Описание и развитие физического качества «ловкость»

Критерии ловкости

Ловкость имеет определенные критерии, основными из которых являются:

  • Сложность координационных движений. Данный фактор зависит от многих навыков спортсмена и эффективности работы его мышц. Наиболее сложные координационные движения воспитываются на тренировочных базах гимнастов, каскадеров и т. д. Эти люди способны выполнять не только сальто, которое уже является сложным координационным движением. Для выполнения сальто назад спортсмен использует одновременно многие группы мышц и центральную нервную систему, рефлексы которой должны срабатывать моментально и целенаправленно.
  • Точность выполнения движений. Один из самых важных критериев ловкости, ведь без точности теряется координация и равновесие, соответственно, ни о какой ловкости и речи быть не может. Точность движений поддается вестибулярному аппарату и ЦНС, которые способны выдавать очень быстрые и точные рефлексы при правильной наработке.
  • Скорость изменения положения тела. Пожалуй, самый важный критерий в списке, без которого о ловкости можно забыть. Ведь одним из определений ловкости как раз таки и является: «ловкость — это скорость изменения положения тела». Чем быстрее спортсмен может изменять положение своего тела в пространстве, тем он более ловок, соответственно, сила и мощность у него также развиты на высоком уровне, ведь без этих качеств быстро изменять положения тела не получится.

Знаете ли вы? Швейцарец Андри Рагетли сумел за 35 метров полета провернуться на 1800 градусов и при этом приземлиться на ноги. Новый мировой рекорд был зафиксирован в марте 2017 года.

Физическое качество БЫСТРОТА

Быстрота – это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции. Способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

В скалолазании данное физическое качество определяющую роль играет в дисциплине “скорость”.

Психологические характеристики быстроты

С точки зрения психологии быстрота — это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.

Быстрота движений обусловливается, в первую очередь, соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена.

Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов:

  1. Подвижность нервных процессов: только при очень быстрой смене возбуждения и торможения и соответствующей регуляции нервно-мышечного аппарата можно достигнуть высокой частоты движений с оптимальным приложением силы; продолжительность процесса восприятия, т. е. передача информации и начало ответного действия, составляет основу быстроты двигательной реакции.
  2. Напряжение воли — достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой.
  3. Координационные центрально-нервные факторы в определенной мере влияют на частоту движений. Но не менее зависимой от них является быстрота отдельного движения. К координационным (центрально-нервным) факторам относится совокупность центрально-нервных координационных механизмов управления мышечным аппаратом и механизмов внутримышечной и межмышечной координации.С помощью координационных факторов, в частности, регулируются сократительные усилия мышц (группы мышц), соответствующие пику скорости движения (действия).

Формы проявления быстроты

Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется:

  1. временем двигательной реакции (минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель). Это время, затраченное спортсменом на начало действия в ответ на известное ему определенное раздражение, например звуковой сигнал старта (выстрел из стартового пистолета, свисток судьи). В данном случае латентным временем двигательной реакции будет время, затраченное спортсменом на восприятие звукового сигнала, обработку полученной информации, передачу импульса к действию как ответной реакции на раздражитель. Окончанием этого процесса считается момент, с которого начата двигательная активность спортсмена.
  2. скоростью отдельного движения характеризуется психической организацией одиночного действия.
  3. темпом (частотой одинаковых движений в единицу времени).

Если ходьба человека состоит из множества повторяющихся движений (шагов), то один шаг — отдельное движение. Скорость одного шага — это скорость отдельного движения. Скорость шагов — соответственно частота движений.

Эти три формы проявления быстроты не зависят друг от друга. Каждая из них имеет свои особенности, которые существуют во временных параметрах.

Средства и методы развития быстроты движений

Методы развития быстроты:

– метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 по-»трений, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);

– игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).

Средствами для развития быстроты могут быть легкая атлетика, спортивные игры и др.

Что такое физические качества спортсмена

Физические качества – это врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

5 физических качеств спортсмена

В спорте важно уделять внимание развитию основных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости и гибкости. Для лучшего понимания ниже представлено определение каждого из качеств

Быстрота — это способность человека выполнять двигательное действие за минимальное время. Скорость, требующая уже освоенности основных движений, лучше всего развивается в подвижных играх и эстафетах.

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий. Сила нарабатывается в общеразвивающих упражнениях с небольшим отягощением (набивной мяч, например) и в парных упражнениях, где нужно преодолевать разумное сопротивление партнера.

Ловкость — это комплекс способностей человека, который позволяет осваивать новые движения и перестраивать их в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. Это сложное качество, требующее координации и точности движений, развивается в основных видах активности — бег, работа с предметами и при выполнении упражнений в меняющихся условиях — спортивные игры и эстафеты.

Выносливость — это способность организма сопротивляться утомлению во время продолжительной или интенсивной физической активности. Развитие выносливости требует большего количества повторений одних и тех же движений

Важно не переусердствовать, иначе у ребёнка пропадёт интерес к практике

Гибкость — это способность тела человека достигать наивысшей амплитуды движений в нужном направлении. Гибкость развивается при выполнении движений с большей амплитудой, чем в быту, но в анатомически допустимых пределах. При этом равновесие развивается при выполнении упражнений с уменьшением площади опоры (например, встать на носочки, на одну ногу) и на поднятых от земли предметах (скамейка, полусферы).

Двигательные способности

В современной литературе различают термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности».

Двигательные способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки.

К двигательным способностям относят:

  • силовые
  • скоростные
  • скоростно-силовые
  • двигательно-координационные способности
  • общую и специфическую выносливость.

Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:

  • анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
  • физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
  • биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
  • телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
  • хромосомные (генные).

На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.

Комплекс упражнений на координацию

  1. Стойка на цыпочках – это упражнение состоит из нескольких движений и выполняется с закрытыми глазами. Только на первый взгляд его легко выполнить.

  1. Друг перед другом – упражнение позаимствовано из теста Ромберга для неврологов. Это упражнение выполняется с закрытыми глазами.

  1. Вращение головы – часто встречается в общеукрепляющей гимнастике. Движение выполняется, став на носки и закрыв глаза.

  1. Ласточка – во время упражнения центр тяжести смещается на одну ногу. Глаза должны быть закрытыми.

  1. Ходьба по линии – упражнение несложное, если смотреть под ноги, а вот если взгляд устремить перед собой, то пройти по линии ровно получится не у каждого.
  1. Поза “дерево” – это упражнение позаимствовано из йоги.

  1. Вращение вокруг своей оси – за основу этого упражнения было взято движение из китайской гимнастики Цигун.

  1. Удержание предмета на голове – используют различные предметы – от книги до стакана, наполненного водой. Задача – простоять определенное время с идеально ровной осанкой и не уронить предмет.

  1. Бег с вращением – упражнение представляет собой бег в определенном направлении с переменой движения спиной, боком или прямо.
  1. Проход коридора с вращением – это упражнение используется в тренировках по американскому футболу. Спортсмен вращается определенное время (10-30 секунд) и по команде, на время, должен пройти коридор из конусов. Коридор может быть прямым, узким или иметь сложную форму, например зиг-заг. Атлет может выполнять упражнение и с закрытыми глазами, двигаясь на звук свистка. Обычно, вместо конусов выстраиваются игроки команды и наносят по выполняющему упражнение удары плечами.

Сила

Сила — это основное физическое качество, которое предполагает внешнее и внутреннее сопротивление за счет активности мышечного аппарата. Это всегда произвольное усилие. И зависит оно от трех факторов: разминки, интенсивности напряжения и угла тяги мышц. Специалисты подразделяют силовые качества на виды:

  • Абсолютные (или максимальные).
  • Относительные (это отношение максимума усилий на килограмм веса).

Иногда говорят о специальной силе. Она характеризует показатель проявления действия в каком-то определенном виде спорта.

Средствами развития силы являются упражнения с отягощением (собственное тело или штанги и гири), упражнения на тренажерах (или механотерапия) и силовые упражнения в усложненных условиях (например, бег по песку или рыхлому снегу).

К методам развития силы относятся:

  • максимальные усилия (до двух повторений с большим отягощением);
  • малые усилия (частые подходы с малым отягощением, весом);
  • флэшинг (несколько разных упражнений на одну группу мышц: например, жим штанги + разводка);
  • градиент силы (увеличение в единицу времени).

Сенситивный период развития силы у юношей и девушек разный. В первом случае он определяется возрастом 13-14 и 17-18 лет, во втором — 11-12 и 15-16 лет. Естественным путем сила развивается примерно до 25 лет.

Как развивать ловкость?

Многие спортсмены, которые уже достигли определенного уровня в мире спорта, все еще остаются малоэффективными в навыках ловкости. Поэтому вопрос, как стать ловким, остается актуальным не только для новичков. И чтобы максимально эффективно развивать данный навык, нужно выполнять целые комплексы упражнений на протяжении многих лет.

Виды спорта

Существует много сложно координированных видов спорта, которые способствуют развитию и усовершенствованию ловкости. К таким относятся:

  • водно-лыжный спорт и лыжный слалом;
  • фристайл;
  • фигурное катание на роликах и коньках;
  • прыжки на батуте и на лыжах (с трамплином);
  • вело- и мотофристайл;
  • прыжки в воду и синхронное плавание;
  • легкоатлетические дисциплины;
  • спортивные игры (футбол, хоккей (в том числе и на траве), баскетбол, регби, теннис, керлинг и т. д.).

Важно! Если в недавнем времени вы имели травмы суставов или позвоночника, то заниматься тренировками на ловкость противопоказано. Развитию гибкости гимнастика плавание

Развитию гибкости гимнастика плавание

Гибкость и высокая координация движений, которые присущи только ловким людям, очень хорошо просматриваются невооруженным глазом. Ловкие спортсмены применяют свои навыки в самых различных жизненных ситуациях, что придает их жизненному пути более высокий «адреналиновый» эффект.

Развитие всех вышеописанных навыков нужно начинать еще со школьного возраста, именно на этом жизненном отрезке рефлексы максимально эффективно закладываются в память и в дальнейшем выдаются при помощи мышц и нейронов с высокой скоростью и точностью. Более того многокоординированные виды спорта (в большинстве случаев) не оказывают пагубного воздействия на сердечно-сосудистую систему, в отличие от кроссфита и т. д.

Упражнения

Упражнения для развития общей и специальной ловкости немного отличаются. Для развития навыков общего типа нужно регулярно и циклически выполнять следующие упражнения:

  • Сгибайте руку в локте и старайтесь делать на нее задний тип кувырка.
  • Выполняйте одно из упражнений кроссфита, которое поможет вам стать ловким, — берпи. Также можно тренироваться таким образом: резкий выпад назад, а затем максимально быстрое возвращение в исходное положение.
  • Выпад на согнутые в локтях руки и быстрый кувырок вперед. Повторять такое упражнение можно 5-10 раз за одну тренировку.
  • Стоя на руках (на первых тренировках попросите товарищей придерживать вас за ноги), перекатывайте перед собой мяч.
  • Выполняйте кувырки в левую и правую стороны при согнутых локтях.
  • Принимайте положение стоя на голове и старайтесь контролировать свою координацию и рефлексы.
  • Выполняйте циклические гимнастические «колеса» влево и вправо.
  • Развивайте координацию с помощью стойки на руках, а в дальнейшем — с помощью ходьбы по ровной и ступенчатой поверхностям.
  • Занимайтесь на батуте: прыжки с поворотами на 180, 270 и 360 градусов, сальто вперед и назад. Старайтесь приземляться на спину и делать резкие подрывы.

упражнений

  • Выполняйте резкие рывки с ведением одного или двух мячей, затем приземляйтесь, хватайте в руки мяч и делайте кувырок, после — оставляйте мяч на земле, резко подымайтесь и продолжайте вести мяч. Выполняйте такой цикл на протяжении 2-3 минут на каждой из тренировок.
  • Выйдите на футбольное поле и начните вести мяч. Через каждые 10 метров совершайте высокие и резкие прыжки на месте (на 90 и 145 градусов). Поменяв направление, продолжайте вести мяч до совершения следующего прыжка.
  • Бросайте мяч о стену под разными углами и старайтесь ловить его в руки, регулярно меняйте свое положение.
  • На баскетбольной площадке начните вести мяч от центра поля до линии штрафного броска. Перед самой линией сделайте резкий кувырок, а затем сразу совершите бросок по кольцу.
  • Выйдите на стометровую дистанцию для бега с препятствиями. Ведите мяч при беге в максимально возможном темпе, и при этом перепрыгивайте трамплины.
  • Выполняйте упражнение в парах: партнер сильно катит мяч по земле, а вы стараетесь как можно выше над ним подпрыгнуть.
  • Совершайте прыжки на скакалке во время ходьбы, при этом старайтесь еще и вести мяч.

Знаете ли вы? Брюс Ли был одним из самых ловких спортсменов в мире боевых искусств. Скорость его удара на 1 метр составляла 0,05 секунды, данный рекорд держится и по сей день. Для сравнения: Брюс Ли мог дважды совершить удар рукой, пока обычный человек моргнет.

тренировками

Ход игры: Мушкетеры на льду

В хоккее игра начинается с вбрасывания шайбы. Обе команды стремятся первыми овладеть ею. В игре «Мушкетеры» «хоккеисты» образуют пары, кладут на лед рядом два пластмассовых обруча или рисуют два круга диаметром 0,5 — 0,7 м, в центре которых кладут по шайбе. Затем по сигналу игроки, скрестив клюшки, стараются выбить шайбу из круга соперника. Выбитая шайба — одно очко. Играют до пяти очков. Если оба соперника наберут по четыре очка, побеждает тот, кто обгонит на два очка.

№ 7 Подвижная игра «Шлёпанки»

Цель: Развивать ловкость и быстроту реакции.

Ход игры: Дети встают в круг лицом к центру на расстоянии шага друг от друга. Выбирают водящего,считают до 5: пятый — водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч о землю так,чтобы он отскочил в нужном направлении: Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью, стоя на одном месте. Число отбиваний мяча по договоренности, но не более 5; чтобы детям не приходилось долго стоять в ожидании. После отбиваний мяча игрок перебрасывает его водящему. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не уронит мяч. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего. Играть можно в 2-3 мяча, тогда выбирают 2-3 водящих

№ 8 Подвижная игра «Пингвины»

Цель: Развивать ловкость и выносливость.

Материалы: 2 мяча любого размера, фишки или флажки для обозначения место поворота.

Хо игры: Дети делятся на 2 команды, строятся в колонну по одному.

Перед каждой командой на расстоянии от линии старта лежат мячи, через 7-8 м стоят фишки или флажки для обозначения место поворота.

По сигналу игроки команд по одному зажимают мяч между ног и начинают движения до фишки или флажка, обходят и возвращаются на линию старта передовая мяч следующему игроку. Выигрывает команда, которая первой пройдет дистанцию.

№ 9 Подвижная игра ««Найди мяч»

Цель: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Материал: мяч

Ход игры: Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место. Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

№ 10 Подвижная игра «Игра в цвета»

Ход игры: Все становятся в круг, внутри – ведущий.Кто-нибудь из круга спрашивает: «Какой цвет?»,а ведущий громко выкрикивает: «Синий!». Все бегут, чтобы дотронуться до любого предмета синего цвета, а дотронувшись, остаются стоять возле него. Кто последний – выбывает или сам становится ведущим.

Признаки и проявления «старения» мозжечка


Малоподвижный образ жизни ускоряет процессы старения и усугубляет хронические болезни

Затухание функций мозжечка проявляются следующим образом:

  • снижение мышечной силы и быстрая утомляемость;
  • неустойчивая, шаткая походка с расставленными ногами и руками;
  • сложность удержания положения на носках (пятках) и ходьбе на них;
  • потеря плавности и точности движений;
  • невнятная речь;
  • возникновение дрожания мышц в конце движения;
  • нарушение координации полуавтоматических движений;
  • невозможность удержания равновесия в неподвижной позе или в движении;
  • затруднение синхронизированных действий двумя руками;
  • замедление зрительно-пространственного внимания и ориентирования;
  • головокружения, беспричинные падения.

Тем не менее все эти негативные проявления, правда до поры до времени, но можно в значительной степени затормозить, и повысить качество жизни в преклонном возрасте

Этого можно достичь с помощью регулярного выполнения знакомых физических упражнений для пожилых людей и, что не маловажно, практики специальных упражнений и обучения новым, неизвестным движениям

Упражнение на развитие координации движений

ТЕСТ № 1 – к примеру, вращайте кисть правой руки вправо и эту же руку в локте в левую сторону. Не получается? Неудивительно, ведь наш организм привык делать всё симметрично. ТЕСТ № 2 – закройте глаза, станьте на одну ногу, вторую отведите назад, а обе руки разведите в сторону. Простойте в таком положении как можно дольше, это развивает концентрацию и координирует баланс.

ТЕСТ № 3 – возьмите 2 теннисных мяча и кидайте их в стену, можно по очереди, можно вместе. Вроде всё получается и несложно. Далее встаньте на одну ногу и бросайте мячи, начали возникать первые сложности, не так ли?!. В конце прыгайте на ноге и одновременно бросайте мячи обеими руками, вот здесь и полетели мячи в разные стороны, кто куда, а вообще можете грохнуться на пятую точку.

Упражнений на развитие координации множество, но ниже будет предоставлен перечень самых распространённых, но не менее эффективных:

  • для развития моторно-зрительной координации, необходимо стать на одну ногу и бросать теннисный мяч с левой руки в правую и наоборот, далее поменять ноги. В конце упражнения необходимо взять 2 мяча и выполнить их поочередное перекидывание из руки в руки. Не забывайте всё время стоять на одной ноге;
  • полюбите пинг-понг, это только на первый взгляд может показаться, что это игра для детей. На самом деле это превосходный способ развить ловкость, концентрацию и скорость реакции;
  • полезно стоять на одной ноге и одновременно вертеть головой, бросать мяч в стену и даже читать книгу.;
  • еженедельно необходимо проводить простые тесты на совершенствование ловкости;
  • каждый раз пытайтесь усложнять упражнения. Пробуйте стоя на одной ноге и жонглировать двумя, а то и тремя мячами. Пробуйте ходить на одной ноге или прыгать через невысокие препятствия;
  • хорошее упражнение, которое нравится боксёром – бой с мячом.

Ловкость и координационные способности

Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.

Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.

Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают:

  • пространственную ориентировку;
  • точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
  • статическое и динамическое равновесие.

Пространственная ориентировка подразумевает:

  • сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций)
  • умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику её изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.

Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных (чувствительных) механизмов регуляции движений. Точность пространственных перемещений в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее. Точность воспроизведения силовых и временных параметров двигательного действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной с условиями выполнения данного упражнения. Развитие точности временных параметров движений направлено на совершенствование так называемого чувства времени, то есть умения дифференцировать временные характеристики двигательного действия. Его развитие обеспечивается упражнениями, позволяющими изменять амплитуду движений в большом диапазоне, а также циклическими упражнениями, выполняемыми с различной скоростью передвижения, с использованием технических средств (например, электролидеры, метрономы и т. д.). Развитию этого качества содействуют упражнения, позволяющие изменять продолжительность движений в большом диапазоне.

В целостном двигательном действии все три ведущие координационные способности — точность пространственных, силовых и временных параметров — развиваются одновременно. Вместе с тем правильно выбранное средство (упражнение) позволяет, акцентировано воздействовать на одну из них. Нарастание утомления ведет к резкому повышению числа ошибок в точности воспроизведения, и если выполнение упражнения продолжается, то возможно закрепление ошибок. Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимо при выполнении любого двигательного действия. Различают статическое и динамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохранении определённых поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе — при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихся позах (например, передвижение на лыжах). Совершенствование динамического равновесия осуществляется с помощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег по наклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивость характеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражения вестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используют упражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки, вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков). Навыки в статическом равновесии формируют посредством постепенного изменения координационной сложности двигательного действия, а в динамическом — за счёт постепенного изменения условий выполнения упражнений.

Упражнения, развивающие специальную ловкость

К упражнениям, развивающим данное физическое качество относятся:

  1. Прыжки на месте, которые дополняются ведением мячей (1 или 2-х).
  2. Ходьба на руках с дополнительным катанием мяча.
  3. Разные передачи мяча в движении.
  4. Рывок с ведением мяча, кувырок с ним, после чего продолжается ведение мяча.
  5. Ведение мяча – кувырок – бросок в кольцо.
  6. «Чехарда», которая дополняется ведением мяча.
  7. Перепрыгивание через катающийся мяч.
  8. Ведение мяча с прыжками через скакалку, которые можно проделывать как с обычной скакалкой, так и с длинной.

Выполняя данные упражнения можно добиться улучшения очень важного физического качества – специальной ловкости, которое приветствуется в любой спортивной дисциплине

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector