Как бегать правильно? бег с нуля. практические советы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Физическое воспитание-важная составляющая процесса формирования здорового, гармонично и всесторонне развитой личности. Оно направлено на охрану и укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма и улучшению его работоспособности, своевременное формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, обеспечения надлежащего уровня физического состояния; воспитание интереса и потребности в двигательной активности, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Универсальным средством физического воспитания являются легкоатлетические упражнения, поскольку содержат достаточно большой арсенал жизненно важных двигательных действий и отличаются широким диапазоном воздействия на функциональную, двигательную, эмоциональную и познавательную сферы личности. Легкоатлетические упражнения имеют большое значение в общей физической подготовке детей и молодежи. Их педагогическая ценность определяется высокой степенью прикладной направленности, возможностью развития основных двигательных способностей.

Цель исследования: теоретически обосновать эффективность использования легкоатлетических упражнений в процессе физической подготовки студенческой молодежи.

Задачи:

  1. Проанализировать легкоатлетические упражнения как средство физического воспитания молодежи
  2. Ознакомится с образовательным и воспитательным влиянием легкой атлетики на организм занимающихся.
  3. Рассмотреть прикладное применение легкоатлетических упражнений на практике.

В системе физического воспитания, начиная с детского возраста, одно из главных мест занимает формирование основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний и др., которые являются элементами легкой атлетике.

Их использование обогащает двигательный опыт человека, который необходим как в игровой деятельности, так и в различных жизненных ситуациях. Выполнение легкоатлетических упражнений не только привлекает к работе значительное количество мышц, но и предъявляет высокие требования к деятельности основных функциональных систем организма. Благодаря им улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и активизируются все физиологические процессы организма.

Как определить свой МПК

Существует несколько способов определения своего МПК. Например, вы можете пробежать на стадионе 1500 м в полную силу. Результат в цифрах и будет показателем ваших функциональных возможностей на уровне МПК. В процессе можно также отследить свой пульс при беге. И дальше отталкиваться от этих данных в тренировках.

Однако этот способ подойдёт далеко не всем. Например, если вы только начинаете бегать, то, скорее всего, показатели будут не совсем адекватные: не так-то просто заставить себя бежать почти 4 круга по стадиону на максимуме. Это не только работа мышц, сердца, лёгких. Главным образом, это работа нервной системы, а если она не приучена по-хорошему терпеть, то через какое-то совсем короткое расстояние вы просто не сможете поддерживать высокий темп, то есть соответствующие усилия.

Другой способ определения МПК относительно прост. Сегодня все «умные» спортивные часы способны выдавать это значение, исходя из расчётов вашего пола, возраста, пульса и выполняемых тренировок. Но вряд ли стоит полностью доверять этим данным без предварительного лабораторного исследования и сопоставления полученного анализа с часов и исследования.

Поэтому лучшим вариантом будет нагрузочное исследование в лаборатории, так называемый функциональный тест с газоанализом «до отказа».

Как это происходит? Вам надевают маску на рот и нос, подключают к датчикам компьютера, и вы бежите по беговой дорожке или крутите велотренажёр. Нагрузка увеличивается ступенями по скорости/мощности и наклону или только по скорости с неизменным наклоном. Там, где вы сказали «стоп», и будет ваш показатель МПК, который, в свою очередь, соответствует определённому пульсу и уровню лактата в крови.

Дело в том, что существует определённая корреляция между данными МПК, ПАНО и пульсовыми зонами, а также вашим темпом бега на уровне этих показателей. Например, на уровне МПК ваш темп бега равен 5 мин/км, а сердце ваше на этой скорости бьётся с частотой 180 ударов в минуту. Это значит, что на этой скорости и на этом пульсе вы теоретически можете пробежать те же 1500 м по стадиону. Однако здесь есть масса оговорок: например, готовы ли ваши мышцы и та же нервная система к такой нагрузке, пусть и разовой?

Плюсы бега для человека

Возможность быстро бегать заложена в нашем организме еще с древних времен, когда эта способность помогала убежать от врагов и добывать еду. Бег хорошо влияет на здоровье и тонус организма, при этом положительно сказывается на настроении и качестве сна.

Преимущества бега:

  1. Улучшает сон и позволяет организму быстрее восстанавливать силы.
  2. Стимулирует выработку эндорфинов (гормонов, отвечающих за ощущение счастья), поэтому благодаря регулярным физическим нагрузкам улучшается настроение. К тому же, при беге активно вырабатывается гормон катехоламин, уровень которого в организме снижается во время депрессий.
  3. Повышается работоспособность. КПД от любой выполняемой работы повышается на 20-25%. Для улучшения работоспособности заниматься бегом рекомендуют в любом возрасте. Улучшается концентрация, при этом человеку легче справляться даже со сложными или объемными задачами.
  4. Снятие утомления и стресса. Бег показан тем, у кого насыщенный рабочий график или ночные смены. Даже короткая пробежка дарит бодрость, а также снимает напряжение после тяжелого рабочего дня.
  5. Улучшение самоконтроля. Спортивные нагрузки, благодаря улучшению настроения и самочувствия, способны даже повлиять на характер. При регулярных занятиях бегом уходит раздражительность и нервозность, человек становится более терпеливым, уравновешенным и спокойным.

Бег выводит из организма вредные вещества. Регулярные пробежки способствуют детоксикации и выводу шлаков. Ускоренное кровообращение активно насыщает ткани кислородом и полезными веществами, а все вредные токсины выходят через пот. При продолжительных спортивных нагрузках улучшается метаболизм, понижается уровень холестерина в крови. К тому же, именно такая нагрузка оптимально подходит тем, кто хочет следить за фигурой, ведь за одну пробежку можно сжечь 300-400 калорий.

Влияние занятий бегом на организм в целом

Бег – простейшее, и в то же время очень эффективное физической упражнение, в котором задействованы практически все части опорно-двигательного аппарата. Полезную нагрузку во время бега получают большинство мышц, связок и суставов тела ребёнка. Бег ускоряет кровообращение, насыщает кислородом все органы и ткани, тренирует и укрепляет сердечно-сосудистую систему.

Организм здоров, когда в нём нет застоя, а осуществляется активное движение всей физиологической жидкости (крови, лимфы, жидкости внутриклеточной). Активизировать и поддерживать на должном уровне этот круговорот жидкостей в органах и тканях организма проще и эффективней всего именно с помощью регулярного бега.

В ходе пробежки возрастает жизненный тонус, улучшается настроение, укрепляются выносливость и работоспособность. Правильным образом формируются мускулы школьника. В процессе бега у ребёнка задействованы все мышцы ног – и икры, и бёдра. В ходе пробежки также укрепляются мышцы спины, что поддерживают позвоночный столб, лучше становится осанка.

Давно установленный факт: регулярные пробежки позитивно влияют на нервную систему ребёнка. Дети становятся менее вспыльчивыми и возбудимыми, более уравновешенными, снижаются гиперактивность и гипервозбудимость. Ребёнок приобретает возможность контролировать свои эмоции, легче переносить стрессовые ситуации. А в наше время стресс, к сожалению, свойственен не только взрослым. Физическая активность на свежем воздухе укрепляет сон, улучшает и аппетит.

Регулярные пробежки позитивно влияют на умственные способности ребёнка, так как повышают уровень концентрации, самоконтроль и мозговую деятельность. Остаются в прошлом различные нарушения сна и эмоционально-психологического состояния ребёнка в целом. Если утренние пробежки вписаны в распорядок дня, то школьник приучается к дисциплине и ответственности.

Регулярные тренировки развивают очень ценные личностные качества: целеустремлённость, силу воли, способность к самоконтролю. Дети, регулярно занимающиеся бегом, всегда более уверены в себе, спокойны и уравновешенны, чем ленящиеся это делать.

Подготовка и начало пробежки

Бегать нужно до завтрака или ужина. Так, чтобы по крайней мере за час до беговых тренировок не было никаких приёмов пищи. После пробежки тоже нельзя сразу приниматься за еду: нужно выждать некоторое время. Например, потраченное на водные процедуры. Перед самим бегом не надо пить жидкости, а сразу после него – можно и нужно выпить стакан чистой воды. Как уже было отмечено, перед самым началом бега надо провести небольшую разминку, дабы разогреть мышцы, суставы и связки.

Обязательно нужно учитывать погодные факторы. В морозный день обязательно надо теплее одеться и начинать пробежку сразу после выхода из дома на холод (заканчивать – тоже, перед самой дверью дома). Идти до стадиона и от него назад пешком не следует: легко можно простудиться.

В сильную жару лучше воздержаться от пробежки. Или, если она проводится в густой тени деревьев, взять с собою бутылочку воды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артюшенко О. Ф., Стеценко А. И. Легкая атлетика: учеб. пособие. / А. Ф. Артюшенко, А. И. Стеценко. — Черкассы, 2006. — 424 с.
  2. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. – К.: Олимп. л-ра, 2002. – 296 с.
  3. Заброцький М.М. Основы возрастной психологии: / Н.Н. Заброцький. — Тернополей: Учебная книга — Богдан, 2004. — 112 с.
  4. Заброцький М.М. Основы возрастной психологии: / Н.Н. Заброцький. — Тернополей: Учебная книга — Богдан, 2004. — 112 с.
  5. Кондрацкая Д. Теория и методика преподавания легкой атлетике. / Методические рекомендации к проведению практических занятий / Д. Кондрацкая, С.П.Панькевич. — Дрогобыч: Редакционно-издательский отдел ДДПУ имени Франко. 2008. — 39 с.
  6. Куроченко И.А. Физическая культура и спорт: Информационно-методический справочник по вопросам физической культуры и спорта / И.О.Куроченко. — К: 2004. 1184 с.
  7. Кучеренко В.М. Легкая атлетика. / В.Н. Кучеренко, В.Д.Еднак — Тернополь .: ТДПУ им. Гнатюка, 2001. — 98 с.
  8. Марионда И.И. Теория и методика преподавания легкой атлетике: Методическая разработка для самостоятельной работы студентов высших учебных заведений физического воспитания и спорта / И.И. Марионда, Е.М. Сивохопа, В.В. Кевпанич. — Ужгород, 2013. — 34 с.
  9. Присяжнюк Д. С. Легкая атлетика в школе / Д. С. Присяжнюк. — Винница, 2008. — 265 с.
  10. Сергиенко В.Н. Технология организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы: Учебное пособие для студентов специальности «Физическая культура» .- второй вид. перераб. и доп. / В.Н. Сергиенко, Т.И. Полтавцева — Сумы: Издательство СумГПУ им. А.С. Макаренко, 2009. 164 с.
  11. Сергиенко В.Н. Основы теории легкой атлетике: Учебное пособие для студентов института физической культуры / В.Н. Сергиенко. — Сумы: СумГПУ им. А.С. Макаренко, 2007. — 228 с.
  • Государственное и частное образование в современном мире.
  • Физическое воспитание и его влияние на развитие физических качеств школьников..
  • История развития легкоатлетических видов (отдельно по каждому виду легкой атлетики у мужчин и женщин)…
  • История возникновения и развития подвижных игр
  • УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ
  • История развития легкоатлетических видов (отдельно по каждому виду легкой атлетики у мужчин и женщин)
  • Настройка и генерация PDF-файла для сдачи в типографию.
  • Подготовка оригинал-макета для сдачи в типографию (Основы производственного мастерства)
  • Цветовая модель CMYK.
  • Инструментарий оценки качества образовательного процесса (Анализ понятия «качество»)
  • Судейство спортивного соревнования по лыжным гонкам.
  • Судейство спортивного соревнования по баскетболу. (Судьи, Судьи за столиком и Комиссар.)

Как сделать бег максимально полезным

Чтобы польза бега для здоровья была максимальной, нужно соблюдать определенные правила:

Лучше всего для пробежек подойдёт то место, в котором много деревьев (в идеале – хвойных), нет интенсивного автомобильного движения и воздух чист. Это парк, протяжённый сквер, стадион. По асфальту бегать нежелательно: это даёт дополнительную ударную нагрузку на суставы и связки. Самый лучший вариант – не асфальтированная дорожка парка или стадиона

Перед пробежкой не помешает сделать вместе с ребёнком разминку, а также хорошенько растянуться. Наклоны и повороты туловища, приседания и выпады активизируют кровообращение, разомнут мышцах и помогут избежать растяжения связок. Также во время разминки выделяется суставная смазка, которая защищает их от повреждений.

Важно соблюдать технику бега: стопы опускать на дорожку правильно, предотвращая излишнюю и ненужную нагрузку на тазобедренный и коленный суставы, а также на позвоночник. При опускании нога должна ставиться равномерно на всю стопу

Туловище надо держать с незначительным наклоном вперёд, без ненужного раскачивания им во время бега.

Нужно избегать резких скачков вверх, жёстких опусканий на поверхность. Движения должны быть равномерными. Руки – согнутыми в локтях, а движения их – свободными, умеренными, в такт шагам.

Во время бега лучше дышать и носом, и ртом. Однако, если дыхание сбивается, и бо́льшая часть воздуха заглатывается уже ен носом, а ртом, это значит, что нагрузка чересчур велика, и темп требуется снизить.

Не нужно сразу подвергать организм значительным нагрузкам. Дети, в этом смысле, спортсмены слишком увлекающиеся, и зачастую их энтузиазм приходится мягко сдерживать. Для начала время пробежки нужно остановить в пределах 10-15ти минут. Постепенно увеличивая его, надо придерживаться интервального характера пробежки. То есть, с периодическим переходом с бега на ходьбу.

Да и в дальнейшем, пробежка ребёнка не должна занимать слишком много времени. Иначе она станет для него скучной и изнурительной (прежде всего, в психологическом смысле).

Чтобы бег приносил только пользу, важно одеваться по погоде, правильно подбирая одежду и обувь. Это должны быть удобные вещи, нигде не сдавливающие тело

В качестве обуви для бега нужно применять спортивные кроссовки с амортизирующими подошвами: кеды и кроссовки на тонких подошвах пусть останутся для спортзала.

10 аргументов в пользу уличной тренировки

Бег вне спортивного зала с беговыми дорожками открывает перед человеком массу преимуществ:

  1. Красивые пейзажи, неизведанные места, новые горизонты открываются взору при пробежке по тротуарам и тропинкам. Если человек по натуре творческий, то бег на природе станет для него лучшим средством для поиска вдохновения.
  2. Увеличенная нагрузка. Есть явное различие между занятиями в спортзале и под открытым небом: на беговой дорожке значительно меньше устаешь. Дыхание ровное и размеренное, в то время как кросс в естественной среде сопровождается учащенным сердцебиением, сильной одышкой и покалываниями в боку. Это происходит по причине неровности рельефа, а также при смене температуры и погодных условий. Для разных времен года разная форма, а значит, дополнительная нагрузка. Еще и бутылочку воды необходимо взять с собой – вот и усилитель тяжести. К тому же дисплей тренажера всегда показывает на 15-20 процентов больше сброшенных калорий.
  3. Бег на природе поможет сохранить сбережения. Для него не требуется специальное оборудование или помещение. Вполне хватит окружающей среды и комфортной одежды.
  4. Заниматься пробежкой можно в любом возрасте, так как бегаем с первых лет жизни. Очень маленьким детям или людям преклонного возраста порой дискомфортно приходить заниматься в зале среди накачанных парней и молодых девушек с подтянутыми формами. Так что побегать на своей улице или в парке порой намного приятнее, чем в фитнес-центре.
  5. Бег на природе лучше справится с лишним весом, чем беговая дорожка, благодаря усиленной кардионагрузке.
  6. Уличная пробежка способствует увеличению выносливости и силы духа.
  7. Бежать можно не только в одиночестве, а и в приятной компании. Можно взять на пробежку друга или познакомиться с кем-нибудь для занятий. Под приятную беседу время и усталость не ощущаются.
  8. Занимаясь спортом в социуме, обретаешь два незначительных, но приятых преимущества. Во-первых, похвалу и одобрение наблюдателей. В современном мире здоровый образ жизни пользуется популярностью. А во-вторых, есть шанс среди новых знакомых найти вторую половинку.

  • Пробегая очередной километр, можно совместить приятное с полезным: не только сэкономить на спорте, но даже заработать. Стоит предложить компаниям, изготавливающим спортивную форму или инвентарь, свои услуги во время благотворительного или коммерческого забега на длинные дистанции.
  •  Кросс на свежем воздухе улучшит не только физическое, но и духовное состояние организма, эффективно борется со стрессами, переживаниями и апатиями. Часик, проведенный на пробежке, поможет собраться с мыслями и найти решение наболевших проблем.

Как регулировать нагрузку во время бега

Как же нужно регулировать нагрузку? В самом начале необходимо бегать совсем чуть-чуть, сколько сможете. У каждого предел будет свой, кто-то 500м пробежит, кто-то 1км, больше не нужно. По себе помню, в первый забег я бежал медленным-медленным темпом и пробежал 2 км, после которых сдох и перешел на шаг. Остановиться нужно было гораздо раньше, когда почувствовал, что уже устал. Выбирать темп бега нужно из расчета, что во время бега ты сможешь спокойно разговаривать со своим напарником. Как только ты начинаешь задыхаться и говорить становится трудно, темп нужно сбавить. Второй способ определить свои нагрузки таков: нагрузка считается оптимальной, если через 20 минут после бега ты полностью восстанавливаешь свой обычный пульс.

Влияние занятий легкой атлетикой на организм

Регулярные, систематические занятия Л. а. способствуют гармоничному физ. развитию, укреплению здоровья, формированию разнообразных жизненно важных двигательных навыков, развитию быстроты, силы, ловкости, выносливости, расширению функц, возможностей организма, повышению его сопротивляемости и устойчивости к неблагоприятным метеорол, воздействиям. Степень воздействия отдельных видов легкоатлетических упражнений на организм обусловлена их характером, интенсивностью и продолжительностью. У спортсменов-легкоатлетов увеличивается мышечная масса, способность к максимальному напряжению и расслаблению, возрастает мышечная сила (особенно у спринтеров, метателей и прыгунов), совершенствуется координация движений, увеличивается быстрота и точность двигательных реакций. Наиболее быстрой реакцией отличаются спринтеры, прыгуны и метатели. Функция анализаторов (особенно зрительного и вестибулярного) в наибольшей степени совершенствуется у прыгунов и метателей. У регулярно тренирующихся легкоатлетов совершенствуются функции дыхательной системы, увеличивается жизненная емкость легких (до 5—6 тыс. мл и более) и максимальная легочная вентиляция (до 150— 200 л/мин), а также повышается диффузионная способность легких и тканевое дыхание. Возрастает устойчивость К гипоксии. Значительно расширяются функц, возможности сердечно-сосудистой системы. Объем сердца увеличивается до 800—1000 см3 и более, развивается умеренная гипертрофия миокарда, работа сердечно-сосудистой системы становится более экономной: пульс урежается до 40—64 ударов в 1 мин., систолическое АД снижается до 100 —115 мм рт. ст., увеличивается систолический объем, несколько замедляется кровоток, удлиняется диастола, повышается сократительная способность миокарда, снижается периферическое сопротивление крови. Повышение функц, возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой системы в процессе регулярных занятий Л. а. тем больше, чем выше в ней удельный вес упражнений, способствующих развитию выносливости, т. е. при занятиях бегом, спортивной ходьбой, многоборьем. Изменения нервной, мышечной систем и анализаторов наиболее выражены у спортсменов, занимающихся бегом с барьерами, метанием и многоборьем.

Легкоатлеты обладают, как правило, пропорциональным телосложением. Спортсмены, специализирующиеся в разных видах Л. а., имеют некоторые характерные морфофункциональные особенности, способствующие достижению высоких спортивных результатов. Так, бегуны на длинные дистанции чаще бывают среднего роста с относительно небольшим весом тела, большим дыхательным объемом легких. Спортсмены, специализирующиеся в беге с барьерами, и прыгуны, как правило, отличаются высоким ростом, относительно небольшим весом тела, длинными ногами с хорошо развитой мускулатурой; метатели — высоким ростом, большим весом тела, широкими плечами, мощной мускулатурой, большой физ. силой.

Физиологические особенности

И так, представим себе тело человека, который вышел на пробежку. Что с ним происходит? Какие физические процессы происходят в нём? Давайте разбираться.

Первые несколько минут мы ощущаем заряд энергии и бодрости. Происходит выработка кислоты АТФ. Она, превращаясь в АДФ предаёт нам множество сил. Но через несколько минут снова возвращается в свою прежнюю форму АТФ и возникает небольшое напряжение в ногах. Сила и энергия уходят очень быстро, ведь запасы топлива в организме не вечные.

После начала забега организм начинает ощущать усталость. Организму сложнее вырабатывать АТФ (источник нашей энергии). Это нормальная реакция и лучше после долгого забега немного походить и успокоить сердечный ритм. Многие после небольшого перерыва снова начинают бегать. Такие повторы называются «подходы». После них желательно устроить долгий перерыв отдыха, который желательно продлить на весь следующий день.

Важно! Некоторые спортсмены восстанавливают силы после пробежки 3-4 дня. Частый пульс, учащённое сердцебиение, пот бьёт ключом, повышается давление

Организм начинает потреблять глюкозу, ему нужно как можно больше энергии и кислорода. Последний подход даётся с трудом и стоит дать организму расслабиться. Однако, после бега нельзя сразу же идти отдыхать. Стоит немного пройтись пешком, чтобы не создавать лишнюю нагрузку

Частый пульс, учащённое сердцебиение, пот бьёт ключом, повышается давление. Организм начинает потреблять глюкозу, ему нужно как можно больше энергии и кислорода. Последний подход даётся с трудом и стоит дать организму расслабиться. Однако, после бега нельзя сразу же идти отдыхать. Стоит немного пройтись пешком, чтобы не создавать лишнюю нагрузку.

В первые недели бега ноги будут очень сильно болеть. В них будет скапливаться молочная кислота, которая выделяется при выработке АТФ. Эта кислота накапливается в мышцах в большом количестве и ноги будто «гудят»

Чтобы это предотвратить, важно следить за ходом тренировки и не перенапрягать тело. Простыми словами необходимо «слушать своё тело»

Зачем нужен пульсомер для бега

Остановлюсь еще на девайсах, которые помогают бегать эффективно. Первое и самое главное устройство, которое нам поможет бегать – пульсомер. Он очень помогает определить рекомендуемый ритм бега. Первое за чем нужно следить с помощью пульсомера – максимальный пульс. Счиаем его по формуле 220 — возраст = максимальная частота пульса. Превышать максимально допустимый пульс очень не рекомендуется. Если видите, что пульс повышен, необходимо снизить темп. Диапазон частоты пульса, при котором происходит сжигание жиров и развивается выносливость находится в 75% от максимального значения частоты пульса. К примеру, если Вам 20 лет, то самый наилучший уровень пульса во время тренировки для вас рассчитывается по формуле:

220 — 20 = 200 * 0.75 = 150 ударов в минуту

Если же вы совсем новичок и только начинаете бегать, рекомендую пульс держать в районе 120-130 ударов.

Второй полезный девайс — это мобильный телефон с GPS приемником. На него можно поставить программу для учета расстояния и времени бега, сохранять треки, сравнивать результаты. Программ подобного рода много, каждый сам может подобрать то, что ему больше понравится и подойдет для его аппарата. Сам я лично пользовался приложением Nike+ для Android. Перед началом бега запускаешь программу, она включает таймер и начинает записывать трек пробежки, учитывая расстояние. Конечно, такой учет не совсем точный, но мы не к соревнованиям готовимся, а бегаем для себя. Так что нам и такой точности хватит для того, чтобы иметь представление о динамике изменений.

Вот пожалуй и все, чем я хотел поделиться. Бегайте на здоровье и не болейте. Если вам интересно, можете прочитать мой рассказ о том, как я готовился и бежал марафон 100 км.

Обсуждение статьи на форуме — ссылка открывается в новой вкладке.

Врачебный контроль

В процессе отбора спортсменов для занятии Л. а. и в процессе занятий весьма важен квалифицированный врачебный контроль. Его задача — содействовать максимальному оздоровительному эффекту занятий, предупреждению заболеваний и травм и др. Противопоказания для занятий Л. а. совпадают с общими противопоказаниями для занятий спортом (см. Врачебный контроль). Спортивную тренировку в беге на короткие дистанции, в прыжках в длину и высоту можно начинать у детей с 10—12 лет, в барьерном беге и метаниях — с 13—14, в прыжках с шестом — с 15 — 16 лет. К соревнованиям спортсмены допускаются после 1 — 1,5 лет систематических занятий. Соревнования и тренировки проводятся по следующим возрастным группам: подростковая (11 — 12 лет), младшая юношеская (13—16 лет), старшая юношеская (16 — 17 лет), юношеская (18—19 лет), молодежная (20 лет — 21 год). Длина дистанции, вес снарядов, высота барьеров определяются с учетом возрастных и половых особенностей спортсменов. Так, для детей и женщин исключаются соревнования в беге на длинные и сверхдлинные дистанции и в спортивной ходьбе, в метании молота, прыжках с шестом, тройном прыжке (для женщин), десятиборье.

Из наиболее часто встречающихся у легкоатлетов травм следует отметить миозиты и повреждения мышечных волокон двух -, четырехглавой мыщцы бедра, растяжения связок голеностопных суставов у бегунов на короткие дистанции и прыгунов (у последних, кроме того, ушибы области пятки и повреждения пяточной кости); воспаления и повреждения пяточного (ахиллова) сухожилия, периоститы большеберцовой кости, повреждения сумочно-связочных образований голеностопных суставов у бегунов на средние и длинные дистанции; повреждения сумочно-связочных образований плечевого, локтевого суставов и кисти, а также мышц плечевого пояса у метателей. При нерациональной тренировке и физ. перенапряжении могут наблюдаться дистрофические изменения миокарда (преимущественно у спортсменов, занимающихся видами Л. а., развивающими выносливость), остеохондроз позвоночника и радикулиты (гл. обр. у метателей).

Основной метод профилактики указанных заболеваний и травм — правильный режим и методика тренировки, соответствие используемых нагрузок возрасту, полу, здоровью, уровню подготовленности занимающихся, достаточные интервалы отдыха между занятиями или соревнованиями с использованием восстановительных мероприятий (массажа, теплого душа и др.), проведение полноценной разминки и заключительной части занятия, широкое использование упражнений на расслабление в процессе тренировки, соответствие гиг. условий, спортивного инвентаря, одежды и обуви спортсменов правилам соревнований, соблюдение правил личной гигиены, правильный общий режим и питание, регулярный врачебный и педагогический контроль, а также самоконтроль спортсмена (см.).

Общедоступность легкоатлетических упражнений, основанных на естественных движениях человека, возможность легко варьировать нагрузку, проводить занятия в любое время года в любых условиях (как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе) делают Л. а. ценным средством физического воспитания. Легкоатлетические упражнения — основа всех ступеней Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО (см. Готов к труду и обороне СССР), в том или ином объеме они входят в программу физического воспитания школьников, учащихся средних специальных и высших учебных заведений, в программы оздоровительных занятий с лицами среднего и старшего возраста. Элементы Л. а. (бег, спортивная ходьба) широко используются также в системе реабилитации и лечебной физкультуры (см.).

См. также Олимпийские игры.

Библиография: Врачебные наблюдения за спортсменами в процессе тренировки, под ред. Н. Д. Граевской и С. П. Летунова, М., 1966; ГраевскаяН. Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему, М., 1 975, библиогр.; Легкая атлетика, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, М., 1972; Основы легкой атлетики, сост. А. Ф. Бойко, М., 1976; Физиология человека, под ред. Н. В. Зимкина, М., 1975.

Н. Д. Граевская, Н. Г. Озолин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector