Организация и формы спортивных мероприятий, как средство массового приобщения всех слоёв населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. спортивно-массовые мероприятия популяризация спортивно массовых мероприятий среди студентов

Содержание:

Польза спортивного ориентирования для физического и умственного развития

Спортивное ориентирование нельзя назвать бесполезным увлечением. Этот вид спорта благотворно влияет на развитие как физическое, так и умственное, позволяя добиться следующих результатов:

Научиться находить баланс между физической и умственной активностью. Спортсмен должен трезво оценивать, насколько быстро он может бежать, чтобы не потеряться на местности и успешно преодолеть дистанцию

Также важно уметь быстро принимать решения, например, взобраться на гору или обойти ее, выбрать тот или иной вариант взятия контрольной точки. Именно поэтому спортивное ориентирование называют спортом не только для тела, но и для мозга.
Приобрести уверенность в себе и стать самостоятельным

Даже работая в команде, участники должны тренироваться индивидуально, чтобы стать лучше и выносливее других.
Научиться действовать и мыслить под постоянным давлением из-за усталости и соревновательного накала.
Повысить уровень физической подготовки, так как спортсменам приходится преодолевать различные препятствия в виде холмов и оврагов.
Улучшить работу сердечно-сосудистой системы и других органов за счет интенсивных и регулярных тренировок, а также пребывания на свежем воздухе.

Спортивное ориентирование укрепляет здоровье, поддерживает должный уровень физической активности

Правила подготовки и проведения физкультурных праздников

  1. Досуговые мероприятия по физической культуре проводятся со второго полугодия первой младшей группы.
  2. Для младших дошкольников физкультурный досуг организуется 1 раз в месяц, для остальных возрастных групп — 2 раза.
  3. Продолжительность мероприятия в младших и средней группах — 20–30 минут, в старшей — 30–35 минут, а в подготовительной к школе группе — 35–40 минут.
  4. Проведение досуга организуется после дневного сна. Летом мероприятие можно планировать с утра, после первого приёма пищи.
  5. Тематика досугового мероприятия должна согласовываться с программой образовательной области «Физическое развитие» для конкретного этапа учебно-воспитательного процесса в данный отрезок времени.
  6. Задания развлечений основываются на хорошо знакомых детям играх и упражнениях.
  7. Досуговое занятие не должно припадать на день, когда по расписанию есть физкультурное занятие.
  8. Во второй младшей и средней, а также в старшей и подготовительной группах возможно совместное проведение досуговых спортивных мероприятий (соревнований, эстафет).
  9. Учитывая более свободный формат досуговых мероприятий, педагогу не стоит часто делать замечания малышам. Лучше придумать свой способ предотвращать перевозбуждение ребят, например, поднятая рука или свисток — сигнал паузы в игре и тишины.
  10. Дети должны быть удобно одеты и обуты.
  11. Досуговые мероприятия физкультурного характера организуются в зависимости от погодных условий на площадке, в спортивном зале или в группе (если речь идёт о малышах первой младшей группы).

  12. Физические нагрузки в мероприятиях имеют свою дозировку: сначала постепенно увеличиваются, а в заключительной части снижаются (например, за счёт включения в сценарий игр малой подвижности — словесных игр, отгадывания загадок, пальчиковых игр).
  13. При проведении развлечений обязательными являются уместные музыкальное сопровождение и атрибуты.
  14. Для повышения двигательной активности детей педагог должен использовать разные комбинации методических приёмов, отвечающих содержанию мероприятия и задачам физического развития малышей.

Четыре «нет» при организации физкультурного досуга

В подготовке и проведении развлечений физкультурного характера важно избегать следующих ошибок:

  • не перестараться с репетициями (всё-таки досуг — это дело весёлое, сюрпризное, а многократные повторения этот эффект неожиданности стирают);
  • не зацикливаться на упражнениях или играх одного типа (например, на беге или перестроениях);
  • не допускать случаев отбора для участия в мероприятии только детей с лучшими результатами по физкультуре — спортивный досуг проводится для всех ребят вне зависимости от их успешности в физкультуре (исключения составляют лишь малыши с отклонениями в физическом развитии);
  • не превращать физкультурный досуг в показательный номер для родителей (даже если мероприятие проводится совместно, мамы и папы являются участниками, а не судьями).

В досуге должны принимать участие все дети группы

Письмо Министерства спорта РФ от 21 февраля 2013 г. № 05-06-10/889 О разъяснении понятий «физкультурные» и «физкультурно-оздоровительные мероприятия»

21 мая 2013

В соответствии с письмом от 16.01.2013 № 03-07/01 Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации по вопросу разъяснения понятий «физкультурные» и «физкультурно-оздоровительные мероприятия» Департамент нормативно-правового обеспечения Министерства спорта Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 329-ФЗ) физкультурные мероприятия — организованные занятия граждан физической культурой.

Согласно пункту 26 статьи 2 Федерального закона № 329-ФЗ физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образ, жизни, социальной адаптации путем физического воспитания физической подготовки и физического развития.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона № 329-ФЗ официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия — физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, под услугами, оказанными населению по организации и проведению физкультурных мероприятий (как официальных, так и неофициальных) понимаются услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Также сообщаем, что федеральное законодательство не содержит определения понятия «физкультурно-оздоровительные мероприятия».

В соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», субъектами Российской Федерации утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие порядки определения платы за предоставление услуг в области физической культуры и спорта государственными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, в частности подпунктом 1.2.1 пункта 1.2 распоряжения Комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области от 22.06.2011 № 117/Р, определено понятие «физкультурно-оздоровительная услуга», под которыми понимается деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.

Директор Департаментанормативно-правового обеспечения В.В. Карякин

Карты и знаки спортивного ориентирования

Спортивная карта — вид топографической карты для спортивного ориентирования. На неё нанесен маршрут, и может быть отмечен порядок прохождения дистанции и контрольные пункты (для некоторых дисциплин). Используются и условные знаки особенностей ландшафта. Первые карты для спортивного ориентирования были произведены в 1952 году.

На карте для спортивного ориентирования в заданном направлении отмечено:

  • треугольником — старт
  • двойным кружком — финиш
  • одинарными кружками с цифрами — контрольные пункты и порядковый номер каждого из них
  • линией — маршрут

На карте для ориентирования по выбору те же самые обозначения — треугольник, двойной кружок и одинарные кружки. Но контрольные пункты не соединены линией, участник сам строит свой маршрут, находя контрольные пункты в любом порядке.

На карте для ориентирования на маркированной трассе обозначен только треугольник (старт). Контрольные пункты участники соревнования наносят сами иголкой, булавкой или специальным компостером, допустимый диаметр прокола — 1 мм. Дополнительно через прокол фломастером можно нарисовать крест. Участник должен отметить все контрольные пункты.

Карта для ориентирования по маркированной трассе

Карта для ориентирования по маркированной трассе

На спортивной топографической карте есть специальные знаки особенностей ландшафта — ориентиры. Они бывают линейные, площадные, точечные и знаки объектов рельефа (включают в себя и линейные, и площадные, и точечные ориентиры).

Линейные ориентиры на карте обозначаются линиями. Они обозначают дороги (шоссе, тропы, железные дороги), водные (озёра, реки, болота) и другие объекты (заборы, линии электропередач).

Линейные ориентиры

Площадные ориентиры обозначают объекты местности, в основе которых лежит площадь. Для удобства указана трудность прохождения, например, легкопробегаемый лес, медленнопробегаемый лес, непреодолимая река.

Точечные ориентиры — это искусственные объекты (колодцы, водонапорные башни, трубы), а также небольшие природные объекты (камни, бугорки, муравейники). Эти объекты не имеют значительной площади и протяженности и обозначаются разными точками.

Точечные ориентиры

Объекты рельефа — это знаки, состоящие из горизонтальных линий, которые соответствуют определенному уровню высоты на местности. Такими знаками обозначаются, например, ямы, склоны, обрывы.

Горизонталь . Обозначение на карте объектов рельефа

Объекты рельефа

Все условные знаки для спортивного ориентирования

Легенда

Легенда — это область спортивной карты с описанием контрольных пунктов на местности. Контрольный пункт может находиться на открытом пространстве, в ямке, рядом с каким-либо природным объектом или искусственным сооружением — это уточняется в легенде.

Спортивное ориентирование интересно тем, что требует разностороннего развития. Нужна не только выносливость, скорость и развитая координация

Важно быстро принимать решения, продумывать маршрут, держать в голове одновременно несколько объектов, рассчитывать силы, хорошо ориентироваться по карте и компасу — вот главные навыки спортсмена-ориентировщика

Главные правила соревнований

Для организации интересного, безопасного и эффективного забега организаторы и участники должны соблюдать установленные правила.

Обязанности судей

Главным в коллегии судей выступает Председатель. В его обязанности входит определение начала, завершения и перерывов в соревнованиях, принятие решения о прекращении мероприятия. При необходимости он может вносить корректировки в план испытаний или полностью менять его. Также Председатель должен проводить инструктаж всей судейской коллегии и руководить процессом оценивания результатов.

Обязанности технического делегата – контролировать работу инспекторов дистанции и арбитров, производить инспекцию трассы и карт-схем. Также он выступает ответственным за допуск участников и является главным членом жюри. Главный секретарь контролирует работу секретариата. Инспекторы работают на трассах, подготавливая спортивные карты и проверяя пригодность местности.

Судьи наблюдают за правильностью прохождения дистанции участниками

Первый заместитель главного судьи занимается организацией трассы. Другие представители судейской коллегии отвечают за остальные виды программы: спортивно-техническое обеспечение, информационные технологии, организационные вопросы.

Арбитры следят за обустройством трассы и соблюдением правил мероприятия. Контролирует синхронизацию рабочей системы и судейского времени главный хронометрист. На старте и финише также работают отдельные судьи.

Требования к спортсменам

К участникам соревнований предъявляется ряд требований. Так, спортсмены должны:

  • следовать Правилам соревнований;
  • являться на старт в установленное время;
  • участвовать с номером, определенным в ходе жеребьевки;
  • стартовать с контрольной картой, выданной Организатором;
  • сохранять целостность карты и контрольной карточки;
  • помогать другим участникам, получившим травму, сообщать об инциденте Организатору;
  • проходить все маркированные участки от начала до конца;
  • придя к финишу, сдать карточку и, при необходимости, карту;
  • передавая эстафету, коснуться рукой участника команды;
  • сойдя с дистанции, как можно быстрее вернуться на финиш, сообщить о своем возвращении, отдать карту и карточку.

Главное требование к спортсменам – выполнять требования, установленные организаторами

В то же время есть перечень запрещенных действий, которые тоже должны соблюдать ориентировщики:

  • принимать любые виды допинга;
  • заранее осматривать местность, где планируется соревнование, если это не разрешено организатором;
  • во время соревнований использовать иной картографический материал, помимо карты, выданной судьей;
  • выходить на маршрут до объявления старта;
  • выходить на дистанцию после финиша без разрешения судьи;
  • на протяжении всего времени состязаний закрывать обзор номера и допускать его повреждения;
  • использовать любые средства передвижения, помимо разрешенных;
  • использовать мобильный телефон и другие средства связи, если они не предусмотрены правилами соревнований;
  • использовать какие-либо сигналы для привлечения внимания помимо сигнала о помощи;
  • сокращать (срезать) дистанцию;
  • использовать какую-либо постороннюю помощь кроме медицинской;
  • пересекать запрещенные участки местности;
  • препятствовать работе судьи.

Ограничений по одежде и обуви, как правило, не вводится.

Спортсменам-ориентировщикам разрешена любая спортивная одежда, соответствующая погодным условиям

Дисциплины спортивного ориентирования

Спортивное ориентирование представлено в нескольких дисциплинах. Они отличаются порядком прохождения контрольных пунктов, площадью и длиной трассы, временем прохождения, штрафами, подсчётом результатов.

Ориентирование в заданном направлении

Цель участника — прохождение контрольных пунктов в заданном порядке. Порядок прохождения контрольных пунктов нанесен на карту, которая выдается перед стартом. Побеждает спортсмен, который прошел дистанцию в верном порядке за самое короткое время.

Особый вид спортивного ориентирования в заданном направлении — ориентирование по спортивному лабиринту, или ультраспринт. Площадь трассы (лабиринта) очень мала, а длина дистанции 100-500 метров. На трассе созданы искусственные препятствия (в отличие от препятствий естественных при ориентировании в природных условиях).

Ориентирование по выбору

Участники проходят трассу в произвольном порядке. На карте не размечен порядок прохождения дистанции: обозначены только точки старта, контрольных пунктов и финиша. Существует три вида ориентирования по выбору:

  • Прохождение дистанции за кратчайшее время
  • Прохождение дистанции с определённым количеством очков (которые начисляются за прохождение контрольных пунктов) за наименьшее время
  • Прохождение дистанции за определенное (контрольное) время с наибольшим количеством очков. За прохождение каждого контрольного пункта присуждаются баллы. За превышение назначенного времени дается штраф

Ориентирование на маркированной трассе

Цель участников — пройти как можно большее количество контрольных пунктов и обозначить их на карте (на которой изначально отмечены только старт и финиш). На финише судьи проверяют карты участников. Если спортсмен отметил контрольный пункт неточно, назначается штраф — дополнительное время или штрафные круги. Результат складывается из времени прохождения дистанции и заработанного штрафа.

Ориентатлон

Ориентатлон — это комбинация дисциплин в заданном направлении и на маркированной трассе. Проводятся только для лыжников. На карту нанесены лыжни, а контрольные пункты не размечены.

Трейл ориентирование

Дисциплина спортивного ориентирования, изначально созданная для людей с ограниченными возможностями. Постепенно этот вид ориентирования стал популярным среди любителей, теперь в трейл-ориентировании могут принимать участие все желающие.

На карту нанесены разрешенные для передвижения тропы и точки. Недалеко от контрольных пунктов расположены призмы или флаги. Задача спортсменов — определить, какая из призм соответствует точке на карте. Спортсмен, правильно определивший большее количество соответствий, побеждает. Время прохождения дистанции не учитывается.

Классификация по другим критериям

Взаимодействие участников
индивидуальные эстафетные групповые
Организация старта
раздельный гандикап общий
Зачёт результатов
личные лично-командные командные
Определение результата
однократные многократные квалификационные
Время проведения соревнований
дневные ночные

Соревнования по спортивному ориентированию проводятся среди любителей и профессионалов всех возрастов. Выделяют соревнования, длящиеся несколько часов, и соревнования, которые могут продолжаться сутки (рогейн).

Методика проведения досугового мероприятия по физкультуре

Развлечение по физической культуре обычно приурочено к празднику (Всемирный день гимнастики, День спорта) или завершению учебного полугодия (зимние, летние спортивные праздники). Ознакомиться с картотекой досуговых физкультурных мероприятий, а также с готовыми сценариями можно здесь или в подборке инструктора по физической культуре из Иркутской области Былковой Т.Ю.

Подготовительный этап

Игры и упражнения, включённые в досуговое мероприятие, должны быть хорошо знакомы малышам. Для этого элементы движений и игровых действий отрабатываются на физкультурных занятиях, прогулках и во время утренней гимнастики.

Например, своим воспитанникам средней группы, у которых есть сложности в выполнении различных действий с мячом, в качестве индивидуальных заданий я предлагаю поупражняться в отбивании, ведении и передачи мяча. Малышам второй младшей группы, испытывающим сложности в удержании равновесия, я варьирую выполнение заданий этого направления на полу или бревне.

Подготовительный этап позволяет отработать с детьми те виды упражнений, которые вызывают у них затруднения

Выбор судей

Бо́льшая часть досуговых мероприятий носит соревновательный характер, а значит, важно продумать структуру судейства. Судьями развлечений, как правило, являются:

  • заведующий ДОУ;
  • старшая воспитательница;
  • воспитатели групп, не участвующих в мероприятии (чтобы исключить вероятность необъективного оценивания);
  • активные родители, участвующие в жизни детского сада.

Что касается критериев оценивания, то методистами рекомендуется оценивать детей не баллами, а по уровню выполнения заданий, то есть выявляя:

  • скорость выполнения задания;
  • ловкость;
  • скоординированности движений;
  • умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Кроме того, при оценке участников следует учитывать:

  • старательность ребят;
  • физические возможности каждого ребёнка;
  • честность в соблюдении правил;
  • уважительное отношение к соперникам.

Судейство должно быть предельно справедливым

Проведение мероприятия и роль ведущего

В день организации праздника помещение или площадка должны быть красочно оформлены в соответствии с темой. Мероприятие должно начинаться в установленное время и без нарушений режима дня малышей, что имеет существенное значение для детей младших групп.

Немаловажную роль играет ведущий мероприятия, в роли которого может быть воспитатель, так как инструктор по физвоспитанию выполняет функции координатора мероприятия. Итак, ведущий должен:

  • детально знать сценарий развлечения;
  • уметь чётко и лаконично объяснять задания участникам;
  • находить способы активизировать малоактивных детей и успокаивать гиперактивных (например, объединяя детей с противоположными темпераментами в мини-группы для участия в игре или для выполнения упражнения);
  • координировать работу судей, не допуская затягивания обдумывания оценок.

Подведение итогов и награждение

Главный принцип организации итогового этапа: в мероприятии не должно быть проигравших. Можно сделать дифференцированные награды:

  • сладкие призы;
  • дипломы;
  • медали, сделанные руками самих детей;
  • цветы (обычно так награждаются взрослые, которые принимали непосредственное участие в празднике).

Важно, чтобы награду получил каждый ребёнок

Основы подготовки

Бывают люди с «встроенной картой» в голове. Они с ходу выбирают верное направление, понимают особенности полигона и без особых видимых усилий достигают КП. Всем прочим приходится долго тренироваться, чтобы освоить навык ориентирования на местности.

Лучший учитель в этом случае – опыт. Ориентировщиками не становятся, сидя дома и изучая специальную литературу. Это умение рождается только на практике: вы должны непременно заблудиться и выбраться обратно, взять неверный азимут, потерять время и силы на ошибочном маршруте – и так несколько раз подряд. Но с каждым разом всё отчётливее будет понимание того, как поступить правильно.

Прокачать навыки спортивного ориентирования – значит научиться читать карту, брать азимут, пользоваться компасом и увеличить выносливость. Остановимся на каждом пункте подробнее.

Научиться читать карту

Это значит – понимать условные знаки и с их помощью делать выводы об особенностях полигона. Хороший ориентировщик, глядя на карту, сможет сказать, где в лесу проложена широкая дорога, а где идёт узкая тропинка, какие перепады высот встретятся на пути и будут ли непреодолимые препятствия, а масштаб карты поможет определить реальные размеры объекта.

Всё это крайне важно для построения будущего маршрута. Как читать карту: масштаб карты означает, что 1 см на ней равен определённому количеству метров в реальности

Чтобы определить расстояние по масштабу, например, 1:25000, отсчитываем длину отрезка до нужного объекта и умножаем это число на 250 (это количество метров, равных 25 000 см)

Как читать карту: масштаб карты означает, что 1 см на ней равен определённому количеству метров в реальности. Чтобы определить расстояние по масштабу, например, 1:25000, отсчитываем длину отрезка до нужного объекта и умножаем это число на 250 (это количество метров, равных 25 000 см).

Замкнутые кривые линии на карте называются горизонталями и дают подсказку о рельефе: они соединяют точки на местности, обладающие примерно одинаковой высотой – таким образом, чем больше вы видите близких друг к другу горизонталей, тем круче подъём в этих местах.

Научиться брать азимут

Азимут – это угол между направлением на север и направлением к заданной точке маршрута. Он выручает в тех условиях, когда видимость на местности ограничена или отсутствуют знаковые ориентиры.

Как вычислять азимут: он измеряется от севера по направлению движения часовой стрелки к тому объекту, куда необходимо добраться, и выражается в градусах. Кладём компас на карту так, чтобы большая стрелка указывала на искомый объект, и затем крутим колбу компаса до тех пор, пока нулевая отметка на шкале не придёт в соответствие с северным концом стрелки.

Уметь пользоваться компасом 

На соревнованиях по спортивному ориентированию зачастую нельзя включать навигатор, использовать GPS, а некоторые организаторы просят даже снимать спортивные часы, если в них есть шагомер. Поэтому для определения направления к КП остаётся старый добрый компас.

Как пользоваться компасом: из школьных уроков географии мы помним, что красная стрелка всегда указывает на север. При этом нельзя держать компас вблизи металлических предметов, иначе он начнёт сбоить.

Исходя из того, что мы знаем, в какой точке мы находимся, совмещаем север карты (он обычно находится вверху) с севером компаса. После этого нам нужно совместить указатель направления на компасе с направлением к объекту – и начать поворачиваться

Важно, чтобы направление магнитной стрелки совпало с севером на колбе компаса. После этого можно двигаться к объекту по указанному направлению

Обладать физической выносливостью

Некоторые соревнования по спортивному ориентированию длятся много часов, вплоть до суток, причём участники обычно не тратят время на отдых. Плюс между КП зачастую приходится передвигаться бегом по пересечённой местности. Особенно это актуально для тех, кто претендует на призовые места.

Как подготовиться физически: включать в тренировочный план интервальные пробежки и фартлеки, уделить внимание трейловым маршрутам, если ориентирование будет проходить на природе. Читайте по теме: Как развить выносливость в беге

Читайте по теме: Как развить выносливость в беге

Экипировка для спортивного ориентирования

В зависимости от типа соревнований спортсмену требуется определенная экипировка. Помимо специфического инвентаря, такого как лыжи или велосипед, требуется общий, например, карта, компас, фонарь и т. д.

Современная экипировка спортсмена-ориентировщика

Карта местности

Топографическая карта – главный атрибут ориентировщика. Можно обойтись без специального костюма, компаса, фонаря, но без карты – вряд ли. С ее помощью спортсмен определяет широту и долготу, свое местоположение и выбирает пути передвижения по дистанции.

Для спортивного ориентирования карта выполняется в специальных условных знаках. На стороны света указывают:

  • линии магнитного меридиана (идут с севера на юг);
  • значок-указатель сторон света, обращенный вершиной на север;
  • ориентировка внемасштабных знаков на юг;
  • расположение всех надписей верхом на север.

В помощь ориентировщику чаще всего предлагаются карты масштабом 1:10 000 или 1:15 000.

Топографическая карта является основным средством ориентирования на местности

Компас

Для спортивного ориентирования требуется легкий и компактный компас. Его можно прикрепить на запястье, большой палец или подвесить на шею. При передвижении на лыжах и велосипеде компас лучше прикрепить на планшет. Ориентировщики предпочитают жидкостные компасы с магнитной стрелкой, так как они максимально быстро определяют местоположение и не сдвигаются во время передвижения.

Курвиметр

Это простое устройство для измерения линий на картах, чертежах и планах. Для измерения длины необходимо покатать колесо на курвиметре. Современные цифровые модели допускают лишь небольшую погрешность – около 0,25 см при измеряемой линии не менее 50 см.

Курвиметр – прибор, измеряющий на карте или чертежах расстояние по извилистым линиям

Телефон

Современные смартфоны имеют множество полезных функций, что делает их незаменимыми в спортивном ориентировании. Если телефон не запрещен правилами соревнований, ориентировщики могут с его помощью определять местоположение, производить замеры, использовать в качестве фонарика и др.

Свисток

Функция свистка для ориентировщика очевидна – с его помощью спортсмен может позвать помощь, оказавшись в опасной ситуации.

Свисток ориентировщику нужен для того, чтобы при необходимости позвать на помощь

Методические приёмы для проведения физкультурного досуга

Успех проведения развлечений во многом зависит от того, насколько методически грамотно педагог скомбинирует приёмы взаимодействия с детьми.

Аудиовизуальные приёмы

Самыми важными для проведения физкультурных развлечений, как уже отмечалось, являются атрибуты и музыка.

Аудиоматериалами могут быть:

  • марши (особенно для заданий на построение и перестроение);
  • детские песенки для сопровождения игр;
  • спокойная расслабляющая музыка для малоподвижных игр в конце развлечения.

Образцы всех этих видов музыкального сопровождения можно найти здесь.

Аудиосопровождение варьируется в зависимости от характера упражнений досуга:

  • общеразвивающие задания иллюстрируются ритмичной плавной музыкой;
  • игры — весёлой;
  • соревнования — бодрой музыкой.

Для награждения музыка должна быть торжественной

Что касается атрибутов, то традиционно это:

  • мячи;
  • гимнастические палки;
  • скакалки;
  • обручи;
  • бадминтон, теннис;
  • реквизит для народных игр (к примеру, городки для одноимённой игры, игрушка бильбоке, кольцеброс и пр.);
  • игрушки, если сюжет развлечения предполагает наличие ведущего персонажа;
  • элементы костюмов для театрализаций (например, кушаки для мальчиков и веночки для девочек в празднике, посвящённому дню Ивана Купалы);
  • материалы для награждения участников соревнований (дипломы, кубки, сладкие призы и пр.).

Атрибуты должны быть тщательно продуманы для каждого задания

Другие средства наглядности

Как и на занятиях по физкультуре, при проведении досуговых мероприятий педагог использует такие наглядные приёмы, как:

  • картинки для иллюстрации сюжета развлечения (например, хода народной игры, расстановки игроков по позициям в футболе и пр.);
  • демонстрация (в играх и упражнениях педагог личным примером показывает порядок выполнения действий либо полностью, либо частично в целях напоминания малышам движений);
  • показ, предполагающий использование видеоматериалов в сценарии (например, из истории того или иного вида спорта).

Видео: приём показа — история футбола для подготовительной группы в стихах

Watch this video on YouTube

Практические приёмы

К этой группе способов взаимодействия с детьми при проведении физкультурных досугов относятся:

  • рисунки (к примеру, в подготовительной группе на занятии по рисованию после физкультурного досуга и просмотра видео об истории футбола дети зарисовывают свои впечатления);
  • аппликации (в средней группе итогом проведения развлечения «Путешествие в страну сказок» для подобревшей Бабы-Яги малыши выполняют поделку «Коврик», чтобы «больной старушке» было удобно отдыхать);
  • поделки (например, изготовление реквизита для игр — так, к игре «Репейники» дети старшей группы сами приклеивают на двусторонний скотч липучки к перчаткам и мячикам).

Фотогалерея: примеры практических приёмов при проведении физкультурных досугов

Игровые приёмы

Безусловно, основой спортивных досугов являются подвижные игры, которые содействуют развитию всех физических качеств детей: ловкости, гибкости, ориентированию в пространстве, быстроты и двигательных умений. Ниже представлены картотеки подвижных игр для:

  • первой младшей группы;
  • второй младшей группы;
  • средней группы;
  • старшей группы;
  • подготовительной группы.

Словесные приёмы

Образовательная область «Физическое развитие» словесную группу способов взаимодействия относит ко вспомогательным. И всё же среди речевых приёмов при проведении досугов стоит выделить:

  • объяснение (например, при проведении игры «Огуречик, огуречик» в досуге «Помоги Зайке выздороветь» в первой младшей группе разъяснение может быть таким – «Дети под слова «Огуречик, огуречик…» прыгают к ловишке в противоположный конец площадки»);
  • беседу как способ обсудить с ребёнком тему видео или аудиоматериала;
  • сказки (это приём используется как форма организации деятельности детей и взрослых во время развлечений);
  • стихотворения, загадки (применяются для мотивации малышей в начале мероприятия и подведения итогов в конце).

Таблица: рифмовки и загадки для физкультурных досугов в разных группах

Группа Тема Загадки Стихотворения
Младшая «Домашние животные»
Средняя «В поисках клада»
Старшая «Поход в весенний лес»
Подготовительная «Весёлые туристы»

Рифмовки могут использоваться для поддержки членов своей команды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector