Основы теории измерений (спортивная метрология)

Введение в предмет спортивной метрологии

Спортивная метрология
— это наука об измерениях в физическом воспитании и спорте, её задача — обеспечение единства и точности измерений . Предметом спортивной метрологии является комплексный контроль в спорте и физическом воспитании, а также дальнейшее использование полученных данных в подготовке спортсменов .

Основы метрологии комплексного контроля

Подготовка спортсмена представляет собой управляемый процесс. Важнейшим ее атрибутом является обратная связь. Основу её содержания составляет комплексный контроль, который даёт тренерам возможность получать объективную информацию о проделанной работе и тех функциональных сдвигах, которые она вызвала. Это позволяет вносить необходимые коррективы в тренировочный процесс.

Комплексный контроль включает педагогический, медико-биологический и психологический разделы. Эффективный процесс подготовки возможен лишь при комплексном использовании всех разделов контроля.

Управление процессом подготовки спортсменов

Управление процессом подготовки спортсменов включает пять этапов :

  1. сбор информации о спортсмене;
  2. анализ полученных данных;
  3. разработка стратегии и составление планов подготовки и тренировочных программ;
  4. их реализация;
  5. контроль за эффективностью реализации программ и планов, своевременное внесение корректировок.

Специалисты в области хоккея получают большой объём субъективной информации о подготовленности игроков в ходе тренировочной и соревновательной деятельности. Несомненно, тренерский штаб нуждается и в объективной информации об отдельных сторонах подготовленности, которую можно получить только в специально созданных стандартных условиях.

Эта задача может быть решена применением программы тестирования, состоящей из минимально возможного количества тестов, позволяющих получить максимум полезной и всесторонней информации.

Виды контроля

Основными видами педагогического контроля являются :

Этапный контроль
— оценивает устойчивые состояния хоккеистов и проводится, как правило, в конце определённого этапа подготовки;

Текущий контроль
— отслеживает скорость и характер протекания восстановительных процессов, а также состояние спортсменов в целом по итогам учебно-тренировочного занятия или их серии;

Оперативный контроль
— даёт экспресс-оценку состояния игрока на данный конкретный момент: между заданиями или по завершении тренировочного занятия, между выходами на лёд в ходе матча, а также в перерыве между периодами.

Основными методами контроля в хоккее являются педагогические наблюдения и тестирование .

n1.doc

  1        

  1. Теория: составить краткий конспект по предлагаемому плану
  2. Расчетная часть

    1. Разработать тест (описание теста)
    2. Проверить надёжность теста
    3. Оценить информативность теста
    4. Рассчитать шкалы оценок для теста

Раздел I. Основы метрологии.. Основы теории измерений1. ИзмерениемШкалы измеренийШкала наименований (номинальная шкала)Шкала порядкаШкала интервалов◦◦Шкала отношений

Шкала Основные операции Допустимые математические процедуры (статистика) Примеры
наименований Установление равенства Число случаевМодКорреляция случайных событий (тетра- и полихорические коэффициенты корреляции) Нумерация спортсменов в командеРезультаты жеребьёвки
порядка Установление соотношений «больше» или «меньше» МедианаРанговая корреляцияРанговые критерииПроверка гипотез Место занятое на соревнованиях.Результаты ранжирования спортсменов группой экспертов
интервалов Установление равенства интервалов СреднееСреднее квадратическое (стандартное) отклонениеКорреляция Календарные даты (время)Суставной угол
отношений Установление равенства отношений Коэффициент вариацииСреднее геометрическое Длина, сила, масса, скорость и т.п.

Пример использования шкал измерения в своем виде спорта.2. Шкалы измерений и точность измеренийОсновная и дополнительная погрешностиАбсолютная и относительная погрешностиА — АоААоАдАпСистематическая и случайная погрешностиII. Основы теории оценок1. Оценка спортивных достиженийНормыНормой Индивидуальные нормыДолжные нормы Сопоставительные нормы Возможные градации оценок и нормрелевантностьюрелевантнымирепрезентативными.Таблица нормРешение:Вывод: 2. Шкалы оценок Разновидности шкал

  • таблицей;
  • графиком функции;
  • математической формулой.

Стандартные шкалы Перцентильная шкала Шкалы выбранных точек1 12212a,a ba bШкала ГЦОЛИФК 3. Оценка результатов комплексного контроля4. Методы экспертных оценок

С у д ь и
Ф.И.О. 1 2 3 4 5 е Место
1 Иванова Г.И. 10 9 10 10 10 49 II
2 . . . 8 7 8 7 7 37 IV
3 . . . 6 6 5 5 6 28 V
4 . . . 9 9 9 8 8 43 III
5 . . . 10 10 10 10 10 50 I
6 . . . 5 5 4 4 3 21 VII
7 . . . 6 4 5 7 5 27 VI

5. Метод анкетированияРаздел II. Основы теории тестов.1. Основы теории тестовТестБатарея тестовТребования к тестированиюДобротность тестовВиды тестов:Максимальный двигательный тестМаксимальный функциональный тестСтандартная функциональная пробаТест покоя

Название теста Задание спортсмену Результат теста Пример
Контрольные упражнения Показать максимальный результат Двигательные достижения Бег 1500 м, время бега
Стандартные функциональные пробы Одинаковое для всех, дозируетсяа) по величине выполненной работылибоб) по величине физиологических сдвигов Физиологические или биохимические показатели при стандартной работеДвигательные показатели при стандартной величине физиологических сдвигов Регистрация ЧСС при стандартной работе1000 кГм/минСкорость бега при ЧСС 160 уд/мин
Максимальные функциональные пробы Показать максимальный результат Физиологические или биохимические показатели Определение максимального кислородного долга или МПК

  1        

3.1. Шкала наименований

   Собственно
измерений, отвечающих определению этого действия, в шкале наименований не
производится. Здесь речь идёт о группировке объектов, идентичных по
определённому признаку, и о присвоении им обозначений. Не случайно, что другое
название этой шкалы – номинальное (от латинского слова Nome
– имя).

   Обозначениями,
присваиваемыми объектам, являются числа. Например, легкоатлеты-прыгуны в длину
в этой шкале могут обозначаться номером 1, прыгуны в высоту – 2, прыгуны
тройным – 3, прыгуны с шестом – 4.

   При номинальных
измерениях вводимая символика означает, что объект 1 только отличается от
объектов 2, 3 или 4. Однако насколько отличается и в чём именно, по этой шкале
измерить нельзя.

   Каков же смысл в
присвоении конкретным объектам (например, прыгунам) чисел? Делают это потому,
что результаты измерений нужно обрабатывать. Математическая статистика, аппарат
которой используется для этого, имеет дело с числами, и группировать объекты
лучше не по словесным характеристикам, а по числам.  

1.Спортивная метрология

Спортивная метрологияконтрольизмерениятеория и техника

  • основы теории комплексного контроля и математические методы в физическом воспитании и спорте;
  • технические средства контроля в спорте;
  • метрологические основы контроля и измерений в физическом воспитании и спорте.
  1. иметь представление о метрологических основах современной теории и практики контроля в физическом воспитании и спорте.
  2. знать теоретическое обоснование контроля в физическом воспитании и спорте, содержание и методы контроля за физической, технической, тактической и психологической подготовкой.
  3. уметь решать задачи в области измерений, проводить измерения, определять ошибки измерений, анализировать, оценивать и интерпретировать результаты измерений, разрабатывать стратегию принятия решений.
  4. приобрести практические навыки работы с измерительной аппаратурой, микро- и ПЭВМ, овладеть математическими методами обработки результатов, уметь применять полученные знания и навыки на практике.

3.2. Шкала порядка

   Если какие-то
объекты обладают определённым качеством, то порядковые измерения позволяют
ответить на вопрос о различиях в этом качестве. Например, соревнования в беге
на 100 м – это определение уровня развития скоростно-силовых качеств. У
спортсмена, выигравшего забег, уровень этих качеств в данный момент выше, чем у
пришедшего вторым. У второго, в свою очередь, выше, чем у третьего, и т. д.

   Но чаще всего
шкала порядка используется там, где невозможны качественные измерения в
принятой системе единиц. Например, в художественной гимнастике нужно измерить
артистизм разных спортсменок. Тогда он устанавливается в виде рангов: ранг
победителя – 1, второе место – 2 и т. д.

   При использовании этой шкалы можно складывать
и вычитать ранги и производить над ними какие-либо другие математические
действия. Однако необходимо помнить, что если между второй и четвёртой
спортсменками два ранга, то это вовсе не означает, что вторая вдвое артистичнее
первой.

1. Основные понятия

   В спортивной практике наибольшее распространение
получили два вида измерений. Измерения,
когда искомое значение величины находится непосредственно из опытных данных,
являются прямыми. Например,
регистрация скорости бега, дальности метаний, величины усилий и т. п. – это всё
прямые измерения.

   Косвенными
называют измерения, при которых искомое значение величины находят на основании
зависимости между этой величиной и величинами, подвергаемыми измерению.
Например, между скоростью ведения мяча футболистом (V) и затратами энергии (Е) существует зависимость типа:

y = 1,683+1,322х

 где y – затраты энергии в ккал;

 х – скорость ведения мяча. Если спортсмен ведёт мяч с V=6 м/с, то Е=9,6 ккал/мин.

   Прямым способом измерить МПК сложно, а время
бега – легко. Поэтому время бега измеряют, а МПК – рассчитывают.

   Следует помнить, что никакое измерение не
может быть выполнено абсолютно точно и результат измерения всегда содержит в
себе ошибку. Необходимо стремиться к тому, чтобы эта ошибка была разумно
минимальна. Напомним, что результаты контроля являются основой для планирования
нагрузок. Поэтому точно измерили – точно спланировали и наоборот. Знание
точности измерений – обязательное условие, и поэтому в задачу измерений входит
не только нахождение самой величины, но и оценка допущенных при этом
погрешностей (ошибок).

2. Систематические и случайные ошибки измерений

   Ошибки измеренийподразделяются на систематические
и случайные.

   Величина систематических
ошибок одинакова во всех измерениях, проводящихся одним и тем же методом с
помощью одних и тех же измерительных приборов. Различают четыре группы систематических
ошибок:

1)   ошибки, причина возникновения которых известна и
величина которых может быть определена достаточно точно. Например, при
определении результата прыжка рулеткой возможно изменение её длины за счёт
различий в температуре воздуха. Это изменение можно оценить и ввести поправки в
измеренный результат;

2)   ошибки, причина возникновения которых известна, а
величина нет. Такие ошибки зависят от класса точности измерительной аппаратуры.
Например, если класс точности динамометра для измерения силовых качеств
спортсменов составляет 2.0, то его показания правильны с точностью до 2% в
пределах шкалы прибора. Но если проводить несколько измерений подряд, то ошибка
в первом из них может быть равной 0,3%, а во втором – 2%, в третьем – 0,7% и т.
д. При этом точно определить её значения для каждого из измерений нельзя;

3)   ошибки, происхождение которых и величина неизвестны.
Обычно они проявляются в сложных измерениях, когда не удаётся учесть все
источники возможных погрешностей;

4)   ошибки, связанные не столько с процессом измерения,
сколько со свойствами объекта измерения. Как известно, объектами измерений в спортивной
практике являются действия и движения спортсмена, его социальные,
психологические, биохимические и т. п. показатели. Измерения такого типа
характеризуются определённой вариативностью, и в её основе может быть множество
причин. Рассмотрим следующий пример. Предположим, что при измерении времени
сложной реакции хоккеистов используется методика, суммарная систематическая
погрешность которой по первым трём группам не превышает 1%. Но в серии
повторных измерений конкретного спортсмена получаются такие значения времени
реакции (ВР): 0,653 с; 0,526 с; 0,755 с и т. д. Различия в результатах
измерений обусловлены внутренними свойствами спортсменов: один из них стабилен
и реагирует практически одинаково быстро во всех попытках, другой – нестабилен.
Однако и эта стабильность (или нестабильность) может измениться в зависимости
от утомления, эмоционального возбуждения, повышения уровня подготовленности.

   Систематический контроль за спортсменами
позволяет определить меру их стабильности и учитывать возможные погрешности
измерений.

   В некоторых случаях ошибки возникают по
причинам, предсказать которые заранее невозможно. Такие ошибки называются случайными. Их выявляют и учитывают с
помощью математического аппарата теории вероятностей.

   Перед проведением любых измерений нужно
определить источники систематических погрешностей и по возможности устранить
их. Но так как полностью это сделать нельзя, то внесение поправок в результат
измерения позволяет исправить его с учётом систематической погрешности.

   Для устранения систематической погрешности
используют:

а) тарирование – проверку показаний измерительных приборов путём
сравнения их с показаниями эталонов во всём диапазоне возможных значений
измеряемой величины;

б) калибровку – определение погрешностей и величины поправок.

2. Структура спортивной метрологии

Разделы спортивной метрологии представлены на рис. 1. Каждый из них составляет самостоятельную область знаний. С другой стороны, они тесно связаны между собой. Например, чтобы оценить по принятой шкале уровень скоростно-силовой подготовленности легкоатлета-спринтера на определенном этапе тренировки, необходимо подобрать и провести соответствующие тесты (прыжок в высоту с места, тройной прыжок и т. д.). В ходе тестов нужно осуществить с требуемой точностью измерение физических величин (высоты и длины прыжка в метрах и сантиметрах). С этой целью могут быть использованы контактные или бесконтактные средства измерений

Рис. 1. Разделы спортивной метрологии

Для одних видов спорта в основе комплексного контроля лежит измерение физических величин (в легкой атлетике, тяжелой атлетике, плавании и т. п.), для других — качественных показателей (в художественной гимнастике, фигурном катании и т. п.). В том и другом случае для обработки результатов измерений используется соответствующий математический аппарат, позволяющий сделать на основе проведенных измерений и оценок корректные выводы.

Основные требования к тестам

Тестом называется испытание или измерение, проводимое с целью определения состояния спортсмена либо его способностей . Испытания, удовлетворяющие следующим требованиям, могут быть использованы в качестве тестов :

наличие цели;

стандартизированы процедура и методика тестирования;

определена степень их надёжности и информативности;

имеется система оценки результатов;

указан вид контроля (оперативный, текущий или этапный).

Все тесты подразделяются на группы в зависимости от цели:

1) показатели, измеряемые в покое (длина и масса тела, ЧСС и т.д.);

2) стандартные тесты с использованием немаксимальной нагрузки (например, бег на тредбане 6 м/с в течение 10 минут). Отличительной чертой данных тестов является отсутствие мотивации на достижение максимально возможного результата. Результат зависит от способа задания нагрузки: к примеру, если она задаётся по величине сдвигов медико-биологических показателей (например, бег при ЧСС 160 уд/мин), то измеряются физические величины нагрузки (расстояние, время и т.п.) и наоборот.

3) максимальные тесты с высоким психологическим настроем на достижение предельно возможного результата. В данном случае измеряются значения различных функциональных систем (МПК, ЧСС и т.п.). Фактор мотивации является главным недостатком данных тестов. Крайне сложно мотивировать игрока, имеющего на руках подписанный контракт, на максимальный результат в контрольном упражнении .

Стандартизация измерительных процедур

Тестирования могут быть эффективными и полезными тренеру только при условии их систематического использования. Это даёт возможность проанализировать степень прогресса хоккеистов, оценить эффективность тренировочной программы, а также нормировать нагрузку в зависимости от динамики показателей спортсменов

е) общая выносливость (аэробный механизм энергообеспечения);

6) интервалы отдыха между попытками и испытаниями обязаны быть до полного восстановления испытуемого:

а) между повторениями упражнений, не требующих максимальных усилий — не менее 2-3 минут;

б) между повторениями упражнений с максимальными усилиями — не менее 3-5 минут;

7) мотивация на достижение максимального результата. Достижение данного условия бывает достаточно затруднительным, особенно когда речь идёт о профессиональных спортсменах. Здесь всё во многом зависит от харизмы, лидерских качеств

Главная » Татьяна О » Спортивная метрология (шпоры).  Спортивная метрология

1.doc

          6    
^ ТЕМА 14. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКТема: Количественная оценка качественных характеристикЦель: ^ Теоретические сведенияКачественнымиКвалиметрияотносительным показателямвместимостьюОтносительный показательвместимостьэвристические (интуитивные)инструментальные^ 1. Метод экспертных оценокЭкспертнойАбсолютнаяОтносительнаяРешение:

С у д ь и
Ф.И.О. 1 2 3 4 5 е Место
1 Иванова Г.И. 10 9 10 10 10 49 II
2 . . . 8 7 8 7 7 37 IV
3 . . . 6 6 5 5 6 28 V
4 . . . 9 9 9 8 8 43 III
5 . . . 10 10 10 10 10 50 I
6 . . . 5 5 4 4 3 21 VII
7 . . . 6 4 5 7 5 27 VI

Решение:^ 2. Метод анкетированияАнкетированием ^ Ход работыметрологияРешение:

№ п/п Предмет Критерий Анатомия Биология Спортивная метрология
1. Личная увлеченность каждым из предметов. а11 а12 а13
2. Практическая необходимость для обучения в ИФК. а21 а22 а23
3. Практическая ценность для развития интеллектуального уровня тренера. а31 а32 а33
Номер объекта экспертизы
эксперта а11 а12 а13 а21 а22 а23 а31 а32 а33
Сумма очков е
Место

Контрольные вопросы^ ТЕМА 15. КОНТРОЛЬ ЗА СИЛОВЫМИ КАЧЕСТВАМИМЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ СПОРТСМЕНОВ 1. Общие положения о контроле в ФВ и спортефр.^ Соотношение между направлениями и разновидностями комплексного контроля

Разновидность Направление контроля
комплексного контроля Контроль соревновательной деятельности (СД) Контроль тренировочной деятельности Контроль подготовленности спортсменов*
Этапный контроль а) Измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; а) Построение и анализ динамики характеристик нагрузки на этапе подготовки; Измерение и оценка показателей и контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки
б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения
Текущий контроль Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем микроцикл тренировки (если оно предусматривается планом) а) Построение и анализ динамики характеристик нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их соотношения Регистрация и анализ повседневных изменений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями
Оперативный контроль Измерение и оценка показателей на любом соревновании Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или же сразу после упражнений и занятий

^ 2. Общие требования к контролю^ 3. Контроль за скоростными качествамиэлементарные и комплексные формы проявления скоростных качеств ^ 3.1. Контроль за временем реакциивремени реакции (ВР) и времени движения (ВД)простые и сложные реакцииреакции выбора и реакции на движущийся объектреакциомеров (хронорефлексометров)^ Сложная реакциявремени реакции на движущейся объект^ 3.2. Контроль за быстротой движенийручным автоматическимэлектромеханический спидограффотоэлектронная установка^ 3.3. Добротность скоростных качеств Информативность ^ Тема: Контроль за силовыми качествамиЦель: Теоретические сведениясилойМаксимальная силаимпульс Средняя сила^ Измерение максимальной силы. ^ Измерение градиентов силы^ Измерение импульса силы.^ Контроль за силовыми качествами без измерительных устройств^ Добротность силовых тестов.^ Информативность силовых тестов

Критерий Тест Коэффициент информативности
Плавание:
а) 100 м в/с Статическая сила, измеренная в начале гребка 0,606
б) 100 м на спине То же 0,377
в) 25 ярдов в/с >> 0,900*
Рывок штанги Сила в рывковом хвате 0,644
Толчок штанги Сила в толчковом хвате 0,695

^ Корреляционные зависимости между показателями силы разгибателей ног при разных углах в коленном суставе (по Л.М.Райцину)

Угол, Угол, градусы Сила,
градусы 90 110 130 150 кг
70 0,912 0,698 0,593 0,575 63 ± 14
90 0,758 0,639 0,526 105 ± 30
110 0,708 0,440 188 ± 47
130 0,824 303 ± 70
150 372 ± 86

Ход работыВывод: Вывод:Контрольные вопросы
          6    

Поиск по сайту:  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector