Легенда из прошлого. умер леонид жаботинский

Организация сионистов-ревизионистов

Объезжая в 1923–24 гг. с циклом лекций ряд стран Европы, Жаботинский встретил поддержку своим идеям, что побудило его к созданию новой партии в сионистском движении на основе ревизии линии политического руководства сионистской организации и возврата к политической концепции Герцля. В апреле 1925 г. в Париже состоялась первая конференция этой партии, принявшей название Союз сионистов-ревизионистов.

Главой организации был избран Жаботинский. При ней было организовано молодежное движение Бейтар- «Брит Йосеф Трумпельдор». Жаботинский посвящал Бейтару много времени и сил, видя в этой организации инструмент для воспитания нового национального еврейского типа, в котором нуждается нация для строительства своего государства. Став вождем и идеологом широких кругов еврейской молодежи, Жаботинский выдвинул перед ней лозунг «Хад нес» (`только одно знамя`, то есть единая национальная цель, в противоположность двойственности сионистско-социалистической идеологии, в которой соединены классовая и национальная цели).

С 1927 г. Жаботинский жил в Париже. В 1928 г. вернулся в Палестину, где, поселившись в Иерусалиме, редактировал газету «Доар hа-иом». В 1930 г., когда Жаботинский выступал с лекциями в Южной Африке, английские власти запретили ему въезд в Палестину, аннулировав его въездную визу. Жаботинский вновь поселился в Париже.

Юные годы. Первые тренировки

Родился Леонид Иванович Жаботинский в Успенке Краснопольского района Харьковской области, когда на дворе был 1938 год. Отец работал журналистом, мама заведовала библиотекой. На четвертом году жизни родители перевезли его в Харьков, который позднее навсегда остался в сердце тяжёлоатлета.

Детство для Леонида выдалось очень не простым, ведь ему пришлось пережить на своих глазах немецкую оккупацию 1941- 1943 года. Он видел слезы каждой понесшей потерю семьи.

В более сознательном возрасте Жаботинский стал увлекаться различными видами спорта, начиная от борьбы и заканчивая легкой атлетикой. После восьмого класса он и вовсе пошел работать на местный тракторный завод, параллельно занимаясь в секции тяжелой атлетики под руководством тренера Светличного.

Именно благодаря ему Леонид в 1957 году впервые выступил на чемпионате Украинской ССР, где ему удалось занять третье место.

Проблемы со здоровьем. Завершение карьеры

В начале 70-х годов у Жаботинского в лоханке почки образовался камень, врачи долго не могли понять, с чем это связанно. По итогу тяжелоатлету сделали операцию, после который спортсмен целых 4 года не занимался спортом.

Через несколько лет он перенес еще две операции, и врачи диагностировали: – «Из спорта нужно уходить!». В итоге, Леонид занялся тренерской деятельностью.

По его инициативе в 1979 году был построен клуб, открыта СДЮШОР «Спартака» в Запорожье, а в 2010 году школа получила его имя.

В сентябре 2015 года спортсмен попал в больницу на четыре месяца в связи с переломом ноги, которое позднее переросло в микроинсульт, затем в грипп. В итоге, так и не оправившись от тяжелых болезней, Жаботинский скончался в ночь с 13 на 14 января 2016 года. Таких богатырей и патриотов еще нужно поискать.

Из интервью:
– А паспорт у вас сейчас российский?
– Да.
– Вы ощущаете себя россиянином или украинцем?
– Считаю себя гражданином Советского Союза. Это – моя Родина. А малая Родина – Украина

ЭЦЕЛ

После нападения арабов на еврейские кварталы Иерусалима и резни, учиненной в Хевроне (1929), иерусалимская группа сторонников активных действий основала Национальную военную организацию (Иргун цваи леуми; аббревиатура — Эцел), командующим которой вскоре стал Жаботинский, бывший уже за границей.

С приходом к власти в Германии Гитлера (1933) Жаботинский призвал к организации всемирного бойкота немецких товаров и выступил против соглашения Еврейского агентства с германским правительством о переводе в Палестину имущества немецких евреев, отправляющихся туда, подрывавшего, по его мнению, усилия организовать бойкот. В том же году Жаботинский выступил с энергичной защитой членов ревизионистского движения в Палестине, обвиненных лидерами рабочих партий в убийстве Х. Арлозорова. Это обвинение вызвало ожесточенную внутреннюю борьбу в ишуве и привело его на грань гражданской войны.

Стремясь ослабить напряженность, Жаботинский и Д. Бен-Гурион пришли к соглашению о нормализации отношений между ревизионистами и Ѓистадрутом, однако это соглашение было отклонено плебисцитом членов Ѓистадрута. Разрыв между ревизионистами и Ѓистадрутом привел к выходу Союза сионистов-ревизионистов из Всемирной сионистской организации и основанию на Венском конгрессе в сентябре 1935 г. Новой сионистской организации, президентом которой стал Жаботинский. Исполнительный комитет этой организации находился в Лондоне, и Жаботинский в 1936 г. поселился там.

Он был кумиром миллионов спортсменов

Невосполнимой потерей смерть легендарного спортсмена стала и для людей, которые лично знали его. Так, олимпийский чемпион 1996 года Андрей Чемеркин посетовал, что с уходом Власова закончилась эпоха великой советской тяжёлой атлетики.

«В нашем супертяжёлом весе он считался долгожителем, очень грустно, что такая легенда ушла из жизни. Не так давно умер Леонид Жаботинский, сегодня Юрий Власов», — приводит слова Чемеркина ТАСС.

В свою очередь, олимпийский чемпион — 1976 Давид Ригерт вовсе назвал Юрия Петрович «основоположником российской тяжёлой атлетики».

«Я его хорошо знал, мы его любили. Я с Власовым вместе работал. Очень жалко, но что поделать, он прожил хорошую жизнь. Безусловно, он был кумиром миллионов спортсменов», — подчеркнул Ригерт.

Наконец, главный тренер мужской сборной России по тяжёлой атлетике Олег Писаревский вспомнил, как Власов, будучи руководителем советской федерации, предсказал, что специалист в будущем возглавит отечественную национальную команду.

«Мне посчастливилось встретиться со своим кумиром летом 1987 года, когда в моём родном Архангельске проходил чемпионат Советского Союза по тяжёлой атлетике. Мы с ним общались на протяжении двух дней. Он больше говорил, а я слушал. Перед тем как покинуть Архангельск, сделали совместную фотографию, которую подписал великий штангист: «Олегу Глебовичу на память и с пожеланиями побед. Не сомневаюсь, что Вы будете главным тренером сборной СССР по тяжёлой атлетике. 03.07.1987. Архангельск», — рассказал тренер.

Биография

Леонид Иванович Жаботинский родился 28 января 1938 года в советской Украине в селе Успенка Харьковской области. В детстве пришлось пережить немецкую оккупацию и голодные послевоенные годы. После 8 класса Леонид работал токарем на ХТЗ, посещал вечернюю школу и занимался штангой.

Первый раз в этом виде спорта Леонид выступил в 1957 году на чемпионате Украинской ССР и завоевал бронзу.

Первый мировой рекорд (рывок в 165 кг) он установил в 1963 году, тогда же и стал членом сборной СССР и третьим на ЧМ в Стокгольме.

В 1964 году на Олимпиаде в Токио Леонид Жаботинский установил олимпийский рекорд в рывке (167,5 кг) и в сумме троеборья (572,5 кг), а также установил мировой рекорд, толкнув 217,5 кг, тем самым обойдя своего конкурента, прославленного тяжелоатлета, чемпиона мира и Европы, олимпийского чемпиона Юрия Власова. Это было эпохальное противостояние, и в нем Жаботинский одержал свою главную спортивную победу – стал чемпионом олимпийских игр.


Леонид Жаботинский и Юрий Власов

В том же году знаменитый чемпион получил диплом харьковского пединститута и вступил в Коммунистическую партию.

Через четыре года на Олимпийских играх в Мехико Леонид Жаботинский превзошел результаты Токио, став двукратным олимпийским чемпионом, с весом в троеборье 572,5 кг, толкнув 202,5 кг и установив два олимпийских рекорда: в рывке – 170 кг и в жиме – 200 кг.

Через год после олимпийского триумфа спортсмен перенес сложную операцию по удалению камня из почки, после чего ему пришлось сделать 4-х летний восстановительный перерыв. Вернувшись в большой спорт в 1973 году, Леонид завоевал Кубок СССР и поднял в рывке рекордные 183,5 кг.

В 1974 году Жаботинский выполнил рекордный рывок штанги, весом 185,5 кг на чемпионате Вооруженных сил.

После этого Жаботинский закончил соревноваться по состоянию здоровья и перешел к тренерской деятельности, став тренером сборной Вооруженных сил. Он всегда выступал за СКА и в 1970 году окончил Одесское артиллерийское училище им. Фрунзе. С 1987 по 1991 год был военным советником на Мадагаскаре. Уволился в запас в 1991 году в звании полковника.

Целеустремленный и энергичный Жаботинский сумел добиться отличных результатов и вне большого спорта. Он защитил кандидатскую диссертацию в Киевском институте культуры. Работая в Московском торговом институте, получил звание профессора.

В 1979 году по инициативе Леонида Ивановича в Запорожье была открыта СДЮШОР по тяжелой атлетике «Спартак».

Великий штангист носил звание Почетного президента Федерации тяжелой атлетики РФ, был депутатом городского совета Запорожья и президентом благотворительного фонда Леонида Жаботинского.

В сентябре 2015 года Леонид Иванович перенес операцию на ноге, затем микроинсульт. В январе случился тромбоз кишечника, как осложнение после гриппа.

14 января 2016 года Леонид Жаботинский скончался. Он похоронен в Запорожье на Первомайском кладбище.

«Сегодня утром он был бодр и с удовольствием позавтракал»

О смерти олимпийского чемпиона Юрия Власова на 86-м году жизни сообщил в субботу президент Федерации тяжёлой атлетики России (ФТАР) Максим Агапитов. По его словам, легендарный спортсмен скончался утром.

«Юрий внёс величайший вклад в мировой спорт и, конечно же, в тяжёлую атлетику. Олицетворял не просто спорт, был ярким примером для подражания и как писатель, и как политик. Его вклад в советский спорт и тяжёлую атлетику неоценим», — приводит слова функционера РБК-Спорт.

В свою очередь, генеральный секретарь федерации Александр Кишкин рассказал, что его смерть стала полной неожиданностью и серьёзным ударом для семьи.

По словам функционера, прощание с олимпийским чемпионом и четырёхкратным чемпионом мира состоится 16 февраля в храме Боткинской больницы в Москве.

Подтвердил информацию о смерти Власова и известный стронгмен Михаил Кокляев, которому о трагедии сообщил другой выдающийся тяжелоатлет Вячеслав Клоков.

«Даже не стал никому звонить, чтобы уточнять что-то. Это утрата. Отламываются весомые куски от корабля. Наша задача — не ударить в грязь лицом. Надо морально и нравственно соответствовать вещам, которыми обладал Юрий Петрович. Стараюсь жить за правильный смысл, даже не бороться. Хочу сохранить традиции советского спорта, которые больше олицетворяют в себе мужество», — приводит слова Кокляева «Спорт-Экспрес».

В оккупации

Легендарный штангист Леонид Жаботинский, биография и фото которого представлены вашему вниманию в статье, появился на свет в середине зимы 1938-го в одном из сел Сумской губернии. Папа будущего спортсмена, Иван Филиппович, занимался любительским спортом. Тягу к этому здоровому образу жизни привил сыну именно он.

Маму Леонида звали Ефросинья (в девичестве – Северина). У родителей будущего спортсмена был и еще один сын, Владимир.

В 1941-м Жаботинские переехали в Харьков. Когда началась война, они находились в городе. Вскоре гитлеровские войска захватили и эту территорию, и вся семья оказалась в оккупации.

Через два года Харьков был освобожден Красной Армией.

Битва титанов

В 1964-м Леонид Иванович Жаботинский отправился на Олимпийские игры в столицу страны Восходящего солнца. Считается, что это было самое успешное выступление в спортивной карьере Жаботинского. Журналисты и комментаторы именовали этот поединок не иначе как битвой титанов.

Дело в том, что именно на токийской олимпиаде произошла долгожданная встреча между сильнейшими людьми планеты – Ю. Власовым и Л. Жаботинским. Кстати, некоторые даже не брали в расчет штангиста из США Н. Шеманского.

Огромный зал «Сибуйя», где проводилось состязание двух советских атлетов, не смог вообще вместить всех поклонников спорта. Японское издание впоследствии напишет на своих страницах: «Если вы не видели поединка Жаботинского и Власова, то вы вообще не видели Олимпиады».

Итак, в этот день Жаботинский отставал по сумме от соперника на десять килограммов. Тем не менее он решил заказать себе в толчке феноменальный на тот момент вес — 217,5 кг, и справился с ним. Ему удалось не только установить мировой рекорд, но и взять олимпийское золото.

Между прочим, этот успех спортсмен смог повторить на следующих олимпийских играх, которые проходили в Мехико.

Таким образом, к 1968-му Жаботинский уже являлся первым 2-кратным олимпийским чемпионом в супертяжелом весе. Мог бы победить и на Олимпиаде в Мюнхене в 1972-м. Он признавался тогда, что не сомневался бы в победе. Но история не терпит сослагательного наклонения. Атлет не присутствовал на играх.

Память о Жаботинском

В историю еврейского народа Жаботинский вошел как выдающаяся личность еврейского национального возрождения и один из наиболее крупных национальных лидеров. Целеустремленность, неутомимая борьба за осуществление своих идеалов в сочетании с блестящим полемическим и ораторским талантом и разносторонними дарованиями снискали Жаботинскому как глубокую преданность приверженцев, в особенности из среды молодежи, так и резкую, зачастую переходящую в ненависть вражду политических противников.

Публицистика Жаботинского звала еврейский народ к возрождению. Высмеивая стремление евреев-интеллигентов ассимилироваться в русской культуре, Жаботинский указывал, что только чувство принадлежности к еврейскому народу, к тем духовным богатствам, которые создал на протяжении тысячелетий еврейский гений, могут избавить евреев от ощущения своей неполноценности и вернуть им чувство гордости.

Взгляды Жаботинского основаны на достигнутом в результате тяжелой внутренней борьбы (отраженной в его литературных произведениях) синтезе гуманистического индивидуализма и национализма:

Сначала Бог сотворил человека, не нацию, а человека, и обязанность служения нации человек берет на себя добровольно.

В написанном им в ноябре 1935 г. завещании Жаботинский просил похоронить его там, где его застигнет смерть, и перевезти его прах в Эрец-Исраэль только согласно постановлению правительства еврейского государства, в скором создании которого он был уверен. Но лишь в 1964 г. по решению правительства, возглавляемого Л. Эшколем, останки Жаботинского и его жены Иоанны (1884–1949) были перевезены в Израиль и похоронены на горе Герцля в Иерусалиме.

Именем Жаботинского названы улицы во многих городах Израиля, в частности, в Тель-Авиве и Ришон ле-Ционе. Участок шоссе, проходящий через Петах-Тикву, Бней-Брак и Рамат-Ган называется во всех этих городах «Путь Жаботинского». Во многих городах есть кварталы, названные именем Жаботинского.

Источники и ссылки

  • КЕЭ, том 2, кол. 483–489
  • ЖАБОТИНСКИЙ Зеев — статья из РЕЭ
  • Biography (Jabotinsky Institut in Israel)
  • Ze’ev (Vladimir) Jabotinsky in Jewish Virtual Library
  • З. Жаботинский Повесть моих дней
  • Иосиф Недава (Yosef Nedava). Вехи жизни. Зеев Жаботинский. Избранные статьи и речи. — Гешарим, Имидж, 1991.
  • Шмуэль Кац. Одинокий волк. Жизнь Жаботинского. Тель-Авив, «Иврус», 2000
  • Ицхак Стрешинский: Зеев Жаботинский и еврейская традиция, «Вести», 11.08.2005
  • Эллиот ДЖАГЕР. Жаботинский и XXI век: разочарование в наследниках. Одинокий волк…. Перевод с английского Игоря Файвушовича. ”Jews Ideas Daily” // press.try.md (08.07.2013). Проверено 15 ноября 2017.
  • Shlomo Nakdimon. Ynet special: Jabotinsky had Hitler in crosshairs. British colonel’s diary reveals how Revisionist Zionist leader planned to murder Nazi tyrant. ynetnews.com (7.15.10). Проверено 2 августа 2016.
  • Ури Мильштейн. Гений. «Маарив» 9 апреля 2015 / Перевод и примечания — Ontario14. «Заметки по еврейской истории», №7(193) (июль 2016). Проверено 2 августа 2016.
  • Офер Регев. Как победила стратегия безопасности Зеева Жаботинского. Перевод — Александр Непомнящий. evreimir.com (2016-12). Проверено 12 декабря 2016.
  • Лина Городецкая. От Зеева Жаботинского до Зеева Жаботинского. От мечты до ее воплощения. linagor.wordpress.com (2015-10-18). Проверено 14 декабря 2016.
  • Colin Shindler. Jabotinsky’s Role, and the Jewish Legion’s, in Securing the Balfour Declaration. mosaicmagazine.com (2017). Проверено 13 ноября 2017.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Жаботинский Владимир в ЭЕЭ

Конец титана

Губернатор попал в автокатастрофу на своем мотоцикле. В результате ему наложили на лицо восемнадцать швов. Потом и сам Жаботинский стал сильно болеть. Вначале ему удалили больную почку. Потом на протяжении трех месяцев он лежал в одной из больниц из-за перелома ноги. В очередной раз его оперировали. После чего ему диагностировали микроинсульт. Но все эти злоключения все еще не закончились. Жаботинский заразился гриппом. Последствием этого недуга стал тромбоз кишечника.

В начале января 2016-го бывшего чемпиона снова оперировали. Ему удаляли тромбированный кишечник. Увы, 14 января того же года выдающегося спортсмена не стало. Его похоронили на родине, в Запорожье.

Первые победы…

Первые рекорды великий советский штангист Юрий Власов устанавливал в стенах Саратовского суворовского училища, которое он окончил с отличием в 1953 году. Не по годам развитая мускулатура суворовца Власова позволяла ему с лёгкостью побеждать на различных городских соревнованиях. К пятнадцати годам Юрий Петрович весил около 90 килограммов, однако это была одна мускулатура – ни грамма лишнего жира. Первый разряд по лыжам и конькам, второй разряд – лёгкая атлетика. На Всесоюзном первенстве среди курсантов нахимовских и суворовских училищ в толкании ядра и метании гранат молодой человек становится призёром. Кроме того, в его послужном списке спортивных достижений — чемпионство города Саратова по вольной борьбе.

Жизнь Юрия Власова всё больше напоминает спортивные состязания, тем не менее это не мешает ему поступить в военно-инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Успешная учёба в академии позволяет получить высшее военное образование, в результате чего по окончании обучения Юрий приобретает специальность инженера по радиосвязи.

Вторая мировая война

С распространением нацизма, видя угрожающую еврейству Центральной и Восточной Европы опасность, Жаботинский предупреждал о надвигающейся катастрофе и предложил план эвакуации 1.5 млн. евреев из Восточной Европы. Однако план был встречен яростной критикой как в сионистских, так и в несионистских кругах.

После начала Второй мировой войны (1939) Жаботинский выехал в США (февраль 1940 г.) с целью привести в исполнение свой план создания еврейской армии, которая сражалась бы против нацистов на стороне союзников. По дороге, 14 сентября 1939 года, он остановился в Лондоне, где встретился с полковником британской разведки Майнерцагеном, которого знал с 1920 года.

В декабре 1939 года он снова приехал к нему в Лондон и предложил ему план ликвидации Гитлера и других высокопоставленных нацистов. План был отклонён министерством иностранных дел Великобритании. На этой встрече Жаботинский предложил также план диверсии против немецких нефтяных объектов на Дунае. Этот план был принят и реализован.

4 августа 1940 г. Жаботинский умер от разрыва сердца в лагере Бейтара около Нью-Йорка.

Советский тренер

Когда Жаботинский закончил свою спортивную карьеру, несколько лет он трудился наставником сборной Вооруженных сил.

Когда началась Перестройка, атлет отправился на Мадагаскар. Он работал военным советником и тренировал там советских тяжелоатлетов.

В 1991-м Жаботинский решил уволиться в запас.

На протяжении нескольких лет он трудился в институте предпринимательства и права, что в российской столице. Он был одним из проректоров вуза и курировал безопасность и воспитательную работу.

Естественно, за всю карьеру Жаботинский получал огромное количество престижных званий, наград и титулов. Так, он являлся почетным президентом федерации тяжелой атлетики, был учредителем собственного благотворительного фонда. Эта организация занималась не только поддержкой молодых атлетов, но и оказывала всяческое содействие реабилитации спортсменов-ветеранов.

Кроме того, на территории Запорожья по инициативе Жаботинского был открыт клуб тяжелой атлетики.

Любопытно, что как пенсионер он в свое время входил в сборную по автомобильному спорту столичной ГИБДД. В качестве участника он выступал на стартах в Голландии, Италии, Венгрии…. А однажды даже выиграл один этап этих автогонок.

Молодые годы

Родился в семье крупного коммерсанта, торговца зерном Йоны (Евгения) Жаботинского. Мать Жаботинского была дочерью Меира Зака, торговца из Бердичева. У него были старшая сестра и брат, рано умерший. Отец заболел раком и уехал лечиться в Германию с семьёй.

Когда Зееву было шесть лет, его отец умер от рака. Семья стала бедной. Несмотря на это, мать, вернувшись в Одессу, послала детей учиться в гимназии. Старшая сестра давала уроки, зарабатывая семье на жизнь.

В раннем детстве получил традиционное еврейское образование. В 1894–98 гг. учился в Ришельевской гимназии, в 1898–1901 гг. на юридических факультетах Бернского и Римского университетов. Сдал экстерном экзамены за курс гимназии (1909) и Демидовского юридического лицея в Ярославле (1912).

Жаботинский получил русское образование и, будучи далек от еврейских национальных проблем, на первых порах выступал как русский писатель. Перевод «Ворона» Э. По, сделанный им в 17 лет, был в свое время признан лучшим русским переводом этого стихотворения. Благодаря незаурядному литературному дарованию и лингвистическим способностям (впоследствии Жаботинский свободно владел семью языками), уже в возрасте 18 лет Жаботинский стал иностранным корреспондентом — сначала в Берне, а затем в Риме — газет «Одесский листок» и «Одесские новости».

Пребывание за границей (1898–1901) помогло Жаботинскому глубже познакомиться с европейской культурой и актуальными социальными проблемами тогдашней Европы. Вернувшись в 1901 г. в Одессу, Жаботинский стал членом редакции и ведущим фельетонистом газеты «Одесские новости» (печатался под псевдонимом «Альталена» — на итальянском языке `качели`). Написанные Жаботинским в этот период драмы «Кровь» и «Ладно» были поставлены Одесским городским театром, а поэма «Бедная Шарлотта» (об убийце Марата Шарлотте Корде) получила высокую оценку критиков.

Еврейские погромы, прокатившиеся по России в 1903–1905 гг., пробудили в Жаботинском еврейское национальное самосознание и привели его к сионизму: Жаботинский вступил в еврейскую самооборону и вместе с М. Дизенгофом собирал средства для покупки оружия. Изучив иврит, Жаботинский в 1904 г. перевел на русский язык «Сказание о погроме» Х. Н. Бялика; этот перевод оказал огромное влияние на русскоязычные круги российского еврейства. Позднее Жаботинский перевел на русский язык большинство стихотворений Бялика; эти переводы вышли в свет впервые отдельным изданием, СПб., 1911.

В написанной в этот период пьесе «Чужбина» Жаботинский показывал чуждость еврейских революционеров русским массам и призываел еврейскую молодежь оставить русское революционное движение и отдать силы и энергию нуждающемуся в них еврейскому народу. Приняв идеологию сионизма, Жаботинский целиком посвятил себя сионистскому движению. Он много ездил по России, знакомясь с жизнью еврейских масс, выпустил в свет множество брошюр и статей о теории и практике сионизма, в которых, в частности, резко выступает против поборников ассимиляции.

Подлинная ассимиляция – это не соло, а дуэт. Недостаточно, чтобы еврей думал, будто он полностью уподобился соседу-иноверцу. Главное, думает ли так же его сосед.
Зеев Жаботинский

В августе 1903 г. Жаботинский участвовал в 6-м Сионистском конгрессе в Базеле, где в первый и последний раз слушал Т. Герцля. Преклоняясь перед личностью и идеями Герцля, Жаботинский, тем не менее, голосовал против выдвинутого им плана заселения евреями Уганды.

Бейтар и итальянские фашисты

Левые политические деятели тех времён имели привычку называть фашистами всех, кто им не нравился. Жаботинского и его соратников они тоже называли фашистами. Давид Бен-Гурион называл Жаботинского «Владимир Гитлер».

В то же время Бейтар активно работал в Италии, используя давнее знакомство Жаботинского с высокопоставленными чиновниками этой страны. Итальянские офицеры готовили еврейских моряков и лётчиков из членов Бейтара. Режим Муссолини не был антисемитским до 1936 года, и на фоне жёстких репрессий против сионизма в СССР не было ничего плохого в сотрудничестве с ним.

Сам Муссолини считал Жаботинского своим единомышленником. В Израиле несколько молодых публицистов (например, Абба Ахимеир) называли себя фашистами (что ничего не меняло, поскольку левые их так называли и без их согласия).

Жаботинский резко возражал против причисления его и ревизионистского движения к фашизму и всегда отстаивал либеральные взгляды.

Концепция активной обороны ишува

Принципиальное различие между Жаботинским и социалистическими сионистскими лидерами проявилось также и в подходе к решению арабской проблемы в Палестине. Жаботинский в статье «О железной стене» (1924) писал, что надежды левосоциалистических сионистских идеологов на добровольное согласие арабов Палестины с еврейским заселением страны в обмен на те блага прогресса и цивилизации, которые оно сулит арабским жителям, утопичны.

Однако это не означает, что с палестинскими арабами вообще нельзя достичь соглашения: «Невозможно только соглашение добровольное. Покуда есть у арабов хоть искра надежды избавиться от нас, они этой надежды не продадут ни за какие сладкие слова и ни за какие питательные бутерброды, именно потому, что они не сброд, а народ… Живой народ идет на уступки в таких огромных, фатальных вопросах только тогда, когда никакой надежды не осталось, когда в железной стене не видно больше ни одной лазейки».

Такой «железной стеной» является «власть, недоступная никаким арабским влияниям», то есть еврейское государство и его вооруженные силы, а не британская мандатная администрация. На упреки в неэтичности выдвигаемой им точки зрения Жаботинский отвечал, что отчуждение части колоссальной территории у народа-латифундиста для того, «чтобы дать очаг народу-скитальцу, есть акт справедливости», а потому требования безземельного и бездомного еврейского народа права на заселение древней родины Эрец-Исраэль морально оправданы.

Литературное творчество

Жаботинский продолжал заниматься также интенсивной литературной и публицистической деятельностью: он публикоал на различных языках множество работ по проблемам еврейства и сионистского движения, статьи и фельетоны на общие темы, переводит на иврит произведения классиков европейской и американской литературы (Данте, Гёте, Ростан, Э. По).

В этот же период им написаны (по-русски) два романа: «Самсон Назорей» (1926) и «Пятеро» (1936). В первом из них Жаботинский, используя в качестве сюжета библейскую историю о богатыре Самсоне, нарисовал трагический (во многом — автобиографический) образ вождя, отдавшего весь свой горячий темперамент борьбе за освобождение угнетенного народа, не способного понять его размах и величие его устремлений и видящего в нем чужака.

В романе «Пятеро», описывающем историю еврейской семьи в Одессе накануне революции 1905 г., проводится мысль о безвыходности положения ассимилированного русского еврейства. Фельетоны Жаботинского, написанные в начале века на злободневные тогда темы, в течение многих лет служили источником вдохновения и являлись идейным руководством для еврейской молодежи СССР.

Главное противостояние тяжелой атлетики XX века

Про данное противостояние в 60-х годах не говорил только ленивый. Главная встреча двух советско-украинских богатырей произошла в 1964 году во время олимпиады в Токио. Именно благодаря сражению этих мужиков та летняя Олимпиада осталась в памяти многих поклонников спорта.

Вот что тогда писали японские газеты про данное противостояние:

Их соперничество началось в 1959 году, когда никому неизвестный Юрий Власов буквально ворвался в тяжелую атлетику, встав на пути у самого Алексея Медведева, первого советского тяжеловеса, ставшего чемпионом мира. Партнеры по сборной завидовали успеху молодого Власова, зато чиновники всеми силами презирали Юрия. Но он не дал им поводов усомниться в себе как в спортсмене, штампуя победу за победой.

Как раз к той Олимпиаде в Токио многим уже успел надоесть дерзкий тяжелоатлет. Ведь для большинства Власов приезжал на Олимпиаду главным фаворитом, и он бы её спокойно выиграл, если бы не главный герой нашего материала.

Сдвинуть Юрия с пьедестала Жаботинскому помогал тот самый Алексей Медведев, который обжегся на Власове в 1959 году. Про дополнительную мотивацию в данном случае лучше не говорить. Поэтому тренер Жаботинского досконально изучал Власова, его характер и привычки, зная сильные и слабые стороны атлета.

Многие эксперты считали, что во время Олимпиады в Токио Жаботинский вел себя неподобающе, буквально на грани грубости. Вот как реагировал на своего оппонента Леонид:

И вот наступило время Олимпиады. Тогда победитель соревнований по тяжелой атлетике определялся по сумме троеборья – жим, толчок и рывок. Чуть позже жим отменили, но не в 1964 году.

В переполненном зрителями тяжелоатлетическом зале «Сибайя» на победу претендовали четыре человека. Два советских спортсмена, сорокалетний американец Норбет Шемански и его соотечественник Гэри Губнер, но с нашими богатырями им было трудно бороться.

Американцы начали соревнования неудачно: Губнер выжал 175 килограмм, а Шемански на 5 килограмм больше. Что же главные соперники? Жаботинский со второй попытки зафиксировал над головой 187,5 килограмм, в то время как Власов закончил упражнение с новым мировым рекордом 197, 5 килограмм. Но борьба между ними только разгоралась.

Собственный вес Жаботинского на тот момент составлял 154 кг против 136 у Власова. Далее спортсмены приступили к рывку: две первые попытки были Жаботинским просто провалены. Здесь вверх тоже взял Власов.

И перед последним упражнением все понимали, что Власов намного сильнее, ведь Жаботинский даже решил уменьшить свой вес для начального подхода с 205 кг на 200 кг. Всем показалось, что таким образом украинец полностью капитулирует. Всем, кроме него самого. Вот что про тот момент сказал сам Леонид:

«Всем своим видом я демонстрировал, что отказываюсь от борьбы за золото и даже снизил начальный вес. Власов, почувствовав себя хозяином помоста, ринулся покорять рекорды и… срезался».

Этот эпизод был назван – «Ходом Жаботинского».

В итоге вес штанги установили выше мирового рекорда, на отметке 217,5 килограмм. Жаботинский в своём втором подходе еле оторвал вес от пола, а как по-другому? Ведь ему ни разу не удавалось сталкиваться с таким огромным весом. Власов же в свою очередь решил покорить очередной рекорд, но сделать ему это не удалось.

«Я уходил с помоста опустошенный борьбой, немного раздосадованный, но, в общем, довольный. Навстречу поднимался Жаботинский. И потом случилось то, чего я не ожидал. Он взял вес, который сразу вывел его на первое место. Откуда эта перемена? Откуда этот взрыв силы?.. Как я проглядел эту перемену? Однако у меня уже не было подходов для ответа», – говорил после этого Власов.

В результате многолетний лидер нашей страны попался на собственном самолюбии. Ведь, как оказалось, Жаботинский специально завалил свой второй подход, дабы показать сопернику мнимую слабость. Олимпиада в Токио осталась за Леонидом, Власов к удивлению многих проиграл.

Разногласия с руководством Всемирной сионистской организации и левыми

Поскольку английское правительство начало ограничивать права евреев на репатриацию в Палестину, не оказывало поддержки поселенческой деятельности и, наконец, изъяло из территории, предназначенной по мандату Лиги Наций для еврейского национального очага, Заиорданье, считавшееся до тех пор неотъемлемой частью Эрец-Исраэль, разногласия между Жаботинским и руководством Всемирной сионистской организации во главе с Х. Вейцманом все больше углублялись.

Жаботинский требовал от сионистского руководства проведения твердой линии по отношению к Англии, указывая, что политика британских мандатных властей и верховного комиссара Г. Сэмюэла носит антисионистский характер. После опубликования в 1922 г. Белой книги Жаботинский подал исполнительному комитету Всемирной сионистской организации меморандум, в котором резко осуждал английское правительство.

Однако меморандум Жаботинского и предложенный им проект резолюции, призывавшей провозгласить исторические цели сионизма, были отвергнуты исполнительным комитетом, опасавшимся политического конфликта с Британской империей. В январе 1923 г. Жаботинский вышел из исполнительного комитета и занялся литературно-издательской деятельностью, направленной главным образом на национальное воспитание молодежи.

Став компаньоном издательства «Ѓа-сефер» в Берлине, Жаботинский подготовил к изданию первый географический атлас мира на иврите. В июле 1923 г. Жаботинский становится постоянным сотрудником журнала «Рассвет» — органа русских сионистов, эмигрировавших в Европу. В статьях этого периода Жаботинский разъясняет свой подход к решению политических, экономических и социальных проблем, стоявших перед еврейским населением Палестины.

Полемизируя с идеологией социалистических партий в сионистском движении, видевших цель сионизма в создании в Эрец-Исраэль общества, основанного на социалистических или коммунистических идеалах, Жаботинский настаивал на примате идеи создания еврейского государства над какими-либо другими идеалами. В статье «Сион и коммунизм» Жаботинский писал:

Сионизм — это воплощение национальной гордости и суверенного самоуважения, органически несовместимых с тем, чтобы судьба евреев была менее важна, чем другие вопросы мирового значения… всякое “спасение мира” — позорная ложь, пока нет у евреев своей страны, как у других народов.

Отметая обвинения в том, что он «враг рабочих», Жаботинский резко критиковал лидеров рабочего движения Эрец-Исраэль за «утерю государственного горизонта во славу группового эгоизма». Жаботинский требовал официально провозгласить конечной целью сионизма создание еврейского государства по обе стороны Иордана.

Это требование было отвергнуто большинством голосов на 15-м и 17-м Сионистских конгрессах в Базеле в 1927 г. и 1931 г. из опасения усилить враждебность со стороны арабов и затруднить политическую борьбу за заселение и развитие Эрец-Исраэль.

З.Жаботинский с женой и сыном

Жаботинский не разделял также и экономической концепции рабочих партий, однако считал, что «каждый резонный метод колонизации… имеет право на опыт и поддержку сионистской организации», — как коллективный (киббуцный), так и частновладельческий. Жаботинский категорически отрицал классовую борьбу для еврейского общества Эрец-Исраэль в период построения национального государства. Он призывал решать трудовые конфликты не забастовками и локаутами, а принудительным третейским арбитражем. Еврейское государство, согласно Жаботинскому, должно основываться на принципах демократии и на самодисциплине равноправных граждан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector