Основные физические качества: показатели, особенности

Введение

Одна из основных задач, решаемых в процессе физического воспитания, — обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физические качества принято называть врожденными (генетически унаследованными) морфофункциональными качествами, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, которая в полной мере проявляется в целенаправленной двигательной активности. К основным физическим качествам относятся сила мышц, скорость, выносливость, гибкость и ловкость.  

Что касается динамики изменения показателей физических качеств, то используются термины развитие и воспитание. Термин развитие характеризует естественный ход изменений физических качеств, а термин образование предусматривает активное и целенаправленное воздействие на рост показателей физического качества. 

В современной литературе используются термины физические качества и физические (двигательные) способности. Однако они не идентичны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные характеристики, определяющие уровень двигательных способностей человека.  

В основе двигательных способностей человека лежат физические качества, а формой проявления — моторика и способности. Двигательные способности включают в себя силовые, скоростные, скоростно-силовые, моторно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Следует помнить, что когда речь идет о развитии силы или скорости мышц, это следует понимать как процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.  

На развитие двигательных способностей также влияют психодинамические влечения (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, насколько быстро и легко он приобретает эти способности и навыки.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения какой-либо деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных факторов и факторов окружающей среды. Практические пределы развития способностей человека определяются такими факторами, как продолжительность жизни человека, методы воспитания и обучения и т. д., Но отнюдь не присущи самим способностям. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и дрессировки, чтобы сразу увеличились пределы развития способностей.  

Для развития двигательных способностей необходимо создать определенные условия активности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, силу и т. д. Однако эффект от тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной скорости реакции на внешние нагрузки. 

Физическая подготовка

Термин «физическая подготовка» под­черкивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализирован­ные требования к двигательным способностям человека.

Резуль­татом физической подготовки является физическая подготовлен­ность, отражающая достигнутую работоспособность в сформи­рованных двигательных умениях и навыках, способствующих эф­фективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Средства и методы развития скорости движений

Скорость — это комплекс свойств, напрямую определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции.

Скорость движения в первую очередь обусловлена ​​соответствующей активностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, которые направляют и координируют действия спортсмена. Показатель, характеризующий скорость как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой одних и тех же движений в единицу времени (темп). 

Для целенаправленного развития скорости простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы:

  • методика многократного повторения скоростных упражнений с экстремальной и предельной интенсивностью, (3-6 повторений выполняются в серии, 2 серии выполняются в одном занятии. Если при повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием скорость заканчивается, потому что с этим начинает развиваться выносливость, а не скорость);
  • игровой метод (позволяет комплексно развивать скоростные качества, так как есть влияние на скорость двигательной реакции, на скорость движений и других действий, связанных с операционным мышлением. Высокий эмоциональный фон, присущий играм и коллективным взаимодействиям, способствует проявлению скоростных возможностей).

Средства развития скорости могут быть самыми разнообразными — это легкая атлетика, бокс, вольная борьба, спортивные игры.

Средства и методы развития сноровки

Ловкость — это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи.

Обычно для развития ловкости используются повторение и игровые приемы. Интервалы отдыха должны обеспечивать адекватное восстановление организма. 

Самыми распространенными средствами развития ловкости являются акробатические упражнения, спорт и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются самые разные методические приемы: 

  • выполнение привычных упражнений из необычных исходных положений (бросание баскетбольного мяча из положения сидя);
  • зеркальное выполнение упражнений;
  • усложнение условий выполнения обычных упражнений;
  • изменение скорости и темпа движения;
  • изменение пространственных границ упражнения (уменьшение размеров поля).

Физическое воспитание и спорт

Педагогические идеи и естественно-научные вопросы физического воспитания в Древней Греции базировались исключительно на эмпирическом принципе. Однако методы воздействия на физические возможности человека достигли для того времени высокого уровня. Так, различались типы телосложения, пригодные для того или иного вида палестрики, имелись разработанные методики развития физических качеств (поднятие груза при различных положениях туловища, бег в воде на различной глубине, применение упражнений с отягощениями и др.), разучивание упражнений целостным и расчлененным методами.

Процесс физической подготовки включал в себя большие периоды (по сегодняшней терминологии — макроциклы) — 4 года и малые (микроциклы) — 4 дня. В первый день проводились подготовительные занятия, во второй нагрузка возрастала, в третий — снижалась, в четвертый выполнялась «поддерживающая» физическая нагрузка.

Огромный след в развитии медицины и описании влияния физических упражнений на здоровье человека оставил величайший врач древности Гиппократ (460 — 375 гг. до н.э.). В проявлении болезни он видел естественную причину, а не воздействие незримого бога. Он начинает лечить переломы костей, вывихи, растяжения. Приемы его лечения базировались на знании анатомии человека. Гиппократ большое значение придавал закаливанию, представлял физическое воспитание как разностороннее занятие различными упражнениями, которые, по его мнению, должны более эффективно способствовать развитию человека. Он утверждал: «Тем, которые занимаются гимнастикой, полезно зимой бегать и бороться, а летом — мало бороться и совсем не бегать, но можно гулять в прохладе. Те, которые утомляются от бега, должны бороться, а которые утомляются борьбою, тем должно бегать, ибо таким образом какая-либо часть тела, утомленная от трудов, лучше всего может согреться, укрепиться и отдохнуть».

Позже мы увидим, что современный спорт во многом в чем-то повторяет древнегреческую агонистику, ее положительные и отрицательные стороны. Для современного олимпийского спорта характерны дух бескорыстного соперничества и зависть, справедливая игра и всевозможные нечистоплотные манипуляции, допинги и честная борьба, отвратительная жестокость и, конечно, всепроникающая коммерциализация, гуманистические культурные ценности и насилие над личностью и даже проявление терроризма…

Изучение древнегреческой культуры, и физической в том числе, новые данные о сравнительной этнологии и обычаях других наций сформировали убеждение, что элемент соперничества (и в двигательной деятельности в том числе) является универсальным компонентом антропологии человека. Это не только характерная и привилегированная черта древних греков. Соревнование в духовной, интеллектуальной и физической культуре имеет универсальный характер и служит одним из наиболее важных социологических и этнологических принципов развития человеческого общества. Более того, существует мнение, что соревнование (соперничество) должно быть признано в качестве одной из основных черт, присущих человечеству. В самом деле, если двигательная деятельность — это естественная потребность человека, то элемент соревнования, соперничества при выполнении физических упражнений (особенно у детей) должен быть неотъемлемой ее составляющей. Подобная форма проявления двигательной активности — следствие возникающего интереса к тем или иным физическим упражнениям. А интерес, как известно, основной стимул к занятиям физкультурой и спортом.

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Борис Романович Голощапов. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 312 с. Глава I. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ. С. 8-18.

Средства и методы развития гибкости

Гибкость — подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

Есть две формы гибкости:

  1. активные, по величине амплитуды движений при самостоятельных упражнениях, благодаря собственным мышечным усилиям;
  2. пассивный, максимальное значение диапазона движений, достигаемое под действием внешних сил (партнер, отягощение).

Одним из наиболее распространенных методов развития гибкости является метод множественной растяжки. Этот метод основан на свойстве мышц больше растягиваться при многократных повторениях. 

К средствам развития гибкости относятся: повторяющиеся пружинящие движения, активные свободные движения с постепенным увеличением амплитуды, пассивные упражнения, выполняемые с помощью партнера и т. д.

Всегда следует помнить, что упражнения на растяжку или упражнения с большим объемом движений следует делать после хорошей разминки и не должно быть сильных болевых ощущений.

Физическое совершенство

Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются :

1)  крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2)  высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5)  владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Быстрота как необходимая характеристика тем­па движений

Эта разновидность быстроты исключи­тельно важна в упражнениях циклического характера. Она представляет собой способность быстро чередовать «включения» и «выключения» необходимых мышечных групп, т. е. сокращение и расслабление их. Эта способ­ность позволяет не только увеличивать темп движений, но и выполнять каждое движение более эффективно, с меньшей затратой сил и энергии. Чем быстрее происхо­дит сокращение и расслабление мышцы, тем большее время она имеет для отдыха.

Не удивительно поэтому, что специальные скорост­ные упражнения, направленные на развитие темпа дви­жений, должны составлять основу скоростной трениров­ки спортсменов в видах спорта циклического характера. Каждое циклическое движение представляет собой со­четание возбуждения и торможения (работы и расслаб­ления) одной группы мышц с одновременным торможе­нием и возбуждением другой — мышц-антагонистов. При невысоком темпе это чередование происходит до­вольно четко и безошибочно. При повышении темпа движений, в силу того что процесс торможения развива­ется несколько медленнее, чем процесс возбуждения, наступает такой момент, когда возбуждение обеих групп мышц частично совпадает. Тогда возникает так называ­емая скоростная напряженность мышц, не позволяющая выдерживать подобный темп и тем более его увели­чивать. Скорость перехода мышцы от состояния возбуж­дения к состоянию торможения и обратно индивидуаль­на. Она может несколько повышаться под влиянием специальной тренировки, однако предпосылки к этому являются качеством врожденным, поэтому специальная тренировка у одного спортсмена дает больший эффект, а у другого — меньший.

В абсолютном большинстве видов спорта все эти разновидности скоростных качеств проявляются в соче­тании. Например, результат в спринтерском беге зависит и от реакции на старте, и от быстроты каждого одиноч­ного движения, и от развитого на дистанции темпа.

См.: Развитие способности к высокому темпу движений

См. также Физиологическая характеристика быстроты

Вайцеховский С. М. Книга тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1971. 312 с. — Воспитание быстроты. – С. 186-188.

Средства и методы развития выносливости

Выносливость — это способность человека выполнять работу в течение значительного времени без снижения мощности нагрузки, ее интенсивности или способности организма противостоять утомлению.

Выносливость как качество бывает двух основных форм:

  • по продолжительности работы без признаков утомления при заданном уровне мощности;
  • в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

На практике различают общую и особую выносливость.

Общая выносливость — это совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность непрерывно выполнять любую мышечную работу с высокой эффективностью.

Особая выносливость — это способность организма длительное время выполнять определенную мышечную работу в строго ограниченной дисциплине (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени (футбол, баскетбол, хоккей).

В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений на выносливость различают: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координацию и выносливость к статическим усилиям.

Для развития выносливости используются разные методы.

  • единый непрерывный метод (позволяет развивать аэробные способности организма. Здесь используются циклические упражнения (бег, ходьба), выполняемые с равномерной скоростью низкой и средней интенсивности);
  • переменно-непрерывный метод (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на определенных участках движения);
  • интервальный метод (дозированное повторное упражнение малой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где ходьба обычно является интервалом отдыха).

Циклические упражнения (ходьба, бег, ходьба и катание на лыжах) являются средством тренировки выносливости.

1.1 Сила

Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Обычно, когда говорят о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе. Осуществление мышечного действия протекает при произвольном усилии и стремлении максимально сократить необходимые мышцы. Максимальная произвольная сила зависит от двух групп факторов, влияющих на ее величину: мышечных и координационных.

Управлять мышцами, когда требуется проявить их силу, — очень сложная задача для центральной нервной системы. Максимальная произвольная сила всегда ниже, чем максимальная сила мышц, которая зависит от числа мышечных волокон и их толщины. Разница между значениями этих параметров силы называется силовым дефицитом. Силовой дефицит тем меньше, чем совершеннее центральное управление мышечным аппаратом.

Расположение тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы действия за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах человека: чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой силы.

Проявление силы действия человека зависит также от соотношения фаз движения и дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется при натуживании и наименьшая — при вдохе. Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная — отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.

Силовые способности определяются мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния мышц. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и статическом режимах сокращения. Первый характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям (прыжок вверх), а второй- постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей (удержание веса штанги на вытянутых руках).

Собственно силовые способности проявляются преимущественно в условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии на человека внешних сил. Степень проявления силовых способностей человека зависит от количества мышц, вовлеченных в работу, или от особенностей их сократительных свойств. В соответствии с этим различают два метода в развитии силовых способностей: использование упражнений с максимальными усилиями и использование упражнений с непредельными отягощениями. Упражнения с максимальными усилиями предполагают выполнение двигательных действий с предельными или околопредельными(90-95% от максимальной величины) отягощениями. Это обеспечивает максимальную мобилизацию нервно-мышечного аппарата и наибольший прирост силовых способностей. Предельное напряжение мышц требует проявления больших психических напряжений, приводит к перевозбуждению нервных центров, в результате чего в работу дополнительно включаются «лишние» для выполнения данного упражнения мышечные группы, затрудняющие совершенствование техники движений.

Упражнения с непредельными отягощениями характеризуются выполнением двигательных действий с максимальным числом повторений при относительно небольших отягощениях (до 50-60% от предельных). Это позволяет выполнять большой объем работы и обеспечивает ускоренный рост мышечной массы. При этом режиме работы тренировочный эффект достигается в течение длительного времени.

Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей). Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определенные группы. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена.

1.2 Выносливость

Выносливость — это способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или способность организма противостоять утомлению.

На практике различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость — совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью. Специальная выносливость — способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени (футбол, баскетбол, хоккей).

Выносливость как качество проявляется в двух основных формах: в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности и в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.

Для развития выносливости применяются различные методы.

— равномерный непрерывный метод (дает возможность развитию аэробных способностей организма. Здесь применяются упражнения циклического характера (бег, ходьба), выполняемые с равномерной скоростью малой и средней интенсивности);

переменный непрерывный метод (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения);

— интервальный метод (дозированное повторное выполнение упражнений небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба).

1.3 Быстрота

Быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Она составляет важную основу, необходимую для успеха в большинстве спортивных игр. Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов.

Подвижность нервных процессов: продолжительность процесса восприятия составляет основу быстроты двигательной реакции. Напряжение воли — достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой. Координационные центрально-нервные факторы в определенной мере влияют на частоту движений.

Физическое развитие

Физическое развитие — это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1.  Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложе­ния и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2.  Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологи­ческие и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделе­ния, механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и рос­та) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на опреде­ленном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональ­ная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения ука­занных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если изве­стны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, бла­гоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека

Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возмож­ностей и успехов человека в спорте

Процесс физического развития подчиняется также закону воз­растной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в раз­личные возрастные периоды: в период становления и роста, в пе­риод наивысшего развития его форм и функций, в период старе­ния.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и измене­ние форм и функций организма. Известное влияние на физичес­кое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкрет­ном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме за­нимающихся. При этом учитывается, что организм функциони­рует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и на­грузки, преимущественно избирательного воздействия, необ­ходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

  • Назад

  • Вперёд

Список литературы

  1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания от спорта: Учебное пособие. инструкция для шпильки. выше. изучать. учреждения. — М.: Издательский центр Академия, 2016
  2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие. инструкция для шпильки. выше. пед. изучать. учреждения. — М.: Издательский центр Академия, 2011   
  3. Авдеева А.В. , Соколов П.А. Физическое воспитание: Учебное пособие. инструкция для шпильки. выше. изучать. учреждения. — М.: Издательский центр Академия, 2005 
  4. Федоров А.А. Физическое воспитания: Учебное пособие. инструкция для шпильки. выше. пед. изучать. учреждения. — М.: Издательский центр Академия, 2004  
  • Реферат на тему: Борьба с коррупцией и экономическими правонарушениями в сфере физической культуры и спорта
  • Реферат на тему: История развития плавания
  • Реферат на тему: Армейская система рукопашного боя
  • Реферат на тему: Спорт как активный отдых в учебном и профессиональном труде
  • Реферат на тему: История возникновения и эволюция фитнес-движения
  • Реферат на тему: Проблема — сколиоз у современной молодежи, возможная ЛФК и кинезиотерапия при сколиозе
  • Реферат на тему: Простудные заболевания и их профилактика
  • Реферат на тему: Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового поколения
  • Реферат на тему: Спортивная тренировка — как многолетний процесс
  • Реферат на тему: Основные факторы, определяющие особенности физкультурного образования в молодежном спорте
  • Реферат на тему: Роль физической культуры в профессиональной подготовке обучающихся
  • Реферат на тему: Физическая культура дошкольного заведения

Средства и методы развития силы

Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление или сопротивляться ему посредством мышечного напряжения. 

Различают абсолютную и относительную силу: 

  • абсолютная сила — общая сила всех групп мышц, задействованных в определенном движении.
  • относительная сила — проявление абсолютной силы в килограммах человеческого веса.

Средствами развития мышечной силы являются различные простые по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных типа:

  • упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с отягощениями, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера,
  • упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и др.);
  • упражнения с преодолением веса собственного тела (гимнастические силовые упражнения: отжимания в положении лежа, отжимания на брусьях, подтягивания; легкоатлетические прыжковые упражнения и др.);
  • изометрические упражнения (упражнения статического характера).

Наиболее распространенные методы развития силы:

  • метод максимальных усилий (упражнения выполняются с предельными или околопредельными весами до 90% от максимально возможных; выполняются 1-3 повторения в серии, 5-6 серий в одном занятии, отдых между сериями 4-8 минут);
  • метод повторных усилий (или метод до отказа) (упражнения выполняются с отягощениями до 70% от максимально возможных, которые выполняются сериями до 12 повторений, за одно занятие выполняется от 3 до 6 серий, отдых между сериями от 2 до 4 минут); 
  • метод динамических усилий (упражнения выполняются с отягощениями до 30% от максимально возможных, в серии до 25 повторений, количество серий в одном занятии от 3 до 6. Отдых между сериями от 2 до 4 минуты).

Заключение

К основным физическим качествам можно отнести силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.

Физические качества отличаются от других черт личности тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач посредством двигательных действий.

Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, могут выполняться каждым человеком по-разному. У одних более высокая скорость выполнения, у других более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. д. 

Под физическими способностями понимаются относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур тела, взаимодействие которых определяет эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные способности определяются соответствующими задатками, приобретенные — социально-экологической средой жизни человека. При этом одни физические способности могут развиваться на основе разных наклонностей и, наоборот, на основе одних и тех же наклонностей могут возникать разные способности. Реализация физических возможностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур тела. Следовательно, физическая способность, взятая отдельно, не может полностью выразить соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющийся набор физических возможностей определяет то или иное физическое качество. Например, выносливость не может быть оценена как физическое качество человека, если он способен длительное время поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м. О выносливости можно говорить только тогда, когда сочетание физических возможностей обеспечивает длительное поддержание работы со всем разнообразием двигательных режимов ее выполнения. Развитие физических возможностей происходит под влиянием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и его социально-экологической адаптации (адаптации к внешним воздействиям). В связи с этим под процессом развития физических способностей понимается единство наследственных и педагогически направленных изменений функциональных возможностей органов и структур организма.        

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector