Реферат на тему: цели, задачи и средства спортивной подготовки
Содержание:
- Интенсивность тренировочных нагрузок
- Длительность тренировочных нагрузок
- Как правильно тренироваться
- Взаимообусловленность эффективности тренировочного процесса и профилактика спортивного травматизма
- Классификация методов спортивной тренировки
- Диапазоны повторов и их влияние:
- нагрузок
- Базовые упражнения
- Цель, задачи, характеристики спортивной тренировки
- Повторный метод тренировки
- Метод манипуляции с мышечными волокнами
- Непрерывность тренировочного процесса
- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРЕНИРОВАННОСТИ
- Заключение
Интенсивность тренировочных нагрузок
Интенсивность тренировочных нагрузокможет иметь два толкования. Под интенсивностью понимают либо степень напряженности организма при выполнении отдельного тренировочного упражнения, либо количество упражнений, выполняемых с повышенной интенсивностью в общем объеме тренировки. В первом случае говорят об интенсивности упражнений, а во втором – об интенсивности тренировки.
Существует несколько физиологических методов для определения интенсивности нагрузки. Прямой – изменение скорости потребления О2. Все остальные косвенные – основанные на связи между интенсивностью нагрузки и некоторыми физиологическими показателями. Одним из наиболее удобных показателей служит ЧСС – пульсометрия. Известно, что с повышением нагрузки частота пульса возрастает, а с понижением уменьшается. Приближенно ЧССmax можно расчитать по формуле:
ЧССmax=220 — (количество лет) уд/мин.
Следует иметь в виду довольно значительные различия ЧССmax у различных людей одного возраста. Для начинающих с низким уровнем физической подготовки
ЧССmax=180 — (возраст) уд/мин.
Пульсометрия имеет существенное преимущество перед другими методами определения интенсивности. В частности, пульсовые показатели более точно соответствуют истинному состоянию организма в момент тренировки.
ЧСС в состоянии покоя и в работе зависит от возраста, пола, размеров тела, образа жизни человека. У здоровых оно составляет 60-70 уд/мин., у детей больше чем у взрослых, у женщин больше чем у мужчин, у физически активных реже, чем у ведущих малоподвижный образ жизни.
В состоянии покоя ЧСС < 60 уд/мин. – брадикардия (медленный);
ЧСС > 90 уд/мин. – тахикардия (быстрый).
ЧСС также зависит от положения тела: стоя она больше, чем сидя и лежа.
В большинстве случаев при физических занятиях сердечный ритм повышается до 160-180 уд/мин., но иногда может быть больше.
Законы работы по ЧСС:
- До 120 – подготовительная, разминочная.
- До 120-140 – восстановительная, поддерживающая.
- До 140-160 – развивающая выносливость, аэробный.
- До 160-180 – развивающая скоростную выносливость.
- Свыше 180 –
При определении интенсивности тренировочных нагрузок по ЧСС используются два показателя: пороговое и пиковое ЧСС.
Пороговое – это наименьшее ЧСС, интенсивность ниже которой тренировочный эффект не возникает.
Пиковое – наибольшее ЧСС, интенсивность которая не должна быть превышена в процессе тренировки.
Чем ниже уровень функциональной подготовки, тем ниже должна быть интенсивность тренировочной нагрузки. По мере роста тренированности, она должна прогрессивно, постепенно расти.
Длительность тренировочных нагрузок
Тренировочные занятия проводятся либо в группе, либо индивидуально. Продолжительность зависит от вида спорта, возраста и подготовленности спортсменов, задач тренировки т.е.:
для новичков 46-60 мин.;
III-II – 60-90 мин.;
II-I – 90-120 мин.;
кмс, мс – 120-180 мин.
Занятие состоит из 4 взаимосвязанных частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной.
- Вводная – до 3 мин. Она предназначена для построения, приветствия, постановки задач. В тренировке высших разрядов и индивидуальных занятиях эта часть исключается.
- Подготовительная – 10-15 мин. (новичок), 30-35 мин. (подготовленный). Она направлена на функциональное врабатывание организма, на разогревание и растягивание мышц, т.е. подготовку организма к работе. Однако, было бы неверным считать, что значение разминки ограничивается физиологической настройкой организма. Не меньшую роль она играет в решении задач психологической подготовки. Она снимает чрезмерное возбуждение или, у слишком пассивных, вызывает его.
- Основная часть – от 20-30 мин. до 1,5-2 часов. В ней может решаться одна задача (воспитание выносливости) или несколько взаимосвязанных задач (совершенствование техники одного или нескольких упражнений, развитие одного или нескольких физических комплексов и т.д.).
При этом можно отметить несколько закономерностей:
a) Задачи технической подготовки решаются в первой трети ОЧУ.
b) При решении нескольких взаимосвязанных задач идет такая последовательность: техника, тактика, быстрота, ловкость, сила, силовая выносливость, другие виды выносливости, волевые качества.
c) В видах спорта с преимущественным проявлением выносливости в начале основной части применяют прерывистые методы, а затем непрерывные.
d) Наивысшая нагрузка в уроке приходится на вторую треть основной части, с постепенным снижением в последней.
- Заключительная часть – 3-5 мин. для постепенного снижения двигательной активности спортсмена.
Как правильно тренироваться
Самостоятельно приступать к интервальной тренировке не стоит, такой вид тренировок подходит далеко не всем, сначала стоит сходить на консультацию к врачу, чтобы убедиться в отсутствии противопоказаний. Основные противопоказания к тренировкам в интервальном режиме могут быть связаны с наличием сердечно-сосудистых заболеваний. Людям с заболеваниями сердца противопоказаны нагрузки с высокой интенсивностью, хотя заниматься спортом им всё-таким можно и нужно. Альтернативой может стать нордическая ходьба, а от интервальных тренировок придётся отказаться.
Хотя интервальные тренировки кажутся легче классических из-за периодов “отдыха”, это далеко не так. Чтобы перейти к интервальным тренировкам, нужно иметь некоторую физическую подготовку. Чтобы проверить свои силы, начните проводить кардиотренировки и постепенно наращивать их длительность. Если это не ухудшит ваше самочувствие, можете попробовать интервальные тренировки.
Начинать тоже нужно постепенно. На первых тренировках будет достаточно коротких периодов интенсивной нагрузки. Пусть они будут не длиннее 30 секунд, так вам будет проще контролировать своё состояние и регулировать нагрузку. При этом периоды лёгкой нагрузки могут быть более продолжительными, позволяйте себе отдыхать. Интервальные тренировки не подразумевают того, что интервалы “нагрузки” и “отдыха” должны быть одинаковыми.
Взаимообусловленность эффективности тренировочного процесса и профилактика спортивного травматизма
Современный спорт высших достижений относится к одной из немногих сфер деятельности, в которых человеку приходится постоянно сталкиваться с экстремальными условиями. Огромные физические и психические нагрузки, часто усугубленные сложными погодными и климатическими условиями (жара, холод, среднегорье, высокогорье), жесткое противодействие спортсменов (особенно в спортивных играх и единоборствах), исключительная сложность и травмоопасность двигательных действий (спортивная гимнастика,
фристайл, горнолыжный спорт и др.) приводят к тому, что современный спорт превратился в исключительно травмоопасную сферу деятельности. В современном спорте спортивные травмы существенно снижают эффективность тренировочной и соревновательной деятельности, во многих случаях ломают карьеру спортсменов, в том числе приводят к уходу из спорта наиболее одаренных из них, а в отдельных случаях приводят к смертельному исходу. Исследования этой проблемы убедительно свидетельствуют о том, что большая часть факторов риска и причин спортивного травматизма находится в сфере спортивной подготовки и является следствием нерационального построения тренировочного процесса, применения травмоопасных средств и методов технико-тактической и физической подготовки, несовершенных правил соревнований и плохого судейства, применения некачественного спортивного инвентаря и оборудования, несовершенства мест тренировочной и соревновательной деятельности, технико-тактических ошибок спортсменов, применения допинга и др.
Таким .образом, рационально построенный процесс подготовки наряду с решением задач физической, технико-тактической, психологической подготовки должен предусматривать постоянную работу по профилактике спортивного травматизма. Более того, назрела необходимость выделения профилактики травматизма за счет естественных методов и средств спортивной подготовки в ранг одного из специфических принципов спортивной подготовки. В этом случае вся система построения подготовки и соревновательной деятельности спортсменов должна быть построена таким образом, чтобы минимизировать вероятность получения спортивной травмы.
Реализация принципа профилактики спортивного травматизма предусматривает устранение или сведение к минимуму риска спортивных травм за счет повышения качества подготовки и соревновательной деятельности. При этом акцент должен быть сделан на улучшении работы в следующих направлениях:
- материально-техническое и организационное обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности;
- качество проведения спортивных соревнований;
- построение многолетней подготовки;
- построение годичной подготовки;
- подбор средств и методов технико-тактической и физической подготовки;
- учет погодных, климатических и географических условий мест подготовки и соревнований;
- характеристика и учет подготовленности и функциональных возможностей спортсменов;
- система питания, средств восстановления и стимуляции работоспособности, активизации адаптационных реакций;
Устранение факторов риска спортивных травм в каждом из указанных направлений является эффективным средством роста мастерства спортсменов, гарантией успешных выступлений в соревнованиях, продолжительной спортивной карьеры и отсутствия проблем со здоровьем после ее завершения.
Материал взят из книги В.Н. Платонова “Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте”
Классификация методов спортивной тренировки
Серьезные методики тренировок подразумевают планирование и детальную программу упражнений. Методы по своей сути определяют стиль и манеру проведения подготовки и могут быть разделены на две большие группы: общепедагогические и спортивные.
Общепедагогические методы спортивной тренировки также включают в себя три подвида:
Словесные методы
Название, конечно, скучноватое, но по важности и значимости с нужными словами тренера мало что может сравниться. Это может быть объяснение подопечному формата, цели и задач тренировки
Обсуждение и совместный анализ результатов и ошибок – лучший способ мотивации спортсмена для упорной работы. Партнерские взаимоотношения между тренером и спортсменом – самый оптимальный формат коммуникаций во время спортивных тренировок.
Наглядные методы
Нет нужды доказывать эффективность визуальной поддержки для подготовки спортсменов. Это не только просмотр роликов «как надо» или наглядный показ техники выполнения какого-либо упражнения. Это и съемки самих упражнений с последующим разбором ошибок и методов их исправления.
Сенсорно-коррекционные методы
Это специализированные способы использования спортсменом комплекса чувств и эмоций: образного мышления, внутренней речи, двигательных ощущений для воздействия на общее состояние и готовность организма к тренировке или соревнованию. Если коротко, то такая подготовка больше похожа на эмоциональную самоподготовку.
Диапазоны повторов и их влияние:
- Малый диапазон повторов – от 1 до 5 – делает мышцы более плотными и развивает силу.
- Средний диапазон – от 6 до 12 – в равной степени увеличивает массу и силу мышц.
- Большой – 13 и больше – увеличивает объем и развивает силовую выносливость.
Когда вы варьируете диапазон повторов, то развиваете все качества и добиваетесь баланса между мощностью, силой и выносливостью.
Чтобы избежать «плато» – остановки прогресса, – одно и то же упражнение выполняют в разных диапазонах и повышают рабочий вес. Используйте этот принцип при построении программы самостоятельной тренировки в тренажёрном зале.
Например, жим гантелей лежа:
- по 30 кг – 12 повторов с отдыхом 90 секунд;
- по 32 кг – 10 повторов с отдыхом 90 секунд;
- по 34 кг – 8 повторов с отдыхом 90 секунд;
- по 36 кг – 6 повторов.
нагрузок
Волнообразная динамика нагрузок характерна для различных структурных единиц тренировочного процесса. При этом наиболее четко волны нагрузок просматриваются в относительно крупных его единицах. В отдельных же микроциклах и даже мезоциклах могут наблюдаться иные варианты динамики нагрузок (например, постепенное возрастание или убывание). Однако при рассмотрении динамики нагрузок в серии микроциклов или двух-трех мезоциклах уже легко проследить ее закономерные волнообразные колебания.
Волнообразность нагрузок позволяет выявить в различных структурных единицах тренировочного процесса зависимость между объемом и интенсивностью работы, соотношение работы различной преимущественной направленности, зависимость между периодами напряженной тренировки и относительного восстановления, между различными по величине и направленности нагрузками отдельных тренировочных занятий.
Строгие временные закономерности колебаний различных волн выделить сложно, так как они определяются многими факторами, в числе которых — этап многолетней и годичной подготовки, индивидуальные качества спортсменов, особенности подготовки к выступлению в конкретном соревновании. Однако в общих чертах они сводятся к следующему. Волны объема тренировочной работы и ее интенсивности, как правило, противоположно направлены. Большие величины объема работы (например, на первом этапе подготовительного периода) сопровождаются относительно невысокой ее интенсивностью; возрастание интенсивности с увеличением доли средств специальной подготовки неизбежно влечет за собой уменьшение объема работы.
Разнонаправленный характер в рамках тренировочных макроциклов обычно имеют и величины объема работы различной преимущественной направленности. Периоды напряженной работы и больших нагрузок в мезоциклах и микроциклах чередуются с периодами спада нагрузок, в течение которых создаются условия для восстановления и эффективного протекания адаптационных процессов.
Таким образом, волнообразное изменение тренировочных нагрузок позволяет избежать противоречий между видами работы различной преимущественной направленности, объемом и интенсивностью тренировочной работы, процессами утомления и восстановления и, следовательно, является инструментом реализации в тренировочном процессе ряда важнейших закономерностей спортивной тренировки (Матвеев, 1977; 2001; Вотра, 2001; Smith, Norris, 2002). Вариативность нагрузок обуславливается многообразием задач, стоящих перед спортивной тренировкой, необходимостью управления работоспособностью спортсменов и процессами восстановления в различных структурных образованиях тренировочного процесса.
Широкий спектр методов и средств спортивной тренировки, обеспечивающих разнонаправленные воздействия на организм спортсменов, применение различных по величине нагрузок в тренировочных занятиях и их частях, микро- и мезоциклах, а также в более крупных структурных образованиях определяют вариативность нагрузок в тренировочном процессе.
Вариативность нагрузок позволяет обеспечить всестороннее развитие качеств, определяющих уровень спортивных достижений, а также их отдельных компонентов. Она способствует повышению работоспособности при выполнении отдельных упражнений, программ занятий и микроциклов, увеличению суммарного объема работы, интенсификации восстановительных процессов и профилактике явлений переутомления и перенапряжения функциональных систем.
Базовые упражнения
- Для квадрицепсов: выпады, приседания на двух и одной ноге, прыжки на платформу.
- Для бицепсов бедер и ягодиц: наклоны, ягодичные мостики, становые тяги.
- Жимы для трицепсов, плеч и груди: отжимания на брусьях и от пола, жимы на наклонной скамье, лежа и жимы над головой.
- Тяговые упражнения для предплечья, бицепсов, мышц спины: тяга к животу, подтягивания на низкой перекладине прямым и обратным хватом.
- Для мышц кора – стабилизаторов корпуса – поясницы и пресса: скручивания на фитболе, «велосипед», планки, в том числе боковые, «скалолаз», подъем ног в висе.
Результативных упражнений для каждой группы мышц гораздо больше, но для начинающих спортсменов вполне достаточно перечисленных. Если на каждой тренировке вы будете выполнять по одному упражнению из каждой категории, то проработаете основные мышечные группы всего тела.
Помните основной принцип построения тренировочной программы: чтобы постоянно прогрессировать, периодически меняйте упражнения. Это поможет сохранить эффективность занятий и мотивацию, а контролируемая неожиданность нагрузки поможет развить силу. Например, если в понедельник вы делаете жим лежа, то в среду отжимайтесь на брусьях, а в пятницу делайте жим стоя.
Цель, задачи, характеристики спортивной тренировки
Спортивные тренировки — неотъемлемая часть тренировок спортсмена. Это педагогически организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определенных качеств, умений и формирование необходимых знаний, умений и навыков, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в выбранном виде спортивной деятельности.
Улучшение спорта в процессе обучения предполагает использование целого комплекса учебных и нетренировочные факторов, которые позволяют целенаправленное влияние на развитие спортсмена, и в конечном счете к повышению уровня его производительности (фитнес), т.е. адаптивности его тело для конкретной работы.
Целью спортивной подготовки является достижение максимально возможного уровня подготовленности спортсмена за счет специфики соревновательной деятельности и обеспечение демонстрации запланированных спортивных результатов на важных соревнованиях.
Для достижения этой цели в тренировочном процессе решаются следующие основные задачи:
- Освоение техники и тактики выбранной спортивной дисциплины.
- Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение запланированных результатов.
- Улучшение психических процессов, функций, морально-этических, эмоционально-волевых, эстетических, интеллектуальных и других психических качеств личности спортсменов, обеспечивающих максимальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время тренировок и соревнований.
- Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих наиболее рационально построить тренировку, управлять ею, обеспечивать тесное сотрудничество спортсмена, тренера, ученого и врача.
- Комплексное повышение способности реализовать достигнутый уровень подготовленности на важных стартах и соревнованиях сезона.
Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортивной подготовки. Каждая группа задач тесно связана с основными видами (сторонами) подготовки спортсмена в процессе тренировки — техническими, тактическими, физическими, психологическими, теоретическими (интеллектуальными) и интегральными. В результате решения этих задач обеспечивается соответствующий уровень физической, технической и других видов подготовленности, которые в целом характеризуют готовность спортсмена к спортивным достижениям в выбранном виде спорта.
Состояние высшей подготовленности спортсмена на определенном этапе спортивного совершенствования (в рамках годичного или длительного тренировочного цикла) характеризует его спортивную форму. В состоянии спортивной формы спортсмен демонстрирует для себя максимальный спортивный результат.
Детализируются основные задачи спортивной подготовки в зависимости от: индивидуальных особенностей спортсменов (пол, возраст, состояние здоровья, квалификация и др.); особенности вида спорта и индивидуальной спортивной дисциплины; период, этап обучения и ряд других факторов.
В результате такой детализации определяются конкретные частные задачи спортивной подготовки для отдельного тренировочного занятия, тренировочного дня и более крупных фрагментов тренировочного процесса (месяц, год, несколько лет и т. д.).
Спортивные тренировки характеризуются некоторыми отличительными чертами, которые можно определить следующим образом:
- нацеленность на достижение индивидуально возможного наивысшего результата в одном виде спорта или спортивной дисциплине;
- ранняя (своевременная) и углубленная специализация спортсмена по выбранному виду спорта или его конкретной дисциплине;
- тщательный отбор спортсменов для систематических занятий по конкретному виду спорта;
- большая продолжительность занятий, необходимая для достижения максимальных спортивных результатов, и относительно ограниченный период их демонстрации;
- исключительно высокий уровень тренировочных и соревновательных нагрузок, предъявляющий повышенные требования к здоровью спортсменов, их психофизическим возможностям;
- высокая степень индивидуализации процесса подготовки спортсменов;
- необходимость систематического и всестороннего контроля за состоянием спортсмена в процессе тренировок и соревнований;
- ведущая роль тренера при достаточно высокой самостоятельности и творческом отношении к тренировочному процессу самого спортсмена;
- широкое использование в тренировочном процессе неспецифических средств и методов тренировки, позволяющих более полно раскрыть функциональные резервы организма спортсмена.
Повторный метод тренировки
Повторение нагрузок с достаточными интервалами отдыха между ними составляет суть повторного метода тренировок. Например, в беге этот метод характеризуется применением как стандартных, так и различных по длине и интенсивности отрезков, повторяющихся через промежутки отдыха, заранее не запланированные (по времени или дистанции медленного восстанавливающего бега). Сочетание нагрузок создает благоприятные предпосылки для сохранения физических сил, выполнения последующей работы на достаточно высокой скорости.
В первый период занятий физическую нагрузку лучше увеличивать благодаря увеличению общего объёма упражнений, а позднее — за счёт повышения интенсивности их выполнения. Тем самым достигается адаптация организма к новым повышенным нагрузкам в соответствии с возрастающими функциональными возможностями.
Метод манипуляции с мышечными волокнами
Один из способов заставить мышцы действительно расти — задействовать упрямые мышечные волокна II типа.
И в чем проблема?
Чтобы добраться до них, сначала вам нужно полностью истощить мышечные волокна первого типа.
И еще одна проблема: большинству людей сделать это не удается, и поэтому мышечный рост останавливается.
Вот что нужно делать: прежде чем вы начнете свои обычные рабочие подходы, сначала сделайте сверхлегкий подход до отказа.
Насколько легкий?
Около 20 процентов от вашего 1ПМ (одноповторного максимума). Это утомляет волокна I типа настолько, что у вас сразу же появляется доступ к мышечным волокнам второго типа.
И что в результате?
Увеличение силы и размеров мышц.
Пример: подъем гантелей на бицепс.
Чтобы не усложнять математику, предположим, что ваш 1ПМ (одноповторный максимум) в этом упражнении составляет 20 кг. Двадцать процентов от этого — 4 килограмма.
- Перед тем, как начать обычные подъемы гантелей на бицепс, сделайте это упражнение с весом в 4 кг. Выполняйте до отказа. Это не разминка; это подход с большим количеством повторений, выполняемый до тех пор, пока вы уже больше не сможете поднять снаряд ни одного раза.
- Отдохните 30 секунд.
- Теперь возьмите свой обычный рабочий вес, который, вероятно, составляет около 15 кг (поскольку ваш 1ПМ = 20 кг). Выполните свои обычные запланированные подходы, отдыхая около 60 секунд между ними.
Эффективность этого метода также подтверждена результатами нескольких научных исследований.
Непрерывность тренировочного процесса
Закономерности становления различных сторон подготовленности спортсмена (технической, физической, тактической, психической) и связанное с ними расширение функционального резерва систем организма спортсмена требуют регулярних тренировочных воздействий на протяжении длительного времени. Это выдвигает необходимость выделения в качестве одного из принципов спортивной подготовки — непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип характеризуется следующими положениями:
- спортивная подготовка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья котрого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных спортивних результатов;
- воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа и т. д. как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их;
- работа и отдых в спортивной подготовке регламентируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде спорта. Это предполагает, что повторные занятия, микро- и даже мезоциклы могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и при различных степенях утомления спортсменов.
Данные положения находят различное отражение в практике подготовки спортсменов разного возраста и квалификации. Так, в процессе тренировки юных спортсменов это может быть обеспечено ежедневными одноразовыми занятиями при относительно редких занятиях с большими загрузками (1-2 в течение недельного микроцикла). При подготовке спортсменов высокого класса подобный режим в лучшем случае приведет к поддержанию имеющегося уровня тренированности — для них не обходимо проведение ежедневно 2-4 занятий и еженедельно 4-7 занятий с большими нагрузками.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРЕНИРОВАННОСТИ
Особенности многофункционального состояния разных систем организма, возникающие при спортивной тренировке, называется физиологическими показателями тренированности. Некоторые физиологические показатели тренированности, достигнув определенного уровня уже в первые годы тренировки, в дальнейшем почти не изменяются. У квалифицированных спортсменов мало изменяются жизненная емкость легких и ЧСС. Другие показатели более лабильны. При тренировке происходят изменения во всех звеньях двигательного аппарата (мышцы, кости, сухожилия, связки), т.е. развитие скелетных мышц сопровождается утолщением костей и их прочностью. Развитие скелетных мышц ведет к увеличению удельного веса тела. У тренированных людей повышены лабильность и возбудимость мышц. Систематическая тренировка ведет к изменениям сердечно-сосудистой системы. Увеличиваются размеры сердца, его полости. Гипертрофия миокарда сопровождается увеличением диаметра капилляров. Вес сердца у лиц, не занимающихся спортом обычно находится в прямой зависимости от веса тела. У спортсменов это выражено в меньшей степени. При расчете на 1кг веса он составляет у тренирующегося мужчины 10-18,5 см3/кг, у женщин 7-14,5 см3/кг. Показатели артериального давления у спортсменов находятся в пределах возрастных норм. Общее количество крови в организме несколько увеличено. Содержание в ней эритроцитов и гемоглобина повышается. Это увеличивает дыхательную поверхность крови и ее кислородную емкость. Изменения в плазме крови обусловлены повышением мощности буферных систем, предохраняющих рН от резких сдвигов в кислую сторону.
Дыхательная система также подвержена изменениям. Они выражены в развитии дыхательных мышц, о чем можно судить по увеличению ЖЕЛ и максимальной вентиляции легких. Величина ЖЕЛ зависит от специализации спортсмена и его спортивного стажа, от веса тела. Поэтому, для оценки дыхательных функций более информативен, так называемый, жизненный показатель, т.е. отношение ЖЕЛ (в мл.) к весу тела (в кг.). Он особенно велик у бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции. Мы уже говорили, что ЖЕЛ остается в процессе тренировки стабильной. У тренированных частота дыхания более согласованна с движениями, чем у нетренированных. В процессе формируется тип дыхания.
Заключение
В формировании современных научных и прикладных представлений о спортивной тренировке следующие тенденции имеют и продолжают иметь прогрессивное значение.
Во-первых, переход от преимущественно фрагментарных представлений об отдельных компонентах спортивной тренировки к комплексному рассмотрению ее как целостного процесса, определенные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Если раньше в различных руководствах и исследовательских публикациях по спортивной тренировке явно доминировало некое расчлененное описание ее элементов (отдельные тренировочные упражнения и способы их выполнения, отдельные параметры регулирования нагрузки и т. д.), То в последние десятилетия все больше внимания уделяется. Определяется общий порядок развертывания тренировочного процесса на всех его этапах, периодах, циклах.
Во-вторых, углубляется рассмотрение связи круглогодичной и многолетней спортивной подготовки с другими сферами жизни спортсмена. В этом аспекте спортивная подготовка выступает как одна из составных частей, точнее, подсистема более широкой системы, которая, помимо тренировок, органично включает в себя систему спортивных соревнований, а также сочетание внетренировочных мероприятий. внесоревновательные факторы в подготовке спортсмена (специализированный общий образ жизни, дополнительные факторы для оптимизации спортивных результатов и т. д. — все это вкратце можно назвать экзофакторами подготовки спортсмена).
Обе эти тенденции хорошо вписываются в мейнстрим системного подхода, который, как известно, получил всеобщее признание как интегративный метод современного научного познания. Он, конечно, не исключает аналитико-выборочных подходов, но выдвигает на первый план отношение не к элементарному (элементарному), а к целостному восприятию рассматриваемых объектов в их реальной неделимости с особым вниманием к упорядочивание, систематизирующие принципы. Естественно, этот подход должен стать ведущим в обобщающей теории спорта. Среди ее проблем одно из центральных мест занимают проблемы системного построения спортивной тренировки. В виде циклов различной продолжительности процесс спортивной тренировки разворачивается как в больших, так и в относительно малых временных масштабах. Соответственно, помимо макроциклов, он различает средние циклы (мезоциклы, которые часто бывают месячными или почти месячными) и малые циклы (микроциклы недельной или немного другой продолжительности). Не вдаваясь в подробное рассмотрение факторов, зависимостей и обстоятельств, определяющих эти циклы (об этом мы поговорим еще впереди), в фундаментальном аспекте важно отметить естественный характер цикличности процесса спортивной тренировки и необходимость целенаправленной его оптимизации по мере развертывания присущих ему микро-, мезо- и макроциклов в единстве с системой спортивных соревнований. На это ориентирован принцип цикличности построения спортивной тренировки. В сжатом виде его основные положения обязывают: при построении спортивной тренировки исходить из необходимости систематического повторения основных элементов ее содержания и при этом последовательно изменять их, как того требуют законы циклической трансформации тренировки