраст спортсмена, уровень его физического развития и подготовленности, способность успешно выполнять возрастные тренировочные и соревновательные нагрузки.   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector