Реферат на тему: формирование психических качеств в процессе физического воспитания
Содержание:
Введение
Человеческое развитие — это процесс физического, умственного и социального созревания и включает в себя все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, которые происходят под влиянием окружающей действительности.
Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, улучшением органов чувств, координации движений и т. д. В процессе умственного развития происходят значительные изменения в когнитивных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств. и личностные качества. Социальное развитие ребенка осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т. д.
В первые годы жизни физическое воспитание — это основа всестороннего развития ребенка. В детстве закладываются основы здоровья, формируются некоторые важные черты личности. Успех в любом занятии во многом определяется физическим состоянием ребенка. Организм ребенка остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем. Связь между соматическими и психическими процессами более тесная, чем у взрослых. Поэтому решение многих педагогических задач необходимо проводить с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.
Специальные подготовительные упражнения
В процессе педагогических экспериментов разработаны и экспериментально обоснованы комплексы специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие быстроты и других физических качеств. Разрабатывая методику воспитания быстроты, мы опирались не только на результаты собственных исследований, но и на методические рекомендации, содержащиеся в работах В. Г. Яковлева (1953, 1955, 1965, 1968), З. И. Кузнецовой (1958, 1964, 1966, 1967), В. М. Корецкого (1962) и других авторов.
Приводим один из разработанных и апробированных нами комплексов специальных подготовительных упражнений на развитие быстроты:
- бег с высоким подниманием бедра (темп средний или высокий) — 2—3 серии по 10—25 раз; бег из различных стартовых положений; старт из «упора присев», с отставлением ноги назад или в сторону; бег после доставания подвешенного мяча;
- бег приставными шагами, продвигаясь боком; бег окрестными шагами; бег по малому кругу с наклоном туловища внутрь круга.
- Наряду с комплексами специальных подготовительных упражнений с целью развития быстроты целесообразно применять следующие средства тренировки:
- бег с предельной или околопредельной скоростью на отрезках от 20 до 60 м (с низкого старта и с хода);
- бег на месте в упоре 10— 15 сек.; семенящий бег на 30—60 м с ускорением; бег с хода по отметкам (10—12), расположенным на расстоянии 100—120 см;
- бег на 60—100 м с ускорением;
- прыжки и прыжковые упражнения с места и с небольшого разбега;
- подвижные и спортивные игры (русская лапта, «борьба за мяч», баскетбол и др.),
- эстафетный бег (например, 4х50 м).
В процессе воспитания быстроты необходимо обращать внимание на расслабление мышц во время выполнения упражнений
Очень важно, чтобы занимающиеся почувствовали разницу в мышечных ощущениях между напряженным и расслабленным состоянием мышц. С этой целью целесообразно применять метод «контрастных» попыток, предусматривающий выполнение упражнений с дополнительным напряжением и предельным расслаблением. Большой эффект дают упражнения с предметами
Так, если в руке стартующего будет мягкая картонная палочка, то нетрудно контролировать напряжения в мышцах кисти руки. Это воспитывает способность к расслаблению мышц, не играющих решающую роль в данном упражнении
Большой эффект дают упражнения с предметами. Так, если в руке стартующего будет мягкая картонная палочка, то нетрудно контролировать напряжения в мышцах кисти руки. Это воспитывает способность к расслаблению мышц, не играющих решающую роль в данном упражнении
С этой целью целесообразно применять метод «контрастных» попыток, предусматривающий выполнение упражнений с дополнительным напряжением и предельным расслаблением. Большой эффект дают упражнения с предметами. Так, если в руке стартующего будет мягкая картонная палочка, то нетрудно контролировать напряжения в мышцах кисти руки. Это воспитывает способность к расслаблению мышц, не играющих решающую роль в данном упражнении.
Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание быстроты должны применяться в начале основной части урока, затем следует использовать упражнения для развития мышечной силы и выносливости. Обоснование такой же последовательности применения упражнений для развития основных физических качеств, какая описана нами выше, дано в работах А. А. Аскназия Н. П. Еременко, Г. П. Пауперовой, Л. С. Соколовой, Н. И. Тавастшерны (1962).
Огромное значение для эффективного воспитания быстроты движений имеют подвижные и спортивные игры. Как известно, при длительной однообразной мышечной деятельности, а также при возникновении тех или иных трудностей охранительное торможение, связанное с чувством усталости, развивается у детей и подростков раньше, чем у взрослых. Поэтому, как отмечалось выше, дети и подростки лучше переносят более разнообразные по содержанию и кратковременные нагрузки. Следовательно, в занятиях с ними одновременно с обучением спортивной технике должна проводиться работа по воспитанию быстроты и других физических качеств с использованием разнообразных средств (в том числе подвижных и спортивных игр) и методов тренировки. Методика проведения подвижных и спортивных игр обстоятельно изложена, например, в книге И. М. Короткова «Подвижные игры в занятиях спортом» (1971).
Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232 с. Гл. 5. Методика воспитания физических качеств у юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации. — 1. Методика воспитания быстроты. — С. 109-117.
Глава 2.5. Развитие двигательных способностей.
- Details
- Hits: 47480
В настоящее время для характеристики двигательных возможностей человека, используются термины «физические способности», «двигательные способности» и «физические качества». Эти понятия в определенном отношении совпадают, однако не тождественны.
К сожалению, в литературе существуют весьма противоречивые точки зрения на определение и взаимосвязь данных понятий.
На наш взгляд для обозначения психофизиологического потенциала человека, определяющего успешность выполнения каких-либо двигательных действий, более подходит термин «двигательные способности».
Двигательные способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида двигательной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.
В настоящее время принято различать пять основных двигательных способностей: силовые, скоростные и координационные способности, выносливость и гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.
На уровень развития и проявления двигательных способностей оказывают влияние, с одной стороны, средовые факторы (социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное обеспечение мест занятий, методика их развития и т.п.), а с другой – наследственные факторы («моторные» задатки), которые обусловливают специфическую реакцию организма на различные воздействия. К «моторным» задаткам относят:
– анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
– физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
– биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
– телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
– хромосомные (генные).
На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).
Необходимо отметить, что «задатки» многофункциональны и, в зависимости от условий мышечной деятельности, могут совершенствоваться в том или ином направлении, обеспечивая развитие тех или иных форм двигательных способностей. По мнению профессора Ю.В. Верхошанского, таких форм может быть столько, сколько имеется видов двигательной деятельности, ибо каждому из них присущи специфическая структура и целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы организма и его энергообеспечение.
Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
- < Prev
- Next >
Средства и методы физической подготовки
В рамках общей физической подготовки основным методом и средством достижения цели являются физические упражнения.
Физические упражнения – двигательные действия, направленные на развитие основных физических качеств: силы, выносливости быстроты, гибкости, ловкости.
Мышечная сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет усилия мышц. Средствами развития силы являются силовые упражнения: подтягивания, отжимания, подъем гантелей и так далее.
Быстрота – способность выполнить необходимые двигательные действия, в минимальный промежуток времени. Скоростные способности развивают упражнения, в которых происходит резкая смена интенсивности и направления движений. Для развития быстроты, в программу общей физической подготовки, включают различные виды спринтерского бега (с высокого старта, с низкого старта, челночный бег) и игровые виды спорта (футбол, баскетбол).
Выносливость – способность организма противостоять физической усталости. Чтобы повысить выносливость, в программу ОФП включают так называемые циклические упражнения. Их суть заключена в многократном повторении однотипных движений. Примерами служат: легкий бег на длинные дистанции, плавание, катание на лыжах.
В рамках специальной физической подготовки, для развития выносливости применяют методы интервальной тренировки. Упражнения высокой интенсивности, чередуют с упражнениями средней и низкой интенсивности.
Такие тренировки многократно повышают нагрузку на сердечную мышцу. Поэтому, метод интервальной тренировки как средство повышения выносливости, могут применять только те, кто имеет достаточный уровень физической подготовленности.
Гибкость – способность выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой
Развитию гибкости уделяют особое внимание во всех видах спорта. Любая тренировка начинается с разминки
Она включает в себя суставную гимнастику и упражнения на растяжку: вращения руками, махи ногами, выпады, наклоны и т.д.
Ловкость – способность точно выполнять сложные двигательные движения. Это физическое качество объединяет все указанные двигательные способности. Упражнения на ловкость требуют особой концентрации и координации движений. Средством для развития ловкости являются следующие упражнения: кувырки с мячом, барьерный бег, ходьба на руках, кувырок прыжком через препятствие.
Основные понятия
Здоровый образ жизни — это совокупность типичных типов жизни человека, которая в единстве с условиями жизни направлена на организацию правильной, нормальной жизнедеятельности организма, его полного физического и психического благополучия.
Физическое воспитание — это процесс целенаправленного и планомерного формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечение его приобщения к физической культуре и стремления к физическому совершенствованию.
Физическая культура — это совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накапливаются, создаются и используются для физического совершенствования людей.
Содержание физической культуры:
- личная гигиена, которая включает навыки в работе и повседневной жизни (опрятность, опрятность одежды, чистота помещений) и привычки к гигиеническому режиму (рациональный распорядок деятельности и отдыха, гигиена сна, питание и др.);
- закаливание организма в естественных условиях природы (воздух, солнце и вода);
- упражнения.
Физическое совершенство — это исторически обусловленный уровень гармоничного физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества.
Физическое воспитание тесно связано с возрастными особенностями детей. В связи с этим определяются конкретные задачи, содержание, методы и формы организации физического воспитания в младшем дошкольном и школьном возрасте, а также преемственные отношения между ними. Физическое воспитание особенно важно в раннем и дошкольном детстве, когда происходит наиболее интенсивное развитие детского организма, когда формируются его основные движения, но при этом тело еще очень слабое и уязвимое.
Физическое воспитание дошкольников в первую очередь направлено на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование моторики и развитие физических качеств, развитие культурных и гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.
Средства и методы развития силы
Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление или сопротивляться ему посредством мышечного напряжения.
Различают абсолютную и относительную силу:
- абсолютная сила — общая сила всех групп мышц, задействованных в определенном движении.
- относительная сила — проявление абсолютной силы в килограммах человеческого веса.
Средствами развития мышечной силы являются различные простые по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных типа:
- упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с отягощениями, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера,
- упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и др.);
- упражнения с преодолением веса собственного тела (гимнастические силовые упражнения: отжимания в положении лежа, отжимания на брусьях, подтягивания; легкоатлетические прыжковые упражнения и др.);
- изометрические упражнения (упражнения статического характера).
Наиболее распространенные методы развития силы:
- метод максимальных усилий (упражнения выполняются с предельными или околопредельными весами до 90% от максимально возможных; выполняются 1-3 повторения в серии, 5-6 серий в одном занятии, отдых между сериями 4-8 минут);
- метод повторных усилий (или метод до отказа) (упражнения выполняются с отягощениями до 70% от максимально возможных, которые выполняются сериями до 12 повторений, за одно занятие выполняется от 3 до 6 серий, отдых между сериями от 2 до 4 минут);
- метод динамических усилий (упражнения выполняются с отягощениями до 30% от максимально возможных, в серии до 25 повторений, количество серий в одном занятии от 3 до 6. Отдых между сериями от 2 до 4 минуты).
Как развить ловкость
Государственное автономное учреждение Калининградской Области Профессиональная образовательная организация «Колледж Сервиса и Туризма»
Двигательное качество – выносливость.Как проверить свою ловкость?Выполнила:
Кузнецова Арина
Группа:
ТХ18-1
Преподаватель:
Алукриева Э.Л
Что такое выносливость?
- Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
- Так же способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после неё .
Ловкость – это…
Ловкость
— это сложное двигательное качество. Оно интегрирует в себе точность и быстроту движений, скорость реакции, чувство равновесия, гибкость, координацию
Причем не так важно научиться достигать предельных значений этих качеств, как уметь проявлять их дозированно. Иными словами, для успешного решения двигательной задачи нужно уметь в каждый конкретный момент времени развивать движение нужной амплитуды, направленности и силы. Важно научиться точно координировать свои движения, быстро и своевременно переходить от одного движения к другому
В основе этих способностей лежит отлаженная работа нервной системы и мышц
Важно научиться точно координировать свои движения, быстро и своевременно переходить от одного движения к другому. В основе этих способностей лежит отлаженная работа нервной системы и мышц
Как проверяют ловкость?
Ловкость выявляется по времени челночного бега, выполняемого на ровной дорожке с плотным земляным покрытием. Он включает в себя бег по прямой 10 метров с двумя поворотами (общая дистанция 30 метров). На одной стороне кладётся 2 кубика, на другой стороне ставится стул или скамейка. Учитывая особенности дошкольного возраста, предлагается игровое задание: взяв один кубик, ребёнок бежит на другую сторону, кладёт кубик, бежит за другим, его также переносит и останавливается. Показателем ловкости будет время, затраченное на выполнение задания.
Можно использовать и другое задание – обежать 8 флажков на подставке (или кубики), расстоянием в промежутке 1 метр до первого флажка и после последнего расстояние 1,5 метра; длина общей дистанции 10 метров.
Упражнения на развитие ловкости
Прыжки через скакалку
Перейдем непосредственно к разговору об упражнениях для развития ловкости, гибкости и координации. Одним из лучших решений для достижения цели выглядят прыжки на скакалке. Вначале принимают вертикальную стойку, совмещая стопы вместе. Подпрыгивают на правой и левой ноге со сменой конечностей. Выполнив серию упражнений, скакалку начинают перекрещивать руками перед собой через один оборот. Тренировка способствует развитию координации в системе рука-нога-глаз. Улучшается чувство времени и уровень выносливости. Оттачивается ритмичность движений.
Упражнения на развитие ловкости
Быстрота сложных двигательных реакций
Наиболее значительные требования, связанные с быстротой сложных двигательных реакций, предъявляются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, в том числе — волейбол, единоборства, слалом, скоростной спуск, мотоциклетный спорт и т. д.). Большинство сложных двигательных реакций в спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации). В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями «на движущийся объект» (мяч, шайбу, спортивное оружие и т. п.).
Воспитание быстроты сложных двигательных реакций является важной составной частью спортивно-технической и тактической подготовки, особенно в таких видах спорта, как спортивные игры, в частности – волейбол, и единоборства. Основными путями ее совершенствования являются моделирование в тренировке целостных соревновательных ситуаций и систематическое участие в соревнованиях
Однако обеспечить за счет этого избирательно направленное воздействие на факторы сложной реакции по понятным причинам невозможно. Для этого необходимы специализированные средства и методы.
В специально-подготовительных упражнениях, направленных на развитие быстроты сложных реакций, моделируются отдельные формы и условия ее проявления в избранном виде спорта. Создаются вместе с тем специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.
При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции — различения и фиксации объекта (в волейболе – мяча) в поле зрения. Этот компонент в типичных для спорта случаях, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, поглощает большую часть всего времени реакции — обычно значительно больше половины (В
М. Зациорский, 1970). Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:
1) воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения (когда, например, волейболист умеет ни на мгновение не выпускать мяч из поля зрения, — время РДО у него «само собой» сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта (так называемая антиципирующая реакция — «реакция на упреждения»). Такие умения воспитывают в процессе совершенствования технико-тактических действий и выполнения специально-подготовительных упражнений;
2) направленно увеличивают требования к быстроте восприятия и другим компонентам реакции на основе введения внешних факторов, стимулирующих ее.
С этой целью кроме традиционных средств и приемов (игровые упражнения с увеличенным числом мячей и на уменьшенной площадке, тренировочные упражнения «один против двух» и т. д.) все шире начинают использовать тренажеры с программирующими устройствами и другие специальные приспособления (Л. П. Матвеев, 1977).
Время реакции выбора, как известно из прикладной психологии, во многом зависит от числа альтернатив выбора, или, иначе говоря, возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Если, к примеру, волейболист точно знает, что противник может применить в данной ситуации лишь один атакующий прием, то неопределенность выбора ответа минимальна и время реакции может почти не отличаться от времени простой реакции. Когда же трудно предположить, какое из действий предпримет противник, неопределенность выбора возрастает тем больше, чем больше возможных вариантов поведения соперника, соответственно увеличивается время выбора.
Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего научить спортсмена искусно пользоваться «скрытой информацией» о вероятных действиях противника, которую можно извлечь из наблюдений за его позой, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения и т. д. Опытные спортсмены демонстрируют подчас удивительное искусство точно предугадывать по едва уловимым признакам действия соперника и парировать их целесообразной реакцией.
Применяя для совершенствования реакции выбора специально-подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуации выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру (в парных и групповых упражнениях), так и число ответных действий. Необходимой предпосылкой достаточной эффективности такой методики является одновременное совершенствование спортивно-технических навыков, пополнение их фонда, воспитание координационных способностей и тактического мышления.
Упражнения
Кросс с чередованием бега и ходьбы по пересеченной местности от 500 м до 2-3 км для девушек и от 1 км до 5-6 км для юношей. Бег по песку. Спортивные игры: баскетбол, футбол. Туристские походы.
Упражнение с отягощением массой собственного тела: подтягивание на перекладине; отжимание на полу в упоре; сидя на скамейке, сгибание и разгибание туловища; приседание на одной или на двух ногах.
Упражнения с амортизаторами и эспандерами: движение руками вниз, в сторону, вверх из различных положений и т.д.
Упражнения с гантелями: из различных исходных положений (стоя, сидя на скамейке) разнообразные движения с гантелями: сгибание, разгибание, повороты, поднимание рук.
Сила
Под этим подразумевается способность мышц преодолевать сопротивление. Оценка физической подготовленности в данном случае также осуществляется по нескольким направлениям:
Скоростная сила. Под этим подразумевается группа показателей. Это сила рук, ног, мышц спины и брюшного пресса. В первом случае измерение осуществляется исходя из количества подтягиваний, а также сгибаний и разгибаний рук в положении «упор лежа» за десять секунд на каждую проверку. Сила ног определяется посредством числа приседаний и выпрыгиваний за 20 с на одно упражнение
Для оценки брюшного пресса и спины берется во внимание количество подниманий туловища из положения лежа на спине до прямого седа, а также в висе подъем ног вперед – для каждого случая предусматривается десять секунд.
Абсолютная сила. Используется для характеристики возможностей преодоления внешнего сопротивления
Например, этот показатель очень актуален для штангистов. В данном случае физическая подготовленность – это степень силового напряжения, которая фиксируется во время преодоления максимальных сопротивлений. Для улучшения показателя необходимо улучшать нервно-мышечную координацию, а также увеличивать массу мускулатуры.
Относительная сила. Является противоположной абсолютной. В таком случае измеряется, насколько атлеты могут преодолеть вес собственного тела. Для оценки используются бег, гимнастика, прыжки, плавание.
Заключение
Формы и направления коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию в каждой группе дошкольных образовательных учреждений имеют свои воспитательные задачи, подбор средств и методических приемов, соответствующих возрасту, условиям занятий.
Несмотря на довольно разнообразные формы физической культуры, практика показывает, что объем и содержание действующих программ в Российской Федерации не соответствуют современным требованиям к двигательной активности детей с задержкой умственного развития и нуждаются в реформировании. Двух-трех уроков физкультуры недостаточно, чтобы обеспечить физическую и социальную адаптацию детей к самостоятельной жизни.
Перспективным направлением решения данной проблемы является внедрение в практику коррекционного воспитания дополнительных форм физического воспитания. В настоящее время дифференцированные программы дополнительного физического воспитания разрабатываются, апробируются, внедряются в практику и дают положительный результат.