Классификация физических упражнений таблица

Место и роль классификации физических упражнений в истории физического воспитания

Классификация физических упражнений — это их разделение на группы (классы) по определенному критерию классификации. С помощью классификации учитель, педагог, тренер могут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их учебно-воспитательный потенциал, а значит, более целенаправленно и эффективно отбирать те упражнения, которые в большей степени соответствуют решению конкретных педагогических задач, индивидуальные и возрастные особенности. занимающихся, характер физической культуры и условия проведения занятий. 

В настоящее время известно более 300 классификаций упражнений. В связи с тем, что теория и практика физического воспитания постоянно пополняется новыми данными, классификации не остаются неизменными. Задача совершенствования классификации состоит в систематизации всего многообразия существующих физических упражнений, исходя из представленных ими объективных возможностей для формирования физической культуры личности в целом и отдельных ее компонентов. Немаловажно и то, что классификация предусматривает возможность появления и прогнозирования новых форм физических упражнений Кручевича.    

В истории физического воспитания существует множество различных классификаций упражнений. Часто классификации строились на чисто формальной основе (например, упражнения со снарядами, на снарядах и без снарядов — из немецкого поворота 18 века и гимнастика Сокол 19 века) или частных, незначительных признаков, определяемых узким постановка задач по физическому воспитанию (например, по анатомическому признаку шведской гимнастики XIX века с ее узкой направленностью на развитие внешних форм тела или на чисто утилитарной основе, как классификация Эберта во Франции).       

Полностью разработанной общей классификации физических упражнений пока не создано. Задача состоит в том, чтобы систематизировать все многообразие физических упражнений исходя из объективных возможностей, которые они предоставляют для выполнения задач комплексного физического воспитания, и сгруппировать их так, чтобы можно было выбирать упражнения с максимальной эффективностью. Немаловажно и то, что классификация предусматривает возможность появления новых форм упражнений.  

При общем обзоре совокупности физических упражнений в специальной литературе часто прибегают к их группировке по принадлежности к исторически сложившимся видам гимнастики, спорта, игр и туризма. Внутри тех же групп вводится более дробное деление (например, гимнастика подразделяется на основную, или общеподготовительную, спортивную, вспомогательную спортивную, производственную). Однако такая классификация не отличается достаточной четкостью, не отражает в необходимой степени все более глубокого взаимопроникновения и изменений ранее установленных средств и методов физического воспитания и имеет другие недостатки. Матвеев.   

При этом следует учитывать, что каждое физическое упражнение имеет не одну, а несколько характерных черт. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. 

В связи с этим невозможно создать единую классификацию упражнений, подходящую для каждого случая. Существование ряда классификаций, основанных на различных характеристиках, не лишено смысла, если характеристики, хотя бы в некоторой степени, имеют научные дополнения. 

Роль гимнастики

Гимнастику применяют для оттачивания координации, восстановления и развития силовых способностей, скорости, ловкости. Соответственно, гимнастические упражнения делят по группам, включающим мышцы, на которые производится нагрузка: мышцы рук, ног и т. д. Данную классификацию (по анатомическому признаку) кладут в основу при составлении комплексов занятий. Упражнения рассматривают и в зависимости от активности человека. При самостоятельном выполнении речь идет об активных, при комплексном выполнении вместе с инструктором – об активно-пассивных, при выполнении движений руками инструктора – о пассивных упражнениях.

Нужно рассмотреть обширную классификацию физических упражнений в зависимости от характера выполнения.

  1. Общеразвивающие занятия ориентированы на оздоровление и укрепление организма в целом, улучшение работоспособности и эмоционального самочувствия, нормализации дыхания, кровообращения. Также такие занятия усиливают лечебный эффект.
  2. Специальные разрабатываются для оказания лечебного воздействия на отдельные органы и системы. Одни и те же занятия могут выступать в качестве укрепляющих и лечебных. Это зависит от состояния человека. Например, нагрузки на мышцы нижних конечностей – укрепляющие для здорового человека, однако после травмы или операции они будут лечебными и будут отнесены к специальным.
  3. Дыхательные имеют свою, отдельную, классификацию. Они подразделяются на статические, динамические, дренажные. При статических движения конечностями, корпусом не осуществляются. Это, например, диафрагмальное дыхание. Дренажные ориентированы на отток жидкости из дыхательных путей. Дыхательные упражнения с успехом используют для восстановления нервной системы организма.
  4. Строевые и порядковые упражнения подразумевают выполнение построений, перестроений, поворотов, выполняющихся совместно с различными вариантами ходьбы. Они направлены на улучшение координации движений, работы вестибулярного аппарата. В определенных ситуациях могут выполнять лечебную функцию.
  5. Подготовительные упражнения – это разминочные, те, которые готовят организм к предстоящим нагрузкам. Они могут выполняться с упором на отдельные группы мышц, а также зависят от общей физической подготовленности человека.
  6. Корригирующие проводятся с профилактической целью, а также для сглаживания дефектов неправильной осанки, приведения к норме положения позвоночного столба, грудной клетки. Их часто дополняют пассивными методами лечения, такими как использование корсетов, массажи.

Подготовительные упражнения делают для подготовки организма к нагрузкам

Упражнения на координацию проводятся с целью укрепления вестибулярной системы при гипертонии, неврологических проблемах, травматических поражениях. Упражнения на расслабление предназначены для приведения к норме тонуса мышц, развития координации движений. На последних этапах реабилитации назначаются упражнения в сопротивлении. Они ориентированы на укрепление мышц, их эластичности, прекрасно влияют на функционирование сердца и сосудов, органы дыхания, обменные процессы. В процессе занятий нужно преодолевать сопротивление, созданное инструктором либо здоровой конечностью.

С лечебной целью используют висы и упоры. Благодаря им можно добиться нужного силового напряжения. Чистые висы редко применяют в лечебной гимнастике. При их выполнении происходит задержка внешнего дыхания, ухудшается кровоснабжение. Они могут применяться для укрепления мышц рук, плеч, повышения функциональности суставов рук, снятия нагрузки с позвоночника. Выполнять их можно только если отсутствуют заболевания, связанные с сердечно-сосудистой системой.

При смешанных висах нагрузка на руки сочетается с упором ног. Благодаря этому нагрузка распределяется равномерно.

  • Упоры также подразделяют на чистые и смешанные. Чистые обычно используют при травмах нижних конечностей. Это упор к спинке кресла или кровати. Смешанная форма используется для увеличения силы разгибателей.
  • Подскоки и прыжки. При прыжках активируются группы мышц нижних конечностей. Используются они как общая тренировка, для повышения тонуса, совершенствования координации движений.

Ритмопластические упражнения могут выполняться как на месте, так и с перемещением, а также с использованием снарядов или без них под музыкальное сопровождение. Чаще всего используются для занятий с малышами и в женских группах.

5 видов нагрузки:

  1. Упражнения с собственным весом
  2. Силовые упражнения
  3. Упражнения с резинкой (эластичной лентой)
  4. Плиометрические упражнения
  5. Упражнения на растяжку

Упражнения с собственным весом

Данный метод базируется на силовых тренировках. Преимущества заключаются в том, что мы можем тренировать все мышцы тела и при этом не использовать никакого дополнительного инвентаря. К сожалению, когда тренировка с собственным весом достигает определенной максимальной точки со стороны силы и выносливости, она быстро достигает своих пределов в развитии.

Как и во всех дисциплинах, чтобы улучшаться, вы должны увеличивать сложность. Единственный способ – это увеличить количество повторений. Но, если вы дойдете до 25 повторений в упражнениях с собственным весом, вы не сможете тренироваться в силовом стиле, нагрузка перейдет в режим выносливости. Для увеличения мышц и силовых показателей, увеличение количества повторений не столь эффективно, как увеличение веса.

Непроизвольная сила – залог прогресса!

Даже, если вы хотите задействовать все силы мышц, вы не сможете этого сделать. Их общая сила огромна. Вы часто ощущаете это при мышечной судороге, когда она вызывает сокращение мышц, которое намного сильнее любых выполняемых движений тела даже под нагрузкой. Общая сила мышцы — это сумма ее максимальной произвольной силы плюс ее абсолютная непроизвольная (неосознанная) сила. Разница между максимальной произвольной силой и абсолютной непроизвольной силой называется дефицитом силы.

Силовые упражнения

Чтобы увеличить сложность этого вида упражнений и заставить мышцу расти, вы должны давать ей стимул. Самый простой способ сделать это — использовать гантели. Гантели позволяют выбирать и постепенно изменять нагрузку. Можно изначально взять гантели по 0,5 кг, при условии, что у вас достаточно сил. Постепенное добавление веса противоположно упражнениям с массой тела, вес в которых не меняется. Многие люди не могут делать подтягивания или отжимания. С гантелями — это не проблема, так как можно выбрать любой вес, который вам нравится.

Гантели – это дополнение к упражнениям с собственным весом, но они менее ограничивают возможности для людей, которые новички в тренировках с собственным весом и еще не имеют достаточной силы для подъемов своего тела. С помощью гантелей более сильные спортсмены могут выходить за пределы своего веса тела, используя их как дополнительные утяжелители, постепенно увеличивая вес.

Упражнения с резинкой или эластичной лентой

Мы уже описывали, что методика такого вида упражнений с резинкой сильно отличается от методики, осуществляемой с гантелями или с собственным весом. Чтобы изменить нагрузку эластичных лент, у вас есть два варианта:

  • 1. Выбирайте амплитуду движения — чем больше вы растягиваете резинку, тем больше сопротивление вы получаете.
  • 2. Используйте различные виды эластичных лент по толщине и, следовательно, различные силовые нагрузки.

Такой выбор силы сопротивления менее точен, чем при использовании гантелей, но он позволяет выбрать больше вариантов, чем при выполнении упражнений с собственным весом.

Тренировки с помощью гантелей или веса тела означает, что мышцы должны развиваться за счет произвольной силы, при увеличении веса нагрузки. С эластичной лентой роль абсолютной непроизвольной силы намного больше. Таким образом, резиновая лента представляет собой переход между традиционными силовыми упражнениями и плиометрикой. Фактически, когда вы тянете за ленту, финальное движение быстро возвращает вас обратно в исходное положение. Данная методика тренировок похожа на быстрые движения в плиометрике. Более подробно мы опишем это в статье «Негативные повторения».

Чтобы быстро прогрессировать, вы должны тренировать обе, настолько, насколько это возможно: максимальную силу мышц и абсолютную непроизвольную силу (другими словами, уменьшить дефицит силы). Плиометрические упражнения, а также упражнения с эластичной лентой, позволят вам сделать именно это.

Физиологическая классификация упражнений

Влияние физических упражнений на состояние функций организма определяется множеством причин, которые условно можно объединить в группы педагогических, психологических, биохимических и физиологических факторов. Особую роль в классификации физических упражнений играют физиологические паттерны движений. Физиологической основой классификации физических упражнений может служить режим мышечной деятельности (статический, динамический, смешанный), степень координационной сложности, отношение упражнений к развитию качеств двигательной активности (физических качеств), относительная сила работы и другие приметы.  

Одним из возможных признаков, которые могут быть положены в основу физиологической классификации, является способ выполнения физических упражнений — стандартные или нестандартные (вариативные). Так, для циклических упражнений характерны стандартные (постоянные, неизменные) приемы выполнения. Бегун, пловец, велосипедист выполняют относительно небольшую группу упражнений, в которой определенные физиологические параметры движения строго чередуются. Нестандартные упражнения характеризуются постоянным изменением условий спортивной деятельности, а вместе с тем изменением формы движений и их физиологических характеристик (бокс, борьба, фехтование, спортивные игры).    

Физические упражнения можно разделить по следующим критериям: по биомеханической структуре движений — на циклические (гребля, бег, плавание и др.) И ациклические (бокс, борьба, гимнастика и др.); по проявлению физических качеств — для упражнений, требующих преимущественного развития скорости — скоростные (бег на короткие дистанции), взрывной силы — скоростно-силовые (прыжки в длину и высоту, метание), на выносливость (беговые лыжи, бег на длинные дистанции), силовые (тяжелая атлетика), координация — сложные технические (гимнастика, горные лыжи, фигурное катание); по характеристикам передвижения — для упражнений, выполняемых преимущественно ногами (бег, конькобежный спорт и велоспорт), руками (плавание, гимнастика), руками и ногами (катание на лыжах); по мощности выполняемой работы — для упражнений максимальной, субмаксимальной, большой, средней и переменной мощности; по преобладающему источнику энергии — для упражнений, выполняемых в зоне аноэробно-алактатного, аноэробно-лактатного, смешанного анаэробно-аэробного и аэробного энергообеспечения; по уровню энергопотребления — для упражнений, выполняемых с большим расходом энергии, с потреблением кислорода 4-6 л / мин (бег, лыжи, плавание), средним — 2-4 л / мин (спортивные игры) и низким — менее 2 л / мин (фигурное катание, бокс, борьба); по характеру регулирования нагрузки — для упражнений заданного объема работы (гребля, плавание, бег и т. д.) и упражнений за заданное время работы (бокс, борьба, футбол, хоккей и т. д.); по объему активной мышечной массы — местные, при которых в работу задействовано до одной трети мышечной массы, региональные — до двух третей мышечной массы и глобальные — более двух третей мышечной массы; а по характеру (типу) мышечной работы — на статическую и динамическую.              

В настоящее время общепринятая классификация предложена В.С. Фарфелем, который разделил все виды спортивных упражнений на позы и движения. Движения делятся на два класса — стандартные (стереотипные) и нестандартные (ситуативные). Первые формируются по стереотипному принципу, выполняются в всегда известных условиях, в определенной последовательности. Вторые, хотя и содержат ряд усвоенных, стереотипных элементов, выполняются в нестандартных условиях, противоречивых ситуациях, с большими вариациями, что характерно для боевых искусств и спортивных игр, а также для кроссов.     

Первую подгруппу можно разделить на циклические (с повторяющимися циклами движений) и ациклические движения.

Циклические движения, в свою очередь, делятся на зоны относительной мощности (максимальная, субмаксимальная, большая, умеренная). Также их можно разделить по типам передвижения (осуществляются руками или ногами), которые можно разделить на естественные, выполняемые на суше и в водной среде, со скольжением (катание на коньках). ). 

Ациклические движения делятся на:

  1. скоростно-силовые (прыжки, метание);
  2. правильная мощность (поднятие штанги);
  3. прицеливание (стрельба, бросок, подача мяча и т. д.).

Качественно оцененные движения можно разделить на:

  1. по спорту (художественная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду и батут);
  2. по характеристикам движений (сила, скорость, координация, ориентация в пространстве и времени, равновесие, гибкость, отсутствие опоры, выразительность).

Сущность и определение понятий «Физическое воспитание», «Физическое развитие», «Физическая культура личности», «Физическая культура», «Спорт».

Физическая культура — часть общей культуры общества, объединение различных мероприятий, направленных на достижение человеком физического совершенствования (укрепление здоровья, раз­витие физических качеств, достижение спортивных результатов и т.д.). Уровень физической культу­ры общества (любого общества) зависит от уровня физической культуры его членов — физической культуры личности — степени самостоятельного использования Ф. к. в сфере воспитания и образо­вания, в производстве, быту, при организации свободного времени, досуга.

Спорт составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, систе­ма организации соревнований по различным физическим упражнениям. Существует любительский спорт и профессиональный. Целью спорта, как составной части физической культуры, наряду с укре­плением здоровья и общим физическим развитием человека, является достижение высоких результа­тов и побед в состязаниях.

Физическое воспитание органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигатель­ных навыков и умений, необходимых в быту и производит, деятельности, и в конечном итоге на дос­тижение физического совершенства. Основные средства и пути Ф.в.- занятия физическими упражне­ниями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами — гимнастиче­ские, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровит, сил природы — солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение спец. знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств за­каливания, личной и обществ, гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. фи­+зическое образование).

Физическое развитие процесс изменения, а также совокупность морфологических и функцио­нальных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследствен­ность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и качественных изменений в организме и др.) и социальными (материальный и культурный уровень жизни, распреде­ление и использование материальных и духовных благ, воспитание, трудовая деятельность, быт и т. д.). Как совокупность признаков, характеризующих состояние организма на разных возрастных эта­пах, уровень Ф. р. (наряду с рождаемостью, заболеваемостью, смертностью) является одним из важ­нейших показателей социального здоровья населения. Основным средством направленного воздейст­вия на Ф. р. являются физические упражнения. В современном обществе всестороннее Ф. р. всех групп населения, достижение физического совершенства — социальная цель физического воспитания, программной и нормативной основой которого являются общегосударственные программы.

StudFiles.ru

Спортивная составляющая

Спортивные упражнения предназначены для восстановления и совершенствования двигательных умений, а также характеризуются общим оздоровляющим действием на человеческий организм. Они повышают выносливость, нормализуют обменные процессы, благотворно сказываются на деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

При ходьбе укрепляются мышцы ног и улучшается работа дыхательной системы

Это ходьба, гребля, лазанье, прогулки на лыжах, занятия в бассейне, езда на велосипеде.

В ЛФК чаще всего используют занятия в воде. Они способствуют снижению тонуса, расслаблению. Наибольшую эффективность такие нагрузки имеют при травмах и поражениях опорно-двигательного аппарата. Метания также помогают восстановить координацию, подвижность суставов, наращивают мышечную силу. Во время занятий могут использоваться различные снаряды: диски, копья, мячи.

Работу дыхательной системы и сердца помогают нормализовать прогулки на лыжах. Также они хорошо воздействуют на нервную систему пациента. Аналогичным действием характеризуется катание на коньках. Гребля способствует развитию дыхательной системы, укрепляет мышцы конечностей, способствует подвижности позвоночника.

Физическое воспитание

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях (рис. 1).

Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия мо­жет выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обуче­ние движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ­ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо разви­вать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический ха­рактер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то, что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.

  • Назад

  • Вперёд

Список литературы

  1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. инструкция для шпильки. выше. изучать. учреждений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. М.: Издательский центр Академия, 2005        
  2. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. — Ростов н / д: Феникс, 2005
  3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. — М.: ФиС, 1985     
  4. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. М.: Издательский центр Академия, 2001  
  5. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие. для тех. физическая культура / А.А. Гужаловский. — М.: ФиС, 1982        
  6. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физического воспитания (Методические основы развития физических качеств) / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов. — М.: Лептос, 1990         
  7. Ильинич, В. И. Физическая культура школьника: учебник / В. И. Ильинич. М.: Гардарики, 2000
  • Реферат на тему: Необходимая и достаточная физическая активность для молодой девушки при диабете
  • Реферат на тему: Дозирование физической нагрузки в оздоровительной тренировке
  • Реферат на тему: Содержание понятий «утомление» и «восстановление», способы оптимизации работоспособности при обучении новым движениям
  • Реферат на тему: Необходимая физическая активность для девушек, при проблемах со зрением
  • Реферат на тему: Физкультура в профилактике опорно-двигательного аппарата
  • Реферат на тему: Средства физического воспитания и их влияние на осанку детей младшего школьного возраста
  • Реферат на тему: Физиологическое действие массажа. Гигиеническое значение массажа и самомассажа
  • Реферат на тему: Особенности самовоспитания в спорте
  • Реферат на тему: Общественные физкультурно-спортивные организации
  • Реферат на тему: Организация отбора в спорте как многолетний процесс
  • Реферат на тему: Гуманитарная направленность в образовании студентов технических вузов
  • Реферат на тему: Формирование и эволюция отечественного спортивного менеджмента
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector