Физическое воспитание: понятие, определение, характеристики и сущность
Содержание:
Введение
Физическая культура и спорт как социальное явление функционировали на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры и спорта в обществе влияют производственные отношения людей, экономические, политические и идеологические формы борьбы, достижения науки, философии, искусства.
На основе характеристики XIX века. Для понимания культуры в целом как процесса, связанного с выращиванием чего-либо или воспитанием кого-либо, выражение физическая культура появилось в США и Англии. В России возникновение термина и формирование понятия физическая культура имеет свою историю. В 1899 году английское Physicalculture было переведено на русский язык как физическое развитие, в 1908 году немецкое KorperKultur — как культура тела, красоты и силы. И только с 1911 года появляются произведения, в которых термин физическая культура встречается на русском языке. На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как воспитанная и развитая красота тела.
Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому воспитанию и спорту уделялось особое внимание. Это и понятно — греки вырастили воинов, способных защитить свою страну. К тому же именно в Греции физически сильные люди стали пользоваться популярностью в мирное время.
Но особенно сильный толчок к развитию физическое воспитание получило в наше время. А.П. Чехов сказал, что в человеке должно быть все — и тело, и душа, и мысли. На первом месте стоит тело, и это не случайно. Мы должны помнить, который сейчас час — время машин и компьютеров. Мужчина был освобожден от тяжелого тяжелого труда. Но хорошо ли это? Нет — без физических нагрузок организм человека начинает атрофироваться. Организм теряет защиту, быстро поддается различным инфекциям и болезням. Это, а также загрязнение окружающей среды — основные причины появления так называемого больного поколения.
Именно поэтому в наше время так актуален вопрос развития физической культуры и спорта. Они напрямую влияют на физическое и умственное развитие человека, а также на устойчивость к различным условиям окружающей среды. Именно физическая культура и спорт удовлетворяют потребности организма в физической и умственной работе.
Упражнения
Кросс с чередованием бега и ходьбы по пересеченной местности от 500 м до 2-3 км для девушек и от 1 км до 5-6 км для юношей. Бег по песку. Спортивные игры: баскетбол, футбол. Туристские походы.
Упражнение с отягощением массой собственного тела: подтягивание на перекладине; отжимание на полу в упоре; сидя на скамейке, сгибание и разгибание туловища; приседание на одной или на двух ногах.
Упражнения с амортизаторами и эспандерами: движение руками вниз, в сторону, вверх из различных положений и т.д.
Упражнения с гантелями: из различных исходных положений (стоя, сидя на скамейке) разнообразные движения с гантелями: сгибание, разгибание, повороты, поднимание рук.
Средства физического воспитания
Основные средства физического воспитания это такие мероприятия, как физические упражнения и процедуры, гимнастика, игры, спорт, режим дня.
Определение 9
Под физическими упражнениями и процедурами понимаются осознанные двигательные действия, которые направлены на выполнение конкретных задач физического воспитания.
Физические упражнения выполняются по определенной методике и влияют на работу центральной нервной системы, сокращая утомляемость коры головного мозга и увеличивая общую функциональность. После физических упражнений организм ребенка лучше переносит тяжелую умственную нагрузку. Также физическая нагрузка улучшает опорно-двигательный аппарат, то есть скелет становится прочнее и подвижнее в суставах, увеличивается мышечная масса, мощь и эластичность тканей. Физические процедуры рекомендуются для поддержания мышечной, кровеносной и дыхательной систем.
Определение 10
Гимнастика представляет собой разнообразный комплекс упражнений, который оказывает многоплановое благоприятное воздействие действие на организм человека.
Гимнастические процедуры классифицируются в зависимости от времени и объема физической нагрузки в процессе занятий:
- Базовые упражнения;
- Спортивные упражнения;
- Акробатика;
- Художественная гимнастика;
- Гигиеническая гимнастика;
- Лечебная гимнастика.
В физическом воспитании учеников главная роль отводится базовой гимнастике, которая составляет большую часть школьной программы по физкультуре. Упражнения отвечают за общее физическое становление учеников и формирование навыков труда, быта (движения рук, ног, туловища, головы и пр.). Физические упражнения рассчитаны на выработку силы, выносливости, быстроты.
Важное значение для школьников имеет гигиеническая гимнастика, которая включает утреннюю зарядку, двигательную активность на переменах, физкультминутки на уроках по разным предметам. Гигиеническая гимнастика поддерживает организм в бодром духе на протяжении всего дня и снижает утомление
Игры также считаются средством физического воспитания и играют важную роль в физическом развитии. Неоднократное проведение игр требует активности от самих учащихся. В процессе игровой деятельности происходит выработка главных двигательных навыков: быстроты, ловкости, силы, выносливости. Эмоциональность игр создает условия для проявления индивидуальных характеристик и инициатив. Такое средство физического воспитания заметно поднимает настроение учеников.
Командные игры укрепляют обоюдную поддержку, учат коллективизму. Объединенные одной целью учащиеся оказывают взаимную поддержку и помощь друг другу, что приводит к укреплению дружеских отношений и сплочению класса.
Игры могут быть подвижными и спортивными. Они включены в школьную программу по физическому воспитанию. Активные развлечения в начальных классах проводятся на уроках физкультуры, на переменах, в разных секциях и в большинстве случаев на свежем воздухе. Для старшеклассников возрастает роль спортивных командных игр.
Некоторые физические упражнения рассматриваются в качестве отдельных видов спорта:
- Лыжный спорт;
- Легкая атлетика;
- Спортивная и художественная гимнастика;
- Плавание и др.
Спорт позволяет комплексно выполнять задачи по поддержанию самочувствия, развития физических способностей, морально-волевых качеств и достигать при этом успехов в отдельных видах спорта. Специфика спорта заключается в проведении спортивных состязаний. Выступая средством контроля над состоянием физкультурно-спортивной работы, они стимулируют физическое совершенство и вовлекают в занятия спортом.
Физвоспитание учеников в школе также осуществляется на прогулках, экскурсиях, туристических походах. Они улучшают общее самочувствие, воспитывают физическую закалку, а также расширяют кругозор. В походах дети учатся переносить природные факторы и правильно применять их с целью оздоровления организма.
Природные факторы также выступают средством физического воспитания: солнечные ванны, плавание, обтирание, контрастный душ и пр.
Режим дня описывает жесткий распорядок жизнедеятельности учащихся, чередование рабочего времени и отдыха, времени питания и сна. Постоянный режим формирует у детей такие важные качества, как аккуратность, организованность, дисциплинированность, самоконтроль. Режим вырабатывает разнообразные формы и средства физического воспитания, позволяет использовать их в комплексе при работе с учащимися.
Физическая культура и спорт как социальные явления общества
Поскольку наше подрастающее поколение занято в профессиональной и образовательной сфере, его независимость следует понимать по-особенному, а именно как независимость действий и независимость мысли, тесно связанные друг с другом. Семья и школа постепенно воспитывают независимость действий, приучая детей, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, к самостоятельному выбору и планированию работы, выполнению работы, проверке выполненной работы и т
д. Следовательно, для того, чтобы физические упражнения стали необходимыми в В жизни важно с раннего возраста предъявлять определенные требования к выполнению различных движений и действий с целью улучшения своего физического состояния. Самостоятельное выполнение заданий по физическому воспитанию стимулирует активность студентов, повышает возбудимость определенной динамической структуры коры головного мозга и т. д.
Говоря о самостоятельном мышлении, следует иметь в виду, что наши познавательные процессы являются формой деятельности и, как таковые, соответствуют принципам самостоятельной деятельности: мы планируем ее ход, реализуем и проверяем результаты. Уверенность в себе также имеет свой эмоциональный характер, который претерпевает изменения по мере развития личности. Первый период этого развития характеризуется неспособностью ребенка и эмоциональной зависимостью от окружения, в основном от родителей, поиском доброй воли и страха перед новыми людьми в своем окружении, а также перед новыми явлениями. Эта несамостоятельность постепенно уменьшается в дошкольном возрасте и в начальной школе, особенно под влиянием дружеской среды и помощи, оказываемой ребенку в преодолении трудностей.
Недостатки домашнего или социального воспитания, постоянное навязывание ребенку воли взрослых, особенно в атмосфере запугивания, — это факторы, которые могут разрушить уверенность в себе и усилить недоверие к окружающему миру, тем самым стабилизируя эмоциональную зависимость и подавляя эмоциональную зависимость. развитие жизненной независимости.
Физическое воспитание — это вид обучения, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями по физическому воспитанию и формирование осознанной потребности в физическом воспитании.
Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий идеологические, научно-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей.
Под физическим развитием понимается процесс и результат изменения биологических норм и функций человеческого организма, достигаемый под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня физической активности.
Физическое совершенство — исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Термин физическая культура является центральным понятием всего физического воспитания. Термин встречается не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни. При осмыслении смысла физической культуры возникает парадоксальная ситуация. Чем чаще на обыденном, повседневном уровне мы употребляем термин физическая культура, тем дальше мы удаляемся от понимания ее истинной сути.
Можно ли отождествить любую деятельность, связанную с физической активностью (домашнюю, трудовую, военную и т. д.) с физической культурой? Такое заявление было бы неверным. Культура — это, прежде всего, главный метод, а также мера человеческого развития. Не всякая работа или военные действия развивают человека в гуманном направлении; довольно часто оказывается наоборот.
Когда в процессе эволюции человек начал преобразовывать окружающую природу не грубыми невежественными способами, а поистине гуманными и целесообразными, когда человек пытается улучшить свою физическую форму, умственные и физические способности в соответствии с объективными законами — только тогда может его деятельность можно назвать поистине культурной. Следовательно, в самом первом приближении физическая культура — это метод и мера преобразования человека, его характера и двигательных способностей.
Список литературы
- Горохов М.С. Роль физической культуры и спорта в улучшении здоровья населения Российской Федерации М; Научно-практический медицинский журнал Здоровье сегодня, том 1, 2014;
- Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. — М.: Изд. — Средняя школа, 2004;
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: изд. — ФиС, 2000;
- Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры. Под итог. изд. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. — М.: Физическая культура и спорт, 1998;
- Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы познания; изд. — Советский спорт 2006;
- Решетникова Н.В. Физическая культура; изд.- Академия Москва 2007.
- Реферат на тему: Физическая культура в профилактике нервно эмоционального и психологического утомления студента
- Реферат на тему: Значение физической культуры и спорта в жизни
- Реферат на тему: Роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни
- Реферат на тему: Объекты физической рекреации
- Реферат на тему: Особенности формирования социокультурной среды дошкольном образовательном учреждении
- Реферат на тему: Лечебная физкультура
- Реферат на тему: Методика физической подготовки спортсменов с нарушением слуха
- Реферат на тему: Значение физической культуры и спорта в жизни человека
- Реферат на тему: Физическая культура для работников умственного труда
- Реферат на тему: Тренер — основная фигура в процессе спортивной подготовки
- Реферат на тему: Безопасность на занятиях физической культурой и спортом
- Реферат на тему: Профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов средствами ФК
Уровень ОФП взрослого человека
Взрослый человек может оценить себя самостоятельно. Достаточно заглянуть в нормативы ГТО. Они не являются обязательными, но помогут увидеть свой уровень общей физической подготовки.
Сидячий образ жизни, офисная работа и вечные проблемы не способствуют физическому развитию. Чем дальше годы уводят нас от школьной парты, тем больше становится животик. Поэтому нормы ГТО для каждой последующей возрастной группы снижаются.
Нормативы рассчитаны именно на средне статического человека, а не на спортсмена. Профессиональный атлет тренируется каждый день и получает за это деньги. Поэтому и требования другие.
Бронзовый значок ГТО для офисного работника, как бронзовая медаль для олимпийского бегуна. Если в 30 лет смогли подтянуться 5 раз, можете смело гордится собой. Считайте, что вы в тройке лучших мужчин вашей компании.
Нормы ГТО для взрослых
Нормативы ГТО для мужчин от 25 до 29 лет.
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
Подтягивания | 13 | 9 | 7 |
Бег на 60 метров (сек) | 8,2 | 9,1 | 9,5 |
Бег на 3 километра (мин) | 12:50 | 14:40 | 15:00 |
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 12 | + 7 | + 5 |
Нормативы ГТО для мужчин от 30 до 34 лет.
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
Подтягивания | 12 | 7 | 5 |
Бег на 60 метров (сек) | 8.9 | 11,1 | 12,1 |
Бег на 3 километра (мин) | 13:20 | 14:50 | 15:10 |
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 11 | + 5 | + 3 |
Нормативы ГТО для мужчин от 35 до 39 лет.
Упражнения | Золотой значок | Серебренный знак | Бронзовый |
Подтягивания | 10 | 6 | 4 |
Бег на 60 метров (сек) | 9.2 | 11,5 | 12,5 |
Бег на 3 километра (мин) | 13:50 | 15:00 | 15:45 |
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см) | + 10 | + 4 | + 2 |
Физическое воспитание и спорт
Педагогические идеи и естественно-научные вопросы физического воспитания в Древней Греции базировались исключительно на эмпирическом принципе. Однако методы воздействия на физические возможности человека достигли для того времени высокого уровня. Так, различались типы телосложения, пригодные для того или иного вида палестрики, имелись разработанные методики развития физических качеств (поднятие груза при различных положениях туловища, бег в воде на различной глубине, применение упражнений с отягощениями и др.), разучивание упражнений целостным и расчлененным методами.
Процесс физической подготовки включал в себя большие периоды (по сегодняшней терминологии — макроциклы) — 4 года и малые (микроциклы) — 4 дня. В первый день проводились подготовительные занятия, во второй нагрузка возрастала, в третий — снижалась, в четвертый выполнялась «поддерживающая» физическая нагрузка.
Огромный след в развитии медицины и описании влияния физических упражнений на здоровье человека оставил величайший врач древности Гиппократ (460 — 375 гг. до н.э.). В проявлении болезни он видел естественную причину, а не воздействие незримого бога. Он начинает лечить переломы костей, вывихи, растяжения. Приемы его лечения базировались на знании анатомии человека. Гиппократ большое значение придавал закаливанию, представлял физическое воспитание как разностороннее занятие различными упражнениями, которые, по его мнению, должны более эффективно способствовать развитию человека. Он утверждал: «Тем, которые занимаются гимнастикой, полезно зимой бегать и бороться, а летом — мало бороться и совсем не бегать, но можно гулять в прохладе. Те, которые утомляются от бега, должны бороться, а которые утомляются борьбою, тем должно бегать, ибо таким образом какая-либо часть тела, утомленная от трудов, лучше всего может согреться, укрепиться и отдохнуть».
Позже мы увидим, что современный спорт во многом в чем-то повторяет древнегреческую агонистику, ее положительные и отрицательные стороны. Для современного олимпийского спорта характерны дух бескорыстного соперничества и зависть, справедливая игра и всевозможные нечистоплотные манипуляции, допинги и честная борьба, отвратительная жестокость и, конечно, всепроникающая коммерциализация, гуманистические культурные ценности и насилие над личностью и даже проявление терроризма…
Изучение древнегреческой культуры, и физической в том числе, новые данные о сравнительной этнологии и обычаях других наций сформировали убеждение, что элемент соперничества (и в двигательной деятельности в том числе) является универсальным компонентом антропологии человека. Это не только характерная и привилегированная черта древних греков. Соревнование в духовной, интеллектуальной и физической культуре имеет универсальный характер и служит одним из наиболее важных социологических и этнологических принципов развития человеческого общества. Более того, существует мнение, что соревнование (соперничество) должно быть признано в качестве одной из основных черт, присущих человечеству. В самом деле, если двигательная деятельность — это естественная потребность человека, то элемент соревнования, соперничества при выполнении физических упражнений (особенно у детей) должен быть неотъемлемой ее составляющей. Подобная форма проявления двигательной активности — следствие возникающего интереса к тем или иным физическим упражнениям. А интерес, как известно, основной стимул к занятиям физкультурой и спортом.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Борис Романович Голощапов. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 312 с. Глава I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ. С. 8-18.
Понятие
Для начала стоит определиться с термином. Ловкость – это способность человека выполнять сложные движения. В старину ловкими считались охотники и рыбаки, которые могли принести домой много пойманной добычи. Суть понятия сводилась к точности движений, их координации и скорости выполнения. Стоит отметить, что и по сей день эти факторы являются определяющими, когда речь заходит о рассматриваемом понятии.
Люди стараются усовершенствовать навык ловкости во время занятий физической культурой. Перед тем как выполнять упражнения, рекомендуется пройти полное медицинское обследование и убедиться в том, что вы здоровы. Что такое ловкость? Данное понятие можно охарактеризовать как быструю смену положения тела без нарушения координации. Чтобы определить уровень навыка, попробуйте пробежать челночным бегом. Результат скажет сам за себя, и таким образом вы сможете определить уровень физической подготовки.
Быть ловким – сложная задача, и далеко не каждый может похвастать таким качеством. Изменение скорости движения предполагает задействование всех групп мышц. Существуют отдельные упражнения для тренировки основных групп, которые нужно использовать для улучшения навыка.
Упражнения
Физические упражнения — двигательные действия, с помощью которых решаются учебные, воспитательные задачи и задачи физического развития.
При выполнении отдельного физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры человека. Повторять упражнение необходимо много раз, чтобы улучшить движения или развить физические качества.
Эффект от упражнения в первую очередь определяется содержанием. Содержание физических упражнений представляет собой совокупность физиологических, психологических и биохимических процессов, происходящих в организме человека при выполнении этого упражнения (физиологические изменения в организме, степень проявления физических качеств и т. д.).
Содержание физических упражнений определяет их оздоровительное значение, воспитательную роль и влияние на личность.
Ценность хорошего самочувствия. Выполнение физических упражнений вызывает адаптивную морфологическую и функциональную перестройку организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебное действие.
Воспитательная роль. С помощью физических упражнений изучаются законы движения окружающей среды, собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, ученики учатся управлять своими движениями, осваивают новые двигательные навыки и умения. Это, в свою очередь, позволяет освоить более сложные двигательные действия и изучить законы движения в спорте. Чем больше у человека моторных навыков, тем легче ему адаптироваться к условиям окружающей среды и тем легче осваивать новые формы движения.
Влияние на личность. Физические упражнения часто требуют необычного проявления ряда качеств личности. Преодолевая различные трудности и контролируя свои эмоции в процессе занятий, человек развивает ценные для жизни черты и черты характера (смелость, трудолюбие, целеустремленность и т. д.).
Целебные силы природы
Лечебные силы природы оказывают значительное влияние на тех, кто занимается физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечная радиация, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и высоте, движение и ионизация воздуха и т. д.) Вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояние здоровья и работоспособность человека.
В процессе физического воспитания природные силы природы используются в двух направлениях:
- как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют действие физических упражнений на организм участников. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активации биологических процессов, вызванных физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. Д.;
- как относительно самостоятельное средство оздоровления и закаливания организма (солнце, воздушные ванны и водные процедуры).
К гигиеническим факторам, укрепляющим здоровье и усиливающим действие физических упражнений на организм человека, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест работы, воздуха и т. д.), соблюдение общего режима дня, режима физических нагрузок, режима питания и сна.
Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект от упражнений.